Нижний Новгород |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А43-1119/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Погодина А.А., доверенность от 31.07.2019,
от заинтересованного лица: Колодяжной А.С., доверенность от 13.05.2019 (до перерыва),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.03.2019,
принятое судьей Волчанской И.С., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019,
принятое судьями Москвичевой Т.В., Волгиной О.А., Захаровой Т.А.,
по делу N А43-1119/2019
по заявлению Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы N 15 по Нижегородской области
и установил:
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи от 07.02.2018 N 2185275143986 об исключении недействующего юридического лица автономной некоммерческой организации "Спортивный стрелковый клуб "Хабарское" (далее - АНО "ССК "Хабарское", Организация) из ЕГРЮЛ и обязании Инспекции восстановить статус АНО "ССК "Хабарское" как действующего юридического лица.
Решением суда от 06.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 решение Арбитражного суда Нижегородской области оставлено без изменения.
Департамент не согласился с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 06.12.2011 N 26-П, согласно которой критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическим прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Суды не дали оценки доводам Департамента о наличии признаков ведения деятельности юридическим лицом: представитель АНО "ССК "Хабарское" участвовал в судебных заседаниях 27.03 и 04.05.2017 по делу N А43-36788/2016 Арбитражного суда Нижегородской области. Исключение Организации из ЕГРЮЛ нарушает права Департамента как кредитора на взыскание задолженности с указанного лица.
Подробно доводы Департамента изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем заявителя в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель регистрирующего органа в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.08.2019 объявлялся перерыв до 10 часов 45 минут 27.08.2019.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, АНО "ССК "Хабарское" 03.12.2009 зарегистрирована в качестве юридического лица.
Инспекция составила в отношении Организации справки от 09.10.2017 N 2354-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (последним представленным документом являлась декларация по упрощенной системе налогообложения за 2015 год), и N 2354-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам юридического лица.
Регистрирующий орган принял в отношении АНО "ССК "Хабарское" решение от 13.10.2017 N 13705 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Сообщение об исключении Организации из ЕГРЮЛ опубликовано 18.10.2017 в "Вестнике государственной регистрации" N 42 (655), часть 2.
В течение трех месяцев с момента публикации указанного сообщения заявления от кредиторов и иных заинтересованных лиц не поступили, в связи с чем Инспекция 07.02.2018 внесла в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером 2185275143986 об исключении АНО "ССК "Хабарское" из реестра как лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Департамент не согласился действиями Инспекции и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 21.1, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий регистрирующего органа и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд дополнительно руководствовался пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", согласился с выводом Арбитражного суда Нижегородской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ определено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 этого закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из данного реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что имеющиеся у Инспекции сведения об отсутствии движения денежных средств по банковским счетам в течение последних двенадцати месяцев и непредставлении АНО "ССК "Хабарское" предусмотренной законодательством отчетности, указывали на отсутствие признаков хозяйственной деятельности юридического лица. Департамент не был лишен возможности в установленный законом трехмесячный срок представить в регистрирующий орган обоснованные возражения по вопросу предстоящего исключения из ЕГРЮЛ.
Департамент не представил доказательств фактического осуществления указанной организацией деятельности в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении из реестра, а также не обосновал, как удовлетворение заявленных требований может восстановить его права, учитывая отсутствие сведений о наличии у АНО "ССК "Хабарское" имущества, на которое может быть обращено взыскание.
На основании изложенного суды, установив, что Инспекция действовала в пределах полномочий, предоставленных Законом N 129-ФЗ, и обоснованно исключила АНО "ССК "Хабарское" из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, отказали в удовлетворении заявленных Департаментом требований.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 06.12.2011 N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина", в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из ЕГРЮЛ взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Закона о регистрации устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Соответственно, оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или не проведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей. Данный признак, однако, не имеет такого же определяющего значения для юридических лиц, которые обладают особым публично-правовым статусом и осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, а именно: решения вопросов некоммерческой организации, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач.
