Нижний Новгород |
|
29 октября 2019 г. |
Дело N А79-6934/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.10.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Давыдова Валерия Леонидовича
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.04.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019
по делу N А79-6934/2018
по заявлению администрации Канашского района Чувашской Республики о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 28.05.2018 N 39,
третьи лица - Давыдов Валерий Леонидович, Константинов Евгений Юрьевич, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики,
и установил:
администрация Канашского района Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики (далее - Контрольно-счетная палата) от 28.05.2018 N 39 в части возврата в республиканский бюджет Чувашской Республики субсидии в размере 623 500 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Давыдов Валерий Леонидович (далее - Давыдов В.Л.), Константинов Евгений Юрьевич (далее - Константинов Е.Ю.), Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 04.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.07.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Давыдов В.Л. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель считает, что семья Давыдовых являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем социальная выплата на строительство жилого дома в сельской местности предоставлена Давыдову В.Л. правомерно в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (далее - Типовое положение). По его мнению, суды неправомерно не привлекли к участию в деле в качестве третьего лица администрацию Шихазанского сельского поселения. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Контрольно-счетная палата в отзыве возразила относительно доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 02.04.2018 N 14 Контрольно-счетной палатой проведена проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
По результатам контрольного мероприятия должностными лицами Контрольно-счетной палаты составлен акт от 11.05.2018 и вынесено представление от 28.05.2018 N 39 об устранении выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков и нарушений действующего законодательства.
Контрольно-счетная палата предложила Администрации рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков и нарушений действующего законодательства; в отношении получателей, не исполнивших свои обязательства принять меры, предусмотренные трехсторонними договорами и пунктом 43 Типового положения, по возврату в республиканский бюджет социальных выплат в общей сумме 2 857 750 рублей; возвратить в республиканский бюджет Чувашской Республики субсидию, использованную в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской, Порядка формирования списков и пункта 4.3.19. Соглашения от 28.04.2017 N 01-25/7 в общей сумме 623 500 рублей; организовать проверки в отношении получателей социальных выплат по вопросу выполнения ими свои обязательства в части работы члена молодой семьи (молодого специалиста) или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее пяти лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, а также дающее им право на получение социальной выплаты, а также своевременному оформлению в общую долевую собственность построенных (приобретенных) жилых помещений с использованием социальных выплат; соблюдать Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2014 N 53; осуществлять контроль в отношении администраций сельских поселений по вопросу постановки на учет граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших вышеуказанные нарушения.
Администрация не согласилась с представлением Контрольно-счетной палаты в части возврата в республиканский бюджет Чувашской Республики субсидии в размере 623 500 рублей.
Руководствуясь статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом Чувашской Республики от 30.11.2006 N 55 "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями", Постановлением N 598, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В пункте 1 статьи 139 БК РФ определено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением.
Субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации и расходуется на следующих условиях:
а) наличие региональной программы;
б) наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение в очередном финансовом году и плановом периоде расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий. Объем бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации предусматривается в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением о предоставлении субсидии между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органом исполнительной власти;
в) привлечение субъектом Российской Федерации в объемах, необходимых для достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии:
средств бюджетов муниципальных образований, в муниципальных программах которых предусмотрены мероприятия, указанные в пункте 2 Правил;
собственных (заемных) средств граждан, молодых семей и молодых специалистов - в случае предоставления социальных выплат;
г) наличие бюджетной заявки на предоставление субсидии на очередной финансовый год и плановый период (далее - бюджетная заявка) с указанием сведений об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе (проекте закона) о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, подтвержденных выписками из закона (проекта закона) субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
д) наличие сводных списков участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений на очередной финансовый год и плановый период, предусмотренных пунктом 22 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного приложением N 4 к Постановлению N 598.
В Чувашской Республике разработана и реализуется подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики" государственной программы Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики" (далее - Подпрограмма). Главным распорядителем средств республиканского бюджета Чувашской Республики, направляемых на финансирование расходов на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Минсельхоз Чувашии).
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением.
Размеры социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, предоставляемых в рамках настоящей подпрограммы за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики (далее - социальные выплаты), составляют не более 70 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Условиями предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов являются:
утверждение органом местного самоуправления муниципального района муниципальной программы устойчивого развития сельских территорий, предусматривающей мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
наличие списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период, сформированных в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Чувашской Республики;
предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности, в размере не менее 70 процентов общего объема субсидий, предусмотренного бюджету муниципального района (Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.01.2016 N 4 "О внесении изменений в государственную программу Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики" на 2013-2020 годы).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2014 N 53 утвержден Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее - Порядок формирования и утверждения списков).
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка формирования и утверждения списков, органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг, направляют межведомственный запрос о представлении:
документов, подтверждающих признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, установленных подпунктом "г" пункта 2.1 и подпунктом "ж" пункта 2.2 настоящего Порядка;
документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, установленных подпунктом "д" пункта 2.1 и подпунктом "д" пункта 2.2 настоящего Порядка;
правоустанавливающих документов на земельный участок, установленных абзацем шестым подпункта "е" пункта 2.1 настоящего Порядка;
копии свидетельства о заключении брака заявителя, выданного органом записи актов гражданского состояния;
копии свидетельства о рождении ребенка заявителя, выданного органом записи актов гражданского состояния.
