Нижний Новгород |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А82-22001/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля:
Лысенко О.Е. (доверенность от 21.01.2019 N 03-13/17)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2019,
принятое судьей Коробовой Н.Н., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019,
принятое судьями Черных Л.И., Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В.,
по делу N А82-22001/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проектинвестцентр"
(ИНН: 7709747356, ОГРН: 1077757609566)
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации в г. Ярославле
(ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825) и
Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля
(ИНН: 7603007070, ОГРН: 1047600209931)
о признании недействительным письма и об обязании возвратить излишне взысканные
страховые взносы и пени,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области (ИНН: 5024002119, ОГРН: 1045016000006),
Инспекция Федеральной налоговой службы N 36 по г. Москве
(ИНН: 7736119488, ОГРН: 1047736026360),
государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда
Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области
(ИНН: 7725215743, ОГРН: 1027725022500),
государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда
Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области
(ИНН: 7734252981, ОГРН: 1027734010590),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Проектинвестцентр" (далее - ООО "Проектинвестцентр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (далее - Фонд), Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля (далее - ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля, Инспекция) о признании недействительным письма Фонда от 26.09.2018 N 07-13/1-1807 об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов и пеней, об обязании совершить действия по корректной передаче в налоговый орган сведений по сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 и о возврате страховых взносов и пеней в общей сумме 1 998 277 рублей 55 копеек, излишне взысканных за 4 квартал 2016 года по решению Инспекции Федеральной налоговой службы N 36 по г. Москве от 15.11.2017 N 19997 (далее - ИФНС России N 36 по г. Москве).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области (далее - ИФНС России по г. Красногорску Московской области), ИФНС России N 36 по г. Москве, государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области (далее - Управление N 4) и государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области (далее - Управление N 9).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2019 письмо Фонда об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 354 154 рублей 32 копеек, страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 1 511 692 рублей 37 копеек и пеней в размере 132 430 рублей 86 копеек признано недействительным; на ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля возложена обязанность возвратить Обществу суммы страховых взносов и пеней, излишне взысканные на основании решения ИФНС России N 36 по г. Москве от 15.11.2017 N 19997.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля не согласилась с принятыми судебными актами в части возложения на нее обязанности по возврату Обществу излишне взысканных сумм страховых взносов и пеней и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы указывает, что при передаче сведений о состоянии расчетов с бюджетом по страховым взносам, сведения о переплате, указанные в заявлении Общества, в Инспекцию для администрирования не поступали. Инспекция выступает лишь в качестве технического исполнителя соответствующих решений органов Пенсионного фонда Российской Федерации о возврате переплаты по страховым взносам. В связи с неотражением на лицевых счетах Общества переплаты по пеням у Инспекции отсутствует источник для ее возврата. Кроме того, по мнению заявителя, суд первой инстанции не рассмотрел требование Общества об обязании Фонда совершить действия по корректной передаче в налоговый орган сведений по сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017.
Подробно доводы Инспекции приведены в кассационной жалобе и поддержаны ее представителем в судебном заседании.
ООО "Проектинвестцентр" в отзыве на кассационную жалобу возразило на доводы Инспекции, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Общество, ИФНС России по г. Красногорску Московской области и Управление N 4 заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, приведенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды, в период с 17.11.2016 по 23.03.2018 Общество было зарегистрировано в ИФНС России N 36 по г. Москве, в период с 23.03.2018 по 26.06.2018 - в ИФНС России по г. Красногорску Московской области, с 26.06.2018 - в ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля.
Платежными поручениями от 15.11.2016 N 4572, 4574, от 15.12.2016 N 4992, 4994, от 13.01.2017 N 100, 102 Общество уплатило страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии и на обязательное медицинское страхование за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года в общей сумме 2 735 524 рубля 89 копеек.
ИФНС России N 36 по г. Москве выставила Обществу требование от 29.08.2017 N 126894, в котором предложила уплатить в срок до 18.09.2017 страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии и на обязательное медицинское страхование за 4 квартал 2016 года в общей сумме 1 865 846 рублей 69 копеек и пени в сумме 132 465 рублей 49 копеек.
ИФНС России N 36 по г. Москве 15.11.2017 приняла решение N 19997 о взыскании за счет денежных средств на счетах Общества в банках 1 865 846 рублей 69 копеек страховых взносов и 132 430 рублей 86 копеек пеней.
Указанная сумма страховых взносов и пеней списана с расчетного счета Общества 16.11.2017 на основании инкассовых поручений от 15.11.2017 N 72066, 72067, 72068, 72069.
В решении Управления N 4 от 12.03.2018 N 087Е03180012033 о корректировке сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов отражено наличие у Общества переплаты по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 2 216 477 рублей 77 копеек и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 519 047 рублей 12 копеек.
Общество обратилось в Фонд с заявлением от 12.09.2018 о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 1 511 692 рублей 37 копеек и пеней в размере 107 294 рублей 05 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 354 154 рублей 32 копеек и пеней в размере 25 136 рублей 81 копейки.
Письмом от 26.09.2018 N 07-13/1-1807 Фонд отказал Обществу в возврате переплаты, указав, что по состоянию на 25.09.2018 у Общества не числится переплата.
Согласно справке Управления N 9 от 05.02.2019 у Общества имеется переплата по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 1 511 692 рублей 32 копеек и пеням в сумме 107 294 рублей 05 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 354 154 рублей 32 копеек и пеням в сумме 25 136 рублей 81 копейки.
Посчитав отказ Фонда в возврате излишне взысканных страховых взносов и пеней, выраженный в письме от 26.09.2018 N 07-13/1-1807, незаконным, ООО "Проектинвестцентр" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 20, 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводам, что оспариваемое письмо Фонда не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права Общества, и что для восстановления нарушенных прав заявителя Инспекция, как администратор данных средств, обязана возвратить Обществу излишне взысканные страховые взносы и пени.
Второй арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу части 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, платежные поручения, инкассовые поручения, решение о корректировке сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов, справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, суды установили факт излишнего взыскания налоговым органом с Общества страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 1 511 692 рублей 32 копеек и пеней в сумме 107 294 рублей 05 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 354 154 рублей 32 копеек и пеней в сумме 25 136 рублей 81 копейки.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали письмо Фонда от 26.09.2018 N 07-13/1-1807, которым отказано в возврате излишне взысканных страховых взносов и пеней, недействительным.
Инспекция данный вывод судов не оспаривает.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права ООО "Проектинвестцентр" суд обязал Инспекцию возвратить Обществу излишне взысканные суммы страховых взносов и пеней.
Доводы заявителя жалобы о том, что обязанность по возврату спорных сумм должна быть возложена на орган Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку Фонд не передавал их Инспекции на администрирование и у нее отсутствует источник для возврата образовавшейся переплаты, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, так как в ходе рассмотрения дела судами установлено и материалам дела подтверждено, что решение о взыскании страховых взносов и пеней было принято ИФНС России N 36 по г. Москве на тот момент, когда страховые взносы уже были уплачены Обществом самостоятельно.
Довод Инспекции о том, что суд первой инстанции не рассмотрел требование Общества об обязании Фонда совершить действия по корректной передаче сведений по сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 в налоговый орган, не может служить основанием для отмены принятых судебных актов, поскольку из решения суда следует, что в целях восстановления нарушенных прав Общества он признал достаточным обязать Инспекцию возвратить излишне взысканные денежные средства.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку Инспекция на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу N А82-22001/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу части 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 сентября 2019 г. N Ф01-4578/19 по делу N А82-22001/2018