Нижний Новгород |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А43-28398/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.08.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
при участии представителей
от заявителя: Филоненко И.С. (доверенность от 14.12.2018),
от заинтересованного лица: Зотовой Ю.И. (доверенность от 26.12.2018 N 192),
Пестовой М.Ю. (доверенность от 26.12.2018 N 188),
от третьего лица: Фадеевой Н.Б. (доверенность от 01.01.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного
учреждения здравоохранения Нижегородской области "Родильный дом N 5
Московского района г. Нижнего Новгорода"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2019,
принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019,
принятое судьями Захаровой Т.А., Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
по делу N А43-28398/2018
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения
Нижегородской области "Родильный дом N 5 Московского района
г. Нижнего Новгорода" (ИНН: 5259011457, ОГРН: 1035205268010)
о признании недействительным решения Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Нижегородской области
(ИНН: 5253001734, ОГРН: 1025203035219),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование
(ИНН: 9723030797, ОГРН: 1177746612581),
и установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Родильный дом N 5 Московского района г. Нижнего Новгорода" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - Фонд) от 12.07.2018 N 18 в части поручения страховой медицинской организации провести экспертизу качества медицинской помощи по 13 спорным случаям оказания медицинской помощи с привлечением экспертов качества медицинской помощи по соответствующей специальности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование (далее - ООО ВТБ МС).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2019 заявителю отказано в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 2, 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно истолковали часть 11 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункт 22 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок N 230), пункт 9.16 приказа Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования", не применил подлежащий применению пункт 75 Порядка N 230 и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Учреждения, у Фонда отсутствуют полномочия по вынесению решения об обязании страховой медицинской организации проводить экспертизу качества медицинской помощи; Фонд и страховая медицинская организация не включили заблаговременно проверку в план экспертиз качества медицинской помощи, чем нарушили права медицинской организации. Приняв оспариваемое решение, Фонд превысил свои полномочия. Таким образом, заявитель полагает, что решение Фонда от 12.07.2018 N 18 является незаконным и нарушает права и законные интересы Учреждения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
ООО ВТБ МС в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с позицией Учреждения, указав на законность принятых судебных актов.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО ВТБ МС (страховая медицинская организация) провела в отношении Учреждения медико-экономическую экспертизу страховых случаев (случаев оказания медицинской помощи), в ходе которой выявило нарушения при оказании медицинской помощи застрахованным гражданам, которые зафиксировало в актах медико-экономической экспертизы от 12.04.2018 N 92758/99531/1 и 92759/99622/1.
Не согласившись с данными актами, Учреждение направило в страховую медицинскую организацию протоколы разногласий к указанным актам и претензии в Фонд.
В связи с поступившими претензиями Учреждения Фонд организовал реэкспертизу по результатам медико-экономической экспертизы, результаты которой оформлены актом реэкспертизы по результатам медико-экономической экспертизы от 13.06.2018 N 22.
Данный акт Учреждение подписало с протоколом разногласий.
По результатам реэкспертизы Фонд вынес решение от 12.07.2018 N 18, в соответствии с которым страховой медицинской организации поручено:
1. провести экспертизу качества медицинской помощи по 13 спорным случаям оказания медицинской помощи с привлечением экспертов качества медицинской помощи по соответствующей специальности;
2. удержать с медицинской организации 192 684 рубля 23 копейки в соответствии с кодом 4.2 "Отсутствие в первичной медицинской документации результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей, позволяющих оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер, условия предоставления медицинской помощи и провести оценку качества оказанной медицинской помощи" по 58 случаям.
Не согласившись с решением Фонда от 12.07.2018 N 18 в части поручения страховой медицинской организации провести экспертизу качества медицинской помощи по 13 случаям оказания медицинской помощи, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 40, 42 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктами 6, 18, 21, 30, 35, 51, 75 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230, приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о законности оспариваемого решения Фонда и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Согласно части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ Территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 38 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация обязана осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставление отчета о результатах такого контроля.
Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утвержден приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок N 230).
В пункте 19 Порядка N 230 установлено, что в соответствии с частью 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономической экспертизы, оформленные соответствующим актом по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных статьей 41 Закона N 326-ФЗ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (приложение 8 к настоящему Порядку), а также могут являться основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи.
Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи по поручению территориального фонда обязательного медицинского страхования или страховой медицинской организации (пункт 22 Порядка N 230).
В силу пункта 51 Порядка N 230 в планы деятельности страховых медицинских организаций в части организации и проведения контроля, в том числе в планы проверок страховыми медицинскими организациями медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в течение года по согласованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования могут вноситься изменения и дополнения.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в данном случае Учреждение не оспаривает выявленные нарушения и сумму санкций, а ограничивается ссылками на нарушение процедуры назначения и проведения экспертизы качества медицинской помощи страховой медицинской организацией.
Как правомерно указали суды, нормы Закона N 326-ФЗ не устанавливают запрета на проведение экспертизы качества медицинской помощи во исполнение решения (поручения) территориального фонда.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае Фонд не нарушил порядок организации и проведения контроля.
Кроме того, действующее законодательство не предусматривает возможность признания незаконными результатов проверки по формальным основаниям при наличии подтвержденного нарушения со стороны медицинского учреждения и отсутствии доказательств нарушения его прав со стороны Фонда.
На основе исследования имеющихся в деле доказательств суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Фонда от 12.07.2018 N 18 принято уполномоченным органом, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере осуществления экономической деятельности.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 по делу N А43-28398/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Родильный дом N 5 Московского района г. Нижнего Новгорода" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей отнести на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Родильный дом N 5 Московского района г. Нижнего Новгорода".
Возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Родильный дом N 5 Московского района г. Нижнего Новгорода" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.06.2019 N 1283 при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утвержден приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок N 230).
В пункте 19 Порядка N 230 установлено, что в соответствии с частью 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономической экспертизы, оформленные соответствующим актом по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных статьей 41 Закона N 326-ФЗ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (приложение 8 к настоящему Порядку), а также могут являться основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи.
...
Как правомерно указали суды, нормы Закона N 326-ФЗ не устанавливают запрета на проведение экспертизы качества медицинской помощи во исполнение решения (поручения) территориального фонда."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 августа 2019 г. N Ф01-4023/19 по делу N А43-28398/2018