г. Нижний Новгород |
|
04 октября 2019 г. |
Дело N А82-19364/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей от заявителя: Манжаровой О.Л. (доверенность от 12.09.2019 N 76 АБ 1609319), Филиппова Ю.Г. (доверенность от 06.09.2019 N 46),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ОДК-Газовые турбины" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.02.2019 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.05.2019 по делу N А82-19364/2018
по заявлению акционерного общества "ОДК-Газовые турбины" (ИНН: 7610070114, ОГРН: 1067610046404)
о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области
и установил:
акционерное общество "ОДК-Газовые турбины" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее - Управление) от 14.06.2018 N 4-ГО.
Решением суда от 18.02.2019 оспариваемое предписание признано недействительным в части пунктов 1 - 7. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.05.2019 решение суда оставлено без изменения.
Общество частично не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и признать недействительными пункты 9 - 11 предписания. Общество указывает, что в защитном сооружении гражданской обороны N 206 (далее - защитное сооружение N 206) выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений. Срок устранения выявленных нарушений, установленный в пункте 9 предписания, является нереальным. Общество ежегодно проводит технические осмотры и контрольную оценку фильтров-поглотителей (ФП-300), что подтверждают представленные в дело документы. Управление не доказало, что на момент проверки фильтры имели явно выраженные дефекты, поэтому требование, изложенное в пункте 10 предписания, является незаконным. Требование Управления по обеспечению поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению объекта гражданской обороны - защитного сооружения гражданской обороны N 205 (пункт 11 предписания) невозможно выполнить в установленный срок.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность обжалуемой части принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, Управление с 22.05 по 14.06.2018 провело в отношении Общества плановую выездную проверку выполнения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской обороны.
В ходе проверки выявлено несоблюдение Обществом требований Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804), Правил N 583, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687), Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309).
В нарушение указанных норм Обществом при эксплуатации защитного сооружения N 206 (по паспорту убежища N 111/206) в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно: не обеспечена сохранность защитных свойств гидроизоляции ограждающих конструкций стен входа в защитное сооружение (наличие протечек воды); не проводились технические осмотры и контрольные оценки фильтров-поглотителей ФП-300 на защитном сооружении N 206; не осуществлялось поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению объекта гражданской обороны - защитного сооружения N 205 (по паспорту убежища N 110/205), на момент названное сооружение затоплено водой.
Результаты проверки отражены в акте от 14.06.2018 N 6-ГО.
Управление выдало Обществу предписание от 14.06.2018 N 4-ГО, обязывающее, в установленные в нем сроки устранить выявленные нарушения: обеспечить сохранность защитных свойств гидроизоляции ограждающих конструкций стен входа в защитное сооружение N 206 в режиме повседневной деятельности (пункт 9); провести технические осмотры и контрольные оценки фильтров-поглотителей (ФП-300 26.06.1974) в защитном сооружении N 206 (пункт 10); обеспечить поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению объекта гражданской обороны защитное сооружение N 205 (пункт 11).
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона N 28-ФЗ, Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Закона N 294-ФЗ, Положений N 687 и 804, Порядка N 1309, Правил N 583, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований в обжалуемой части. Суд пришел к выводам, что оспариваемое предписание в части пунктов 8 - 11 отвечает критериям законности, обоснованности, исполнимости, не нарушает права и законные интересы Общества в экономической сфере.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие ненормативного правового акта возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Из статьи 17 Закона N 294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований органы государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений требований действующего законодательства, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. При этом такие требования должны быть обоснованными и реально исполнимыми.
Суды установили, и лица, участвующие в деле, не оспаривают, что предписание выдано Управлением в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
Согласно статье 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
На основании пункта 1 статьи 3 Закона N 28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют следующие мероприятия в области гражданской обороны. Они планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение N 804.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 804 подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В пункте 10 Положения N 804 определены основные мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Ими являются: строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской бороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
В силу пункта 10 Порядка N 1309 организации, в том числе обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Правила N 583 определяют порядок эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Требования этих правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений - убежищ, противорадиационных укрытий. Статус защитного сооружения как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны.
На основании пункта 2.1 Правил N 583 учет защитного сооружения ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета такого сооружения.