При этом следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" указано, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением. Так, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления; заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из Единого государственного реестра юридических лиц направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N 15-П).
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд, отказывая в удовлетворении заявленного Департаментом требования, исходили из того, что все установленные Законом N 129-ФЗ условия для принятия решения об исключении АНО "ССК "Хабарское" из реестра регистрирующим органом соблюдены.
Однако, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.12.2018 N 301-КГ18-8795, судебная защита в форме оспаривания решений, действий (бездействия) субъектов публичной власти гарантируется любому лицу при наличии оснований полагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и они были нарушены.
Лишение заявителя по формальным основаниям гарантированного права на судебную защиту противоречит задачам арбитражного судопроизводства.
Департамент при обращении в суд первой инстанции и в апелляционной жалобе указывал, что исключение АНО "ССК "Хабарское" из реестра нарушает права и законные интересы заявителя как кредитора по делам N А43-36788/2016, А43-32846/2017. В обоснование фактического осуществления АНО "ССК "Хабарское" деятельности представитель Департамента в суде апелляционной инстанции ссылался на участие представителя АНО "ССК "Хабарское" в судебных заседаниях 27.03 и 26.04.2017 по делу N А43-36788/2016 Арбитражного суда Нижегородской области.
Суды указали, что наличие неисполненных обязательств не является препятствием для признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность и не опровергает статус АНО "ССК "Хабарское" как недействующего юридического лица. Доказательств того, что восстановление записи в ЕГРЮЛ в отношении АНО "ССК "Хабарское" как о действующем юридическом лице будет способствовать взысканию заявителем задолженности, а также доказательств наличия у Организации имущества не представлено.
Вместе с тем, отказ в удовлетворении требования по данным основаниям также неправомерен, поскольку вопросы исполнения судебных актов не имеют значения для рассмотрения настоящего спора. При этом правовая оценка довода Департамента об осуществлении Организацией защиты своих прав по делам N А43-36788/2016, А43-32846/2017 в обжалуемых судебных актах отсутствует.
Отказ судов в удовлетворении заявленного требования лишь на тех основаниях, что у регистрирующего органа отсутствовали сведения о наличии у АНО "ССК "Хабарское" задолженности перед Департаментом и действия Инспекции по исключению Организации из ЕГРЮЛ соответствовали требованиям Закона N 129-ФЗ, при таких наличии таких обстоятельств нарушает предусмотренное пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ право Департамента на восстановление регистрационного учета АНО "ССК "Хабарское" на основании решения суда.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций не исследовали и не дали оценку приведенным Департаментам возражениям, а суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по оценке и исследованию доказательств не обладает, вывод судов о недоказанности фактического осуществления АНО "ССК "Хабарское" деятельности в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении из реестра, является преждевременным и не может быть признан соответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного и на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует дать оценку доводам Департамента о фактическим осуществлении АНО "ССК "Хабарское" в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении из реестра, нарушении прав и законных интересов заявителя и разрешить спор в соответствии с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.03.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу N А43-1119/2019 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N 15-П).
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд, отказывая в удовлетворении заявленного Департаментом требования, исходили из того, что все установленные Законом N 129-ФЗ условия для принятия решения об исключении АНО "ССК "Хабарское" из реестра регистрирующим органом соблюдены.
...
Отказ судов в удовлетворении заявленного требования лишь на тех основаниях, что у регистрирующего органа отсутствовали сведения о наличии у АНО "ССК "Хабарское" задолженности перед Департаментом и действия Инспекции по исключению Организации из ЕГРЮЛ соответствовали требованиям Закона N 129-ФЗ, при таких наличии таких обстоятельств нарушает предусмотренное пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ право Департамента на восстановление регистрационного учета АНО "ССК "Хабарское" на основании решения суда."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 сентября 2019 г. N Ф01-3847/19 по делу N А43-1119/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-1119/19
02.09.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3847/19
22.05.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3187/19
06.03.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-1119/19