26 июля 2019 г. |
А79-1150/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.05.2019
по делу N А79-1150/2019,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоуспех" (429537, Чувашская Республика, д. Ярабайкасы, ул. Парковая, д. 1; ОГРН 1052128030932, ИНН 212870172) о признании незаконным решения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 15.01.2019 N 052/10-193,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Автоуспех" - Смирнова Ю.И. по доверенности от 27.12.2018 сроком действия три года;
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - Николаевой С.Н. по доверенности от 25.06.2019 сроком действия до 31.12.2019, Степановой Т.В. по доверенности от 07.05.2019 N 165 сроком действия до 31.12.2019,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автоуспех" (далее - ООО "Автоуспех", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство, уполномоченный орган) от 15.01.2019 N 052/10-193.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гепард" (далее - ООО "Гепард").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.05.2019 заявленные Обществом требования удовлетворены. Одновременно арбитражный суд взыскал с Министерства в пользу ООО "Автоуспех" судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Министерство настаивает на том, что у него имелись законные основания для принятия оспариваемого решения.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Автоуспех" опровергает позицию уполномоченного органа, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Министерства и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
ООО "Гепард", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не направило.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта с учетом следующего.
Установлено по делу, Министерство размещало извещение о приеме документов для получения краткосрочного свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок, в том числе, по межмуниципальному маршруту N 715 "Малое Кумаркино - Чебоксары (АС "Новосельская")" сроком до 180 дней с 22.11.2018.
Комиссия приняла решение выдать ООО "Автоуспех" краткосрочное свидетельство как единственной допущенной заявке.
Министерство выдало ООО "Автоуспех" свидетельство на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 715 серия 21 ЧР N 000128 сроком действия с 23.11.2018 по 22.05.2019.
Автостанция "Новосельская" принадлежит на праве хозяйственного ведения ГУП ЧР "Чувашавтотранс" на основании свидетельства о государственной регистрации от 11.10.2007.
30.11.2018 ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минтранса Чувашии и ООО "Гепард" заключили договор N 8-813/1-а аренды государственного имущества - автостанции "Новосельская".
ООО "Гепард" 14.01.2019 направило в Министерство письмо, в котором указало, что ООО "Автоуспех" не выполняло рейсы по межмуниципальному маршруту N 715 "Малое Кумаркино - Чебоксары (АС "Новосельская")" в период с 01.01.2019 по 14.01.2019.
Рассмотрев обращение ООО "Гепард", Министерство приняло решение от 15.01.2019 N 052/10-193 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N715 серия 21 ЧР N 000128.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Автоуспех" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии с пунктами 10, 15 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ начальный остановочный пункт - первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании; рейс - путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Основания для прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок установлены в статье 29 Федерального закона N 220-ФЗ.
Так, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства, в том числе в случае принятия уполномоченным органом решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд (пункт 7 части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ).
Установлено по делу, что ООО "Автоуспех" осуществляло регулярные пассажирские перевозки по маршруту регулярных перевозок N 715 "Малое Кумаркино - Чебоксары (АС "Новосельская")" на основании свидетельства серия 21 ЧР N 000128.
Согласно Реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Чувашской Республики межмуниципальный маршрут N 715 "Малое Кумаркино - Чебоксары (АС "Новосельская")" имеет начальный остановочный пункт - д. Малое Кумаркино (Ядринский район), конечный - автостанция "Новосельская", г. Чебоксары.
Время отправления из д. М. Кумаркино: 06-40; 10-45 (1, 6 дни недели); 14-40 (5,7 дни недели); время отправления из г. Чебоксары: 08-40; 13-00 (1,6 дни недели); 17-10 (5, 7 дни недели), которое впоследствии скорректировано. Согласно приложению N 2 к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок: 06-40, 11-15 из д.М.Кумаркино, 9-00, 13-50 из г.Чебоксары. Ежедневно, кроме среды.
01.12.2018 ООО "Гепард" и ООО "Автоуспех" заключили договор возмездного оказания услуг, согласно которому ООО "Гепард" предоставляет места для посадки и высадки пассажиров, перевозка которых осуществляется ООО "Автоуспех", а также места для отстоя автобусов ООО "Автоуспех" на территории Новосельской автостанции, находящейся по адресу: город Чебоксары, проспект Максима Горького, дом 20а.
