Нижний Новгород |
|
23 октября 2019 г. |
Дело N А79-1150/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Смирнова Ю.И. (доверенность от 27.12.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.05.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019
по делу N А79-1150/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоУспех"
(ИНН: 2128701726, ОГРН: 1052128030932)
о признании незаконным решения Министерства транспорта и дорожного хозяйства
Чувашской Республики,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Гепард",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоУспех" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) от 15.01.2019 N 052/10-193 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гепард" (далее - ООО "Гепард").
Решением суда от 08.05.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали положения Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Представленные в дело документы подтверждают, что у Министерства имелись основания для принятия оспариваемого решения. Отправление транспортных средств по спорному маршруту не с начального остановочного пункта (территории автостанции), отсутствие посадки и высадки пассажиров на указанном объекта транспортной инфраструктуры может быть расценено как невыполнение рейса по маршруту и являться основанием для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Министерство заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
ООО "Гепард" отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество на основании свидетельства на осуществление пассажирских перевозок серии 21 ЧР N 000128 сроком действия с 23.11.2018 по 22.05.2019 осуществляло пассажирские перевозки по межмуниципальному маршруту N 715 "Малое Кумаркино - Чебоксары (АС "Новосельская")".
ООО "Гепард" направило в Министерство уведомление от 14.01.2019 о том, что Общество не выполняло рейсы по межмуниципальному маршруту N 715 "Малое Кумаркино - Чебоксары (АС "Новосельская")" в период с 01 по 14.01.2019.
Министерство, рассмотрев обращении ООО "Гепард", приняло решение от 15.01.2019 N 052/10-193 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 715 серии 21 ЧР N 000128.
Общество не согласилось с принятым решением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 220-ФЗ, Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерство не доказало законность и обоснованность оспариваемого решения, и удовлетворил заявленное требование.
Суд первой инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулирует Закон N 220-ФЗ.
В соответствии с пунктами 10, 15, 19 и 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ начальный остановочный пункт - первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании; рейс - путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт; свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок; карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Основания для прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок установлены в статье 29 Закона N 220-ФЗ.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства, в том числе в случае принятия уполномоченным органом решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд (пункт 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ).
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Общество осуществляло регулярные пассажирские перевозки по маршруту регулярных перевозок N 715 "Малое Кумаркино - Чебоксары (АС "Новосельская")" на основании свидетельства серия 21 ЧР N 000128.
Согласно Реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Чувашской Республики межмуниципальный маршрут N 715 имеет начальный остановочный пункт - д. Малое Кумаркино (Ядринский район), конечный остановочный пункт - автостанция "Новосельская", город Чебоксары. Время отправления из д. М. Кумаркино: 06-40; 10-45 (1, 6 дни недели); 14-40 (5,7 дни недели); время отправления из г. Чебоксары: 08-40; 13-00 (1,6 дни недели); 17-10 (5, 7 дни недели), которое впоследствии скорректировано. В соответствии с приложением N 2 к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок: время отправления из д. М.Кумаркино 06-40, 11-15, время отправления из г. Чебоксары 9-00, 13-50, ежедневно, кроме среды.
Автостанция "Новосельская" принадлежит на праве хозяйственного ведения ГУП ЧР "Чувашавтотранс" на основании свидетельства о государственной регистрации от 11.10.2007.
ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минтранса Чувашии и ООО "Гепард" заключили договор от 30.11.2018 N 8-813/1-а аренды государственного имущества - автостанции "Новосельская".
ООО "Гепард" и Общество подписали договор возмездного оказания услуг от 01.12.2018, по условиям которого ООО "Гепард" предоставляет места для посадки и высадки пассажиров, перевозка которых осуществляется Обществом, а также места для отстоя автобусов Общества на территории Новосельской автостанции, находящейся по адресу: город Чебоксары, проспект Максима Горького, дом 20а.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело документы, в том числе уведомление ООО "Гепард", акты Министерства, путевые листы и акты Общества, показания свидетеля, суды установили, что достоверных доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что Общество не осуществляло в рассматриваемый период регулярные перевозки по спорному маршруту, Министерство не представило.
Так, из актов о несоблюдении перевозчиком условий свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте от 10.01.2019, от 11.01.2019, от 14.01.2019, составленных должностными лицами Министерства, следует, что был проведен мониторинг только выезда/въезда транспортных средств Общества, осуществляющих перевозку на маршруте N 715, на территорию автостанции "Новосельская" (начальный остановочный пункт). Мониторинг выезда/въезда транспортных средств Общества из конечного остановочного пункта Министерство не проводило.
Сведений о том, что автобусы Общества отсутствовали на других (промежуточных) остановочных пунктах (Большой Сундырь - Малые Четаи - Атликасы - Кукшумы - Лешкас-Асламасы - Ойкас-Асламасы - Вурманкас-Асламсы - Нискасы - Москакасы - Хыркасы), уполномоченный орган не представил.
Допуск на автостанцию "Новосельская" для Общества в рассматриваемый период был ограничен ООО "Гепард" ввиду наличия задолженности по договору возмездного оказания услуг от 01.12.2018, о чем составлены соответствующие акты. Общество осуществляло перевозку пассажиров и багажа, не заезжая на автостанцию "Новосельская" вследствие сложившихся взаимоотношений с ООО "Гепард".
Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не представило.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое решение Министерства незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку. Эти доводы не опровергают сделанные судами выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.05.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по делу N А79-1150/2019
оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Основания для прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок установлены в статье 29 Закона N 220-ФЗ.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства, в том числе в случае принятия уполномоченным органом решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд (пункт 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 октября 2019 г. N Ф01-5388/19 по делу N А79-1150/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-1150/19
23.10.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5388/19
26.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5361/19
08.05.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-1150/19