Нижний Новгород |
|
08 октября 2019 г. |
Дело N А79-11450/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.10.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Васильевой Е.Г. (доверенность от 07.02.2019),
от заинтересованного лица: Диняковой Н.А. (доверенность от 31.10.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019
по делу N А79-11450/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН: 1082124001640, ИНН: 2124030153)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 29.08.2018 N 17/12
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Общество, ООО "УК ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее - Инспекция, надзорный орган) от 29.08.2018 N 17/12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Новочебоксарска (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 13.03.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 08.07.2019 решение суда отменено, Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Инспекции.
Общество не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Ссылаясь на статью 36, часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункт "в" пункта 10, пункты 11 и 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), заявитель считает, что Управляющая компания не вправе принимать решение по установке приспособления общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям МКД. При принятии судебного акта апелляционный суд неправомерно не принял во внимание Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 (далее - Правила N 649), а также решение внеочередного общего собрания собственников помещений в спорном МКД в форме заочного голосования от 11.12.2018, которым определено не производить устройство наружного пандуса в помещение подъезда N 1. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Инспекция отзыв не представила, ее представитель в судебном заседании возразил относительно доводов заявителя.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии.
Законность постановления апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.08.2018 N 888 уполномоченное должностное лицо Инспекции провело в отношении ООО "УК ЖКХ" внеплановую проверку с целью проверки информации, изложенной в обращении жителя многоквартирного дома N 70 по улице 10 Пятилетки города Новочебоксарска.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.08.2018 N 17/16.
По итогам проведенной проверки Инспекция выдала ООО "УК ЖКХ" предписание от 29.08.2018 N 17/12, которым обязала в срок до 19.10.2018 произвести работы по установке приспособления общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме.
Не согласившись предписанием надзорного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 36, 44, 46, 161, 162 ЖК РФ, Правилами N 491 и 649 суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и исходил из того, что надзорный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.
Апелляционный суд руководствовался статьями 161, 162 ЖК РФ, Правилами N 491, положениями Федеральных законов от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи чем отменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены постановления апелляционного суда.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
На основании частей 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, иных лиц.
Подпунктом "в" пункта 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 70 по улице 10 Пятилетки города Новочебоксарска на основании договора управления многоквартирным домом от 22.04.2015.
В пункте 1.2 данного договора указано, что при выполнении условий настоящего договора стороны руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Правительством Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными положениями гражданского и жилищного законодательства в Российской Федерации.
Апелляционный суд правильно указал, что Общество обязано выполнять требование части 1.1 статьи 161 ЖК РФ и подпункта "в" пункта 10 Правил N 491 по обеспечению маломобильных групп населения доступностью пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.
Факт проживания в обслуживаемом доме граждан-инвалидов Бабаевых Общество не оспаривает.
В ходе проверки Инспекция установила и Общество этого не отрицает, что на входной группе подъезда N 1 дома N 70 по улице 10-й Пятилетки города Новочебоксарска отсутствует приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в МКД.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что такие действия (бездействие) ООО "УК ЖКХ" нарушают требования части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, подпункта "в" пункта 10 Правил N 491, в связи с чем у Инспекции имелись основания для выдачи Обществу предписания об устранении выявленного нарушения.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод Общества о том, что при вынесении предписания Инспекция не учла Правила N 649.
Из оспариваемого предписания следует, что при его вынесении Инспекция руководствовалась ЖК РФ.
Обществу предписано устранить нарушения требований Правил N 491, а не нарушения требований Правил N 649.
Апелляционный суд признал оспариваемое предписание исполнимым; в соответствии с требованиями действующего законодательства оно указывает на нарушение, которое необходимо устранить, а решение вопроса о способе и порядке его устранения, исходя из содержащихся в предписании формулировок, относится к компетенции Общества.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на решение внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД N 70 по улице 10 Пятилетки города Новочебоксарска в форме заочного голосования от 11.12.2018, которым определено не производить устройство наружного пандуса в помещение подъезда N 1 (пункт 3 протокола), несостоятельна в силу следующего.
При рассмотрении дела судом должна даваться оценка оспариваемому предписанию на момент его принятия (29.08.2018). Кроме того, возложенная государством в указанных нормативных актах обязанность управляющей компании обеспечивать доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения, не может отменяться решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, которое по своей сути противоречит нормам жилищного законодательства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует нормам жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно отказал ООО "УК ЖКХ" в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для отмены постановления апелляционного суда по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов названного суда и направлены на переоценку исследованных апелляционным судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А79-11450/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе проверки Инспекция установила и Общество этого не отрицает, что на входной группе подъезда N 1 дома N 70 по улице 10-й Пятилетки города Новочебоксарска отсутствует приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в МКД.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что такие действия (бездействие) ООО "УК ЖКХ" нарушают требования части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, подпункта "в" пункта 10 Правил N 491, в связи с чем у Инспекции имелись основания для выдачи Обществу предписания об устранении выявленного нарушения.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод Общества о том, что при вынесении предписания Инспекция не учла Правила N 649.
Из оспариваемого предписания следует, что при его вынесении Инспекция руководствовалась ЖК РФ.
Обществу предписано устранить нарушения требований Правил N 491, а не нарушения требований Правил N 649."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 октября 2019 г. N Ф01-4912/19 по делу N А79-11450/2018
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4912/19
20.08.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4912/19
08.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9517/18
13.03.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-11450/18
12.12.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9517/18
09.10.2018 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-11450/18