ООО "Гепард" в уведомлениях, направленных в Министерство, указало на то, что автобусы перевозчика ООО "Автоуспех", осуществляющего перевозку пассажиров по маршруту N 715 "Малое Кумаркино - Чебоксары (АС "Новосельская")", с 01 по 14 января 2019 года на территорию автостанции "Новосельская" не заезжали.
При принятии оспариваемого решения Министерство руководствовалось информацией ООО "Гепард" об отсутствии фактов въезда и выезда автобусов перевозчика ООО "Автоуспех" на территорию автостанции "Новосельская" (начальный остановочный пункт).
При этом Министерство не устанавливало обстоятельства, свидетельствующие о том, что ООО "Автоуспех" фактически не осуществляло перевозки пассажиров по маршруту N 715 "Малое Кумаркино - Чебоксары (АС "Новосельская")" в указанный период времени.
Министерство представило в материалы дела составленные его должностным лицом единолично акты о несоблюдении перевозчиком условий свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте от 10.01.2019, от 11.01.2019, от 14.01.2019.
Из данных актов следует, что должностное лицо Министерства провело мониторинг только выезда/въезда транспортных средств Общества, осуществляющих перевозку на маршруте N 715, на территорию автостанции "Новосельская".
Со своей стороны Общество представило в материалы дела путевые листы, согласно которым в указанный период времени Общество осуществляло перевозки пассажиров по маршруту N 715 "Малое Кумаркино - Чебоксары (АС "Новосельская")".
Вместе с тем, допуск на автостанцию "Новосельская" для ООО "Автоуспех" был ограничен ООО "Гепард", о чем в рассматриваемый период были составлены акты (том 1 л.д. 50 - 93).
Министерство настаивает на том, что, поскольку автобусы Общества не заезжали на автостанцию "Новосельская", перевозка по маршруту не может считаться осуществленной.
При этом уполномоченный орган не представил информацию о том, что автобусы ООО "Автоуспех" отсутствовали на других (промежуточных) остановочных пунктах (Большой Сундырь - Малые Четаи - Атликасы - Кукшумы - Лешкас-Асламасы - Ойкас-Асламасы - Вурманкас-Асламсы - Нискасы - Москакасы - Хыркасы).
В данном случае отправление автобуса по маршруту N 715 не с территории автостанции "Новосельская" в рассматриваемый период было обусловлено именно недопуском автобусов ООО "Автоуспех" на территорию автостанции ввиду наличия задолженности по договору возмездного оказания услуг от 01.12.2018, что подтвердил представитель ООО "Гепард" и в своем отзыве на заявление ООО "Автоуспех".
Допрошенный в суде первой инстанции свидетель Пахомов П.К. (водитель автобуса N 715) указал, что рейсы им осуществлялись, однако на территорию автостанции "Новосельская" он не заезжал, так как въезд на нее был закрыт шлагбаумом.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд пришел к верному заключению о том, что вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не доказало наличие оснований для принятия оспариваемого решения, его законность и обоснованность.
Министерство пришло к ошибочному выводу о том, что отсутствие факта выезда/въезда транспортных средств с конечного остановочного пункта - АС "Новосельская", свидетельствует о неосуществлении перевозчиком рейсов по маршруту N 715.
Для установления факта неосуществления перевозчиком рейса по маршруту регулярных перевозок необходим мониторинг выезда/въезда транспортных средств перевозчика не только из начального остановочного пункта, но и из конечного остановочного пункта, что Министерством в рассматриваемом случае не было сделано.
Однако при рассмотрении вопроса о прекращении действия свидетельства следует исходить из смысла и положений статьи 29 Закона N 220-ФЗ.
Говоря о прекращении действия свидетельства в случае невыполнения в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд, законодатель исходил из того, что перевозчик не выполняет перевозку пассажиров и багажа вообще, при отсутствии уважительной причины в силу чрезвычайной ситуации.
В данном случае перевозчик осуществлял перевозку пассажиров и багажа, не заезжая на автостанцию "Новосельская" вследствие сложившихся взаимоотношений с ООО "Гепард", что не свидетельствует о возникновении ситуации, предусмотренной пунктом 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, поскольку Общество фактически оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа, и доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение Министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление ООО "Автоуспех".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Министерства признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.05.2019 по делу N А79-1150/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.05.2019 по делу N А79-1150/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1150/2019
Истец: ООО "АвтоУспех"
Ответчик: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Третье лицо: ООО "ГЕПАРД"