Нижний Новгород |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А43-44009/2018 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Ионычевой С.В., Чиха А.Н.,
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ"
Бодровой Н.С. по доверенности от 01.01.2019N 27
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.02.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019
по делу N А43-44009/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ"
(ИНН: 5256049357, ОГРН: 1045207048611)
к администрации города Нижнего Новгорода
(ИНН: 5253001036, ОГРН: 1025203032579),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Теплосети",
об обязании произвести освидетельствование и реконструкцию ТНС-26
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации города Нижнего Новгорода (далее
Администрация) об обязании:
провести освидетельствование трубопроводов и тепловой изоляции сетей от сварного шва после задвижки по ходу теплоносителя у тепловой камеры, расположенной в Нижнем Новгороде у жилого дома 36 по проспекту Ильича до вводов в многоквартирные дома 39, 39/1, 39/2 и 43/1 по проспекту Ильича, а также дом 38/1 по проспекту Молодежный, с оформлением необходимой документации, по итогам освидетельствования составить перечень работ для восстановления тепловой изоляции и приступить к их выполнению в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
провести реконструкцию ТНС-26 для обеспечения подогрева воды в межотопительный период в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
выполнить ливневую канализацию теплотрасс, проложенных в районе многоквартирных жилых домов 39, 39/1, 39/2 и 43/1 по проспекту Ильича, а также дома 38/1 по проспекту Молодежный, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 21.02.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019, удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 21.02.2019 и постановление от 23.05.2019 и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Заявитель жалобы ссылается на то, что Администрация ненадлежащий ответчик по делу, поскольку не является собственником спорного имущества, вследствие чего не отвечает по обязательствам, связанным с данным имуществом согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, содержание и техническое обслуживание спорного объекта теплоснабжения должно осуществлять общество "Теплосети", которому передан спорный объект в соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 19.12.2012 N 5511.
Представитель Общества в судебном заседании возразил относительно заявленных кассатором доводов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах указанных в кассационной жалобы доводов.
Как следует из материалов дела и установили суды, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.07.2018 делу N А43-28563/2016 Общество обязано в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу обеспечить подачу тепловой энергии на горячее водоснабжение с температурой, соответствующей пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей многоквартирных жилых домов 39, 39/1, 39/2 и 43/1 по проспекту Ильича, а также дома 38/1 по проспекту Молодежный, по договору горячего водоснабжения от 01.08.2015 N 0343/10/1, заключенному товариществом собственников жилья "Уют" и Обществом. Муниципальное образование город Нижний Новгород в лице Администрации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
В рамках данного дела обществом с ограниченной ответственностью ПФ "ИНТЭС" проведена судебная экспертиза. На разрешение экспертов поставлен вопрос установления причины снижения параметров качества (температуры) горячего водоснабжения от ввода в тепловую насосную станцию ТНС-26, расположенную по адресу: Нижний Новгород, у жилого дома 36 по проспекту Ильича, до тепловых вводов в многоквартирные жилые дома 39, 39/1, 39/2 и 43/1 по проспекту Ильича, а также дома 38/1 по проспекту Молодежный.
В экспертном заключении подтвержден факт поставки горячего водоснабжения ненадлежащего качества, а именно с температурой, не соответствующей пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09.
Причинами снижения параметров качества (температуры) горячего водоснабжения от ввода в тепловую насосную станцию ТНС-26, расположенную в Нижнем Новгороде у жилого дома 36 по проспекту Ильича, до тепловых вводов в названные многоквартирные жилые дома явились:
неудовлетворительное состояние тепловой изоляции внутриквартальной сети от тепловой камеры, расположенной в Нижнем Новгороде у дома 39 по проспекту Ильича до вводов в многоквартирные жилые дома 39, 39/1, 39/2 и 43/1 по проспекту Ильича, а также дома 38/1 по проспекту Молодежный;
затопление участков теплотрассы холодной водопроводной водой.
Для нормализации горячего водоснабжения эксперт указал на необходимость собственнику тепловых сетей
провести освидетельствование трубопроводов и тепловой изоляции с оформлением необходимой документации. По итогам освидетельствования необходимо составить перечень работ для восстановления тепловой изоляции;
провести реконструкцию ТНС-26 для обеспечения подогрева воды в межотопительный период;
выполнить ливневую канализацию теплотрасс, проложенных в районе многоквартирных жилых домов 39, 39/1, 39/2 и 43/1 по проспекту Ильича, а также дома 38/1 по проспекту Молодежный.
Посчитав, что Администрация обязана содержать в надлежащем состоянии бесхозяйные сети, посредством которых горячая вода поступает в дома ТСЖ "УЮТ", а также обязана нести расходы, связанные с надлежащей эксплуатацией указанных бесхозяйных сетей горячего водоснабжения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон
131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Организация теплоснабжения в соответствии с положениями Федерального закона "О теплоснабжении" отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов (пункт 4.2 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
В пункте 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с приложением 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты инженерной инфраструктуры городов и внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных, объектов передаются в муниципальную собственность городов независимо от того, на чьем балансе они находятся.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 и подпункту 14 пункта 7 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода к вопросам местного значения и полномочиям администрации города относится организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Для реализации данных функций в собственности города может находиться соответствующее имущество (подпункт 3 пункта 1 статьи 63 Устава).
Нормы Устава корреспондируют положениям пункта 4 части 1 статьи 16 и пункта 1 части 2 статьи 50 Закона N 131-ФЗ.
В статьях 14, 16 Закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация благоустройства территории поселения.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению в их совокупности, исходя при этом из их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Суды двух инстанций оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что спорный участок ливневой канализации и тепловая насосная станция (ТНС-26) является муниципальной собственностью, соответственно, Администрация является лицом, обязанным по проведению требуемых Обществом работ как в целях реализации полномочий, установленных в Законе N 131-ФЗ, Законом о водоснабжении и водоотведении, Законом о теплоснабжении, так и в силу обязанности нести бремя содержания принадлежащего ей имущества.
Ссылка заявителя жалобы на передачу спорного имущества обществу "Теплосети" для содержания и технического обслуживания в соответствии с постановлением Администрации от 19.12.2012 N 5511, отклонена судами как документально неподтвержденная (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Документы, подтверждающие фактическую передачу данному лицу объектов инженерной инфраструктуры, включая спорные объекты и сети, в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд верно указал, что сама по себе передача коммунальных объектов теплоснабжения третьему лицу не исключает обязанность муниципального образования как собственника нести обязанности по обслуживанию и содержанию таких объектов. Императивные нормы, возлагающие на арендатора обязанность нести расходы по содержанию имущества, в действующем законодательстве отсутствуют. В силу статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций правомерно удовлетворили иск.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.02.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 по делу N А43-44009/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды двух инстанций оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что спорный участок ливневой канализации и тепловая насосная станция (ТНС-26) является муниципальной собственностью, соответственно, Администрация является лицом, обязанным по проведению требуемых Обществом работ как в целях реализации полномочий, установленных в Законе N 131-ФЗ, Законом о водоснабжении и водоотведении, Законом о теплоснабжении, так и в силу обязанности нести бремя содержания принадлежащего ей имущества.
...
Апелляционный суд верно указал, что сама по себе передача коммунальных объектов теплоснабжения третьему лицу не исключает обязанность муниципального образования как собственника нести обязанности по обслуживанию и содержанию таких объектов. Императивные нормы, возлагающие на арендатора обязанность нести расходы по содержанию имущества, в действующем законодательстве отсутствуют. В силу статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 октября 2019 г. N Ф01-4234/19 по делу N А43-44009/2018