В соответствии с пунктом 2.5 Правил N 583 защитные сооружения гражданской обороны снимаются с учета при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.
В пункте 3.2.1 Правил N 583 установлено, что при эксплуатации защитного сооружения в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В силу пунктов 4.4.1, 4.4.2 Правил N 583 при оценке состояния фильтров-поглотителей последние подвергаются техническому осмотру и контрольной оценке технического состояния. Технический осмотр фильтров-поглотителей -300 проводится через 2 года (после 10 лет - ежегодно), контрольная оценка - через 5 лет (после 10 лет - через 3 года).
В пункте 4.4.4 Правил N 583 определено, что при обнаружении хотя бы одного явно выраженного дефекта (сквозное ржавление или деформация оболочки глубиной более 30 миллиметров, пересыпание или усадка шихты, переувлажнение или порыв фильтрующего материала) фильтр-поглотитель выбраковывается.
Из пункта 5.2.4 Правил N 583 следует, что перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов. В первоочередном порядке проводятся мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения. Ликвидация течей может быть осуществлена путем устройства защитных гидроизоляционных покрытий; восстановления поврежденных участков гидроизоляции; устройства дренажа вокруг сооружения; уплотнения бетонных и железобетонных конструкций инъекцированием (нагнетанием в трещины и другие дефектные места тампонажной смеси). Состав тампонажной смеси подбирается в зависимости от обводненности ограждающих конструкций и размера трещин. Могут быть применены и другие способы восстановления гидроизоляционных свойств ограждающих конструкций.
Как видно из материалов дела и установили суды, на ответственном хранении и в безвозмездном пользовании Общества находится имущество гражданской обороны: защитное сооружение N 205 и защитное сооружение N 206. Следовательно, Общество обязано соблюдать требования Закона N 28-ФЗ, Положения N 804, Правил N 583.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды установили, что в нарушение обязательных требований в защитном сооружении N 206 Общество не обеспечило сохранность защитных свойств гидроизоляции ограждающих конструкций стен входа в защитное сооружение (наличие протечек воды). В этом же сооружении установлены фильтры-поглотители 1974 года со следами коррозии, в отношении которых не проводились технические осмотры и контрольные оценки (пункты 9 - 10 предписания).
В марте 2015 года Обществу было передано защитное сооружение N 205, которое не приводилось в состояние готовности для использования в целях гражданской обороны. На момент проверки сооружение затоплено водой.
Таким образом, Управление правомерно возложило на Общество обязанность по соблюдение требований законодательства в области гражданской обороны и устранению допущенных нарушений.
Довод Общества о том, что следы протечек в защитном сооружении N 206 выявлены снаружи сооружения, и это не свидетельствует о нарушении обязательных требований, отклонен судами как не соответствующий пункту 3.2.1 Правил N 583.
Ссылка Общества на то, что защитное сооружение N 205 было принято в неудовлетворительном состоянии, им принимаются меры по снятию сооружения с учета, обоснованно отклонена судами, как не свидетельствующая о неправомерности требований Управления, изложенных в пункте 11 предписания.
Меры, принятые Обществом после выдачи предписания, направленные на снятие защитного сооружения с учета, могут быть учтены Управлением при проведении проверки исполнения предписания.
Суд первой и апелляционной инстанций, установив, что выданное по результатам проверки предписание в оспариваемой части по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение выявленных в период проверки нарушений, является исполнимым, правомерно не усмотрели оснований для признания предписания недействительным.
Общество, ссылаясь на невозможность исполнения пункта 9 предписания в установленный в нем срок, не привело достаточных данных, опровергающих выводы судов.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования в данной части. Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и оценки судов и получили соответствующую оценку. Эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.02.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.05.2019 по делу N А82-19364/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "ОДК-Газовые турбины" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "ОДК-Газовые турбины" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.05.2019 N 4891.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 3 Закона N 28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют следующие мероприятия в области гражданской обороны. Они планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
...
Как видно из материалов дела и установили суды, на ответственном хранении и в безвозмездном пользовании Общества находится имущество гражданской обороны: защитное сооружение N 205 и защитное сооружение N 206. Следовательно, Общество обязано соблюдать требования Закона N 28-ФЗ, Положения N 804, Правил N 583."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 октября 2019 г. N Ф01-4382/19 по делу N А82-19364/2018