Нижний Новгород |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А43-52241/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Золотаревой И.А. (доверенность от 25.01.2019 N 7),
от заинтересованного лица: Аракчеевой А.А. (доверенность от 02.09.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2019,
принятое судьей Волчанской И.С., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019,
принятое судьями Москвичевой Т.В., Волгиной О.А., Захаровой Т.А.,
по делу N А43-52241/2018
по заявлению Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
(ИНН: 5260294552, ОГРН: 1115260001449)
о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы N 15 по Нижегородской области (ИНН: 5260421183, ОГРН: 1165260050548)
по исключению общества с ограниченной ответственностью "Леспром-СТ"
из Единого государственного реестра юридических лиц
и установил:
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи от 02.08.2017 N 2175275994815 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Леспром-СТ" (далее - ООО "Леспром-СТ", Общество) и об обязании регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ сведения об ООО "Леспром-СТ" как о действующем юридическом лице.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суды неправильно применили пункт 1 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Департамент считает, что формальное соответствие действий регистрирующего органа положениям статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не исключает незаконность записи о прекращении деятельности ООО "Леспром-СТ", поскольку данная запись была сделана при наличии у Общества неисполненных обязательств перед Департаментом (вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.04.2015 по делу N А43-22425/2014 с ООО "Леспром-СТ" в пользу Департамента взыскано 7 806 272 рубля 39 копеек долга и 1 301 648 рублей 27 копеек пеней). Таким образом, исключение Общества из ЕГРЮЛ фактически делает невозможным исполнение указанного судебного акта.
Подробно доводы Департамента приведены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании с доводами Департамента не согласились, указав на законность обжалуемых судебных актов и отсутствие оснований для их отмены.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Леспром-СТ" (ИНН: 5247049600, ОГРН: 110524700023) зарегистрировано в качестве юридического лица 22.03.2010.
На основании справок от 24.03.2017 N 39-О о непредставлении Обществом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и об отсутствии движения по банковским счетам Инспекция приняла решение от 07.04.2017 N 4819 о предстоящем исключении ООО "Леспром-СТ" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Сообщение о принятом регистрирующим органом решении опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 12.04.2017 N 14 (628), часть 2, запись N 2426.
В установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ срок заявления от Общества, его кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не поступили, поэтому 02.08.2017 Инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись N 2175275994815 о прекращении деятельности Общества в связи с его исключением из ЕГРЮЛ.
Не согласившись с действиями Инспекции, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 21.1, 22 Закона N 129-ФЗ, учитывая разъяснения, данные в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 18.05.2015 N 10-П и в определениях от 26.05.2016 N 1033-О, от 29.09.2016 N 1971-О, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о законности действий регистрирующего органа и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд поддержал вывод суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и пункту 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).
В пункте 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
В силу пункта 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ и пункта 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что основанием для принятия решения от 07.04.2017 N 4819 о предстоящем исключении ООО "Леспром-СТ" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица послужило непредставление им в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам (справки от 24.03.2017 N 39-О и 39-С); сведения о принятом решении опубликованы регистрирующим органом в установленном порядке в журнале "Вестник государственной регистрации" 12.04.2017; заявления от Общества и иных заинтересованных лиц, в том числе Департамента, в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в Инспекцию не поступили.
Установленные судами обстоятельства в силу закона являются основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что Инспекция действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Законом N 129-ФЗ, и обоснованно исключила ООО "Леспром-СТ" из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
Наличие у Общества задолженности перед Департаментом не свидетельствует о незаконности действий Инспекции, поскольку процедура исключения недействующего юридического лица была полностью соблюдена. При этом Департамент, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением Общества из ЕГРЮЛ, проявив заботливость и осмотрительность, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в соответствующий регистрирующий орган заявление о несогласии с исключением Общества из ЕГРЮЛ.
Неблагоприятные последствия бездействия кредитора не могут быть возложены на регистрирующий орган, который не допустил каких-либо нарушений при исключении Общества из ЕГРЮЛ.
Доказательства фактического осуществления ООО "Леспром-СТ" деятельности в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, в материалы дела не представлены.
Довод Департамента о том, что имеющаяся у Общества непогашенная задолженность на момент совершения оспариваемых действий является основанием для отказа от их совершения, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что на дату их совершения Инспекция располагала какими-либо сведениями о наличии такой задолженности. Кроме того, суды правомерно указали, что исключение Общества из ЕГРЮЛ не лишает Департамента права при последующем нахождении имущества должника воспользоваться средствами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины, связанной с подачей кассационной жалобы, не рассматривался, поскольку Департамент на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу N А43-52241/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие у Общества задолженности перед Департаментом не свидетельствует о незаконности действий Инспекции, поскольку процедура исключения недействующего юридического лица была полностью соблюдена. При этом Департамент, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением Общества из ЕГРЮЛ, проявив заботливость и осмотрительность, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в соответствующий регистрирующий орган заявление о несогласии с исключением Общества из ЕГРЮЛ.
...
Довод Департамента о том, что имеющаяся у Общества непогашенная задолженность на момент совершения оспариваемых действий является основанием для отказа от их совершения, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что на дату их совершения Инспекция располагала какими-либо сведениями о наличии такой задолженности. Кроме того, суды правомерно указали, что исключение Общества из ЕГРЮЛ не лишает Департамента права при последующем нахождении имущества должника воспользоваться средствами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 сентября 2019 г. N Ф01-4413/19 по делу N А43-52241/2018