г. Нижний Новгород |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А79-1747/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.12.2018, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019, принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., по делу N А79-1747/2018
по заявлению публичного акционерного общества по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" (ОГРН: 1022100967195, ИНН: 2127008364) об отмене постановления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.02.2018 N 44-14-2018-196,
о признании недействительным представления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.02.2018,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичное акционерное общество "РусГидро", общество с ограниченной ответственностью "Центр Дорпроект", Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы",
и установил:
публичное акционерное общество "Дорисс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) от 15.02.2018 N 44-14-2018-196 и представления от 15.02.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "РусГидро" (далее - ПАО "РусГидро"), общество с ограниченной ответственностью "Центр Дорпроект", Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы", Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Прикамье").
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 18.12.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, оспариваемое представление не соответствует требованиям законодательства, поскольку оно лишь указывает на допущенное нарушение действующего законодательства и не содержит перечень действий, которые Общество должно совершить, или от совершения которых должно воздержаться. Заявитель указывает, что в рамках государственного контракта от 25.10.2016 N 416/16 предусмотрено строительство водоочистных сооружений; все проектные решения, предусмотренные в проектной документации "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар км 16+350 - км 19+294 в Чувашской Республике", 1 этап автомобильная дорога (правая полоса)" разработаны и согласованы с филиалом ПАО "РусГидро" - "Чебоксарская ГЭС"; полагает, что оспариваемые решение и постановление судов затрагивают интересы Федерального казенного учреждения "Волго-Вятскуправтодор", не привлеченного к участию в деле. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и дополнении к ней.
ФКУ Упрдор "Прикамье" в отзыве поддержало доводы Общества, полагает, что обжалованные решение и постановление судов приняты с нарушением норм материального права и подлежат отмене.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 02.12.2016 ФКУ Упрдор "Прикамье" силами подрядной организации - Общества, осуществляло работы по реализации государственного контракта "Капитальный ремонт автодороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар с 16+350 км по 19+294 км в Чувашской Республике", 1 этап - автомобильная дорога (правая полоса)", проходящей по гребню земляной плотины Филиала ПАО "РусГидро" - Чебоксарская ГЭС". В рамках данных работ Обществу поручалось строительство на автодороге водоочистных сооружений.
В Управление поступила информация о том, что Общество, при проведении капитального ремонта автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар, самовольно разместило на откосе земляной плотины Чебоксарской ГЭС водоочистные сооружения без согласования с собственником гидротехнического сооружения - ПАО "РусГидро".
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Управления составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 09.02.2018 N 44-14-2018-196.
По результатам рассмотрения материалов административного дела административный орган вынес постановление от 15.02.2018 N 44-14-2018-196 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 9.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей и представление от 15.02.2018 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 64, 65, 71, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2.1, 2.9, 4.1, 9.2, 26.1, 26.2 КоАП РФ, Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон о безопасности гидротехнических сооружений) и Правилами технической эксплуатации электрических сетей и сетей РФ, распространяемыми на гидроэлектростанции и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229 (далее - Правила N 229), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В статье 9.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
Закон о безопасности гидротехнических сооружений регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В силу статьи 9 названного Закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в числе прочего, обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации относится к нарушению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (статья 19 Закона о безопасности гидротехнических сооружений).
Правила N 229 распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.
Таким образом, организации, эксплуатирующие гидротехнические сооружения и выполняющие работы применительно к этим объектам обязаны соблюдать требования к обеспечению безопасности таких сооружений, предусмотренные Законом о безопасности гидротехнических сооружений и Правилами N 229. Несоблюдение этих требований влечет применение административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, Обществу вменено нарушение требований, предусмотренных пунктом 3.1.5 Правил N 229, согласно которому, размещение грузов и устройство каких-либо сооружений, в том числе причалов, автомобильных и железных дорог, на бермах и откосах каналов, плотин, дамб и у подпорных стенок в пределах расчетной призмы обрушения не допускается.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что строительство на откосе земляной плотины Чебоксарской ГЭС при капитальном ремонте автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар водоочистных сооружений осуществлено Обществом в пределах расчетной призмы обрушения; филиал ПАО "РусГидро" согласовал выполнение работ по организации системы водоотвода на откосах и берме земляной плотины за исключением устройства очистных сооружений, что отражено в акте-допуске для производства строительно-монтажных работ от 17.10.2017 N 2.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного вывод судов о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ, является правильным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по своей сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств.
В силу статей 168 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Довод Общества о том, что суды не привлекли к участию в деле Федеральное казенное учреждение "Волго-Вятскуправтодор" подлежит отклонению, поскольку из обжалуемых судебных актов не следует, что они приняты о правах и обязанностях указанного лица.
Арбитражный суд Чувашкой Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.12.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу N А79-1747/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила N 229 распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.
Таким образом, организации, эксплуатирующие гидротехнические сооружения и выполняющие работы применительно к этим объектам обязаны соблюдать требования к обеспечению безопасности таких сооружений, предусмотренные Законом о безопасности гидротехнических сооружений и Правилами N 229. Несоблюдение этих требований влечет применение административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 КоАП РФ.
...
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного вывод судов о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ, является правильным."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 сентября 2019 г. N Ф01-3277/19 по делу N А79-1747/2018
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3277/19
22.03.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2909/18
18.12.2018 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-1747/18
22.05.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2909/18
27.02.2018 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-1747/18