Нижний Новгород |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А43-5124/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Гурцкой Н.В. (доверенность от 10.06.2019),
от заинтересованного лица: Юркина В.Н. (доверенность от 24.08.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Срочноденьги"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.03.2019,
принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А43-5124/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Срочноденьги"
(ОГРН: 1105260001857, ИНН: 5260271530)
к Центральному банку Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации
о признании незаконным и об отмене постановления Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 24.01.2019 N 18-21042/3110-1,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Срочноденьги" (далее - Общества) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк) от 24.01.2019 N 18-21042/3110-1 о привлечении к административной ответственности на статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением от 20.03.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, сведения, предоставленные Банку 27.12.2018, носили дополнительный уточняющий характер представленной ранее информации по запросу Банка. Вменяемое административное правонарушение не повлекло существенных нарушений общественных интересов и было допущено непреднамеренно, без умысла сокрытия каких-либо сведений от государственного органа, в связи с чем являлось малозначительным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании Банк просит судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Законность судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения Банком обращения Игнатовой Людмилы Ивановны, содержащего сведения о возможном нарушении действующего законодательства Российской Федерации со стороны Общества, в адрес Общества направлен запрос о предоставлении информации от 31.10.2018 N 59-3-6/77724, согласно которому Обществу было необходимо в срок до 09.11.2018 представить в числе прочих сведения о принадлежности либо использовании Обществом и/или лицами, действующими в интересах Общества, номеров телефонов +7996***9, +7905***3, +7906***8 (пункт 13 запроса).
В ответе от 09.11.2018 Общество сообщило, что номера телефонов +7996***9, +7905***3, +7906***8 ему, а также привлеченному третьему лицу, действующему в интересах Общества, не принадлежат, однако, Обществом не представлены сведения об использовании либо не использовании указанных номеров телефонов.
Письменных пояснений в обоснование невозможности предоставления этих сведений, о наличии причин, объективно препятствующих исполнению пункта 13 запроса в полном объеме, Общество не направило.
В дальнейшем Общество письмом от 27.12.2018 представило в Банк объяснения, согласно которым телефонные номера +7996***9, +7905***3, +7906***8 Обществу не принадлежат и не используются Обществом в его работе.
Таким образом, Общество исполнило запрос в полном объеме с существенным нарушением установленного срока на 48 дней.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.3 КоАП РФ, должностное лицо Банка 05.12.2018 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N СЗ-59-ЮЛ-18-21042/1020-1.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Банком 24.01.2019 вынесено постановление N 18-21042/3110-1 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 19.7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления от 24.01.2019 N 18-21042/3110-1.
Решением от 20.03.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019, суд отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вмененного административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 19.7.3 КоАП РФ административная ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4, статьи 76.1, статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
На основании пункта 11 статьи 76.1 Федерального закона N 86-ФЗ лица, осуществляющие деятельность микрофинансовых организаций, признаются некредитными финансовыми организациями.
Общество включено в государственный реестр микрофинансовых организаций 03.08.2011 (регистрационный номер записи N 2110552000304), в связи с чем на основании части 2 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ) имеет статус микрокредитной организации.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 151-ФЗ микрофинансовые организации обязаны представлять в Банк России отчетность, в том числе бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также иные документы и информацию, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 7.3 части 4 статьи 14 Федерального закона N 151-ФЗ Банк России направляет микрофинансовой организации предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
Согласно пункту 5.2 части 2 статьи 9 Федерального закона N 151-ФЗ микрофинансовая организация обязана обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.
Порядок взаимодействия Банка России, в том числе с саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка посредством использования информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Банка России), в том числе путем предоставления этим лицам доступа к личному кабинету (далее - информационные ресурсы), в случае если указанное взаимодействие предусмотрено законодательством Российской Федерации, установлен Указанием от 03.11.2017 N 4600-У о порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета (далее - Указание N 4600-У).
Согласно пункту 4.1 Указания N 4600-У Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе требования (предписания) Банка России, запросы Банка России и ответы на запросы участника информационного обмена.
Суд установил, что в адрес Общества направлен запрос о предоставлении информации от 31.10.2018 N С59-3-6/77724, согласно которому Обществу было необходимо в срок до 09.11.2018 представить сведения и документы, в числе прочих по пункту 13:
- сведения о принадлежности либо использовании Обществом и/или лицами, действующими в интересах Общества, номеров телефонов +7996***9, +7905***3, +7906***8.
В случае непредставления сведений и документов, указанных в названном запросе, Обществу необходимо было представить объяснение причин непредставления с приложением подтверждающих документов.
Запрос Банка от 31.10.2018 N 5 9-3-6/77724 размещен в личном кабинете 31.10.2018.
Ответы на запрос от Общества от 09.11.2018 поступили в Банк 09.11.2018.
В ответах на запрос Общество сообщило, что номера телефонов +7996***9, +7905***3, +7906***8 ему, а также привлеченному третьему лицу, действующему в интересах Общества, не принадлежат. При этом Обществом не были представлены сведения об использовании либо не использовании указанных номеров телефонов.
Между тем отсутствие принадлежности телефонных номеров +7996***9, +7905***3, +7906***8) Обществу и третьему лицу, действующему в интересах Общества, не исключает возможность использования данных телефонных номеров Обществом или третьим лицом, действующим в его интересах.
Письменных пояснений в обоснование невозможности предоставления таких сведений, о наличии причин, объективно препятствующих исполнению пункта 13 запроса в полном объеме, Обществом в адрес Банка также не направлено.
При таких обстоятельствах в нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 151-ФЗ Общество не представило в полном объеме запрашиваемые сведения, необходимые Банку для решения вопросов, находящихся в его компетенции.
Общество лишь письмом от 27.12.2018 направило в Банк сведения, согласно которым телефонные номера +7996****9, +7905***3, +7906***8, Обществу не принадлежат и не используются Обществом в его работе.
Следовательно, Общество исполнило запрос с нарушением установленного срока на 48 дней.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного вывод суда о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, является правильным. Правонарушение, предусмотренное статьей 19.7.3 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть для привлечения Общества к административной ответственности не требуется наступления каких-либо неблагоприятных последствий, важен лишь факт непредставления или ненадлежащего представления соответствующей информации.
Довод общества о наличии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным был предметом рассмотрения судов и получил надлежащую правовую оценку.
В соответствии с частью 1 и 3 статьи 286 Кодекса пределы рассмотрения в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов и возражений, содержащихся в кассационной жалобе, а также проверкой соответствия выводов судов нижестоящих инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В связи с чем оснований для переоценки этих выводов у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса не имеется.
Кроме того, согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса, суд не допустил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.03.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 по делу N А43-5124/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Срочноденьги" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письменных пояснений в обоснование невозможности предоставления таких сведений, о наличии причин, объективно препятствующих исполнению пункта 13 запроса в полном объеме, Обществом в адрес Банка также не направлено.
При таких обстоятельствах в нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 151-ФЗ Общество не представило в полном объеме запрашиваемые сведения, необходимые Банку для решения вопросов, находящихся в его компетенции.
...
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного вывод суда о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, является правильным. Правонарушение, предусмотренное статьей 19.7.3 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть для привлечения Общества к административной ответственности не требуется наступления каких-либо неблагоприятных последствий, важен лишь факт непредставления или ненадлежащего представления соответствующей информации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 сентября 2019 г. N Ф01-4405/19 по делу N А43-5124/2019