В силу пункта 2.11 Порядка формирования и утверждения списков, Органы местного самоуправления муниципальных районов в течение 10 рабочих дней после утверждения Кабинетом Министров Чувашской Республики распределения на очередной финансовый год и плановый период субсидий бюджетам муниципальных районов на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, уведомляют граждан, включенных в список, о представлении в течение 15 календарных дней с даты получения уведомления документов, указанных в подпунктах "в" - "д" пункта 2.1 и подпунктах "д" - "з" пункта 2.2 настоящего Порядка, по состоянию на первое число текущего месяца текущего финансового года.
Органы местного самоуправления муниципальных районов в целях подтверждения признания заявителей нуждающимися в улучшении жилищных условий на дату формирования списка на очередной финансовый год и плановый период направляют в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг, межведомственный запрос о представлении выписок о правах заявителей на имеющиеся объекты недвижимого имущества из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случае, если в результате проверки представленных документов будет установлено, что не соблюдены условия для граждан, предусмотренные пунктом 4 Типового положения, а также для молодых семей и молодых специалистов, предусмотренные пунктами 33, 35 Типового положения, то указанные граждане, молодые семьи и молодые специалисты из списка исключаются.
Как видно из материалов дела, по результатам контрольного мероприятия выявлено нарушение Администрацией условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов в 2017 году.
Минсельхозом Чувашии и Администрацией 28.04.2017 заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета и субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету муниципального района между Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики администрацией муниципального района Чувашской Республики N 01-25/7 (далее - Соглашение N 01-25/7).
Предметом Соглашения N 01-25/7 являлось предоставление в 2017 году субсидий федерального и республиканского бюджета на реализацию мероприятий Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
В соответствии с пунктом 4.3.5 Соглашения N 01-25/7, Администрация обязана представлять в Минсельхоз Чувашии в соответствии с Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.01.2014 N 6 (далее - постановление N 6) список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации Программы Канашского района на 2017 год по форме и в сроки, установленные Порядком формирования и утверждения списков.
Социальные выплаты предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, если соблюдаются условия Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (пункт 1.3 Постановления N 6).
На основании пункта 4 Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 6 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года";
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пунктом 5 Типового положения предоставление гражданам социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности:
а) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
г) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
д) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
е) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
Пунктом 3 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 N 55 "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" определено, что государственными полномочиями Чувашской Республики по ведению учета граждан, проживающих в сельской местности, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках устойчивого развития сельских территорий, на срок до 2020 года наделяются органы местного самоуправления поселений.
Как видно из материалов дела, семья Давыдовых из четырех человек (Давыдова Н.М. - супруга, Давыдов В.Л. - супруг) в 2012 году принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список претендентов на получение социальной выплаты по категории "граждане". Заявление подано от имени гражданки Давыдовой Н.М.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества (далее - выписка из ЕГРП) от 17.03.2017 в собственности семьи с 18.08.2005 имеется квартира общей площадью 43,9 квадратного метра. Кроме того, на основании выписки из ЕГРП от 17.03.2017 на праве собственности у Давыдовой Н.М. с 22.07.2003 (свидетельство о праве на наследство по завещанию от 10.06.2003) по 29.05.2012 был зарегистрирован жилой дом по адресу: Канашский район, деревня Сугайкасы, улица Сют, дом 26, общей площадью 46,4 квадратного метра.
Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Суды установили, что Семьей Давыдовых совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, при условии, что в период с 18.08.2005 по 29.05.2012 семья была обеспечена жилой площадью по 22,6 квадратного метра на каждого члена семьи, отчуждение имущества привело к тому, что у семьи появилась нуждаемость в улучшении жилищных условий (стало 11,0 квадратного метра на каждого члена семьи), и в 2012 году (26.11.2012) гражданка Давыдова Н.М. обратилась в Шихазанское сельское поселение о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем администрация Шихазанского сельского поселения 10.12.2012 поставила на учет семью Давыдовых в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а администрация Канашского района Чувашской Республики включила ее в список претендентов на получение социальной выплаты без осуществления контроля, предусмотренного пунктами 2.3 и 2.11 Порядка формирования и утверждения списков.
Из списка на 2016 год следует, что место работы гражданки Давыдовой Н.М. указано МБДОУ "Шихазанский детский сад N 1 "Искорка" комбинированного вида (воспитатель), способ улучшения жилищных условий - строительство индивидуального жилого дома (в сводном списке числится под N 13). В соответствии с пунктом 5 Типового положения, указанное место работы не является приоритетным (первоочередным).
В списке на 2017 год под N 13 числится гражданка Давыдова Н.М.: место работы - МБДОУ "Шихазанский детский сад N 1 "Искорка" комбинированного вида (воспитатель), способ улучшения жилищных условий - строительство индивидуального жилого дома, под N 2 в списке числится гражданин Давыдов В.Л. (супруг Давыдовой Н.М.): место работы - СХПК им. Кирова (охранник), способ улучшения жилищных условий - строительство индивидуального жилого дома. В соответствии с пунктом 5 Типового положения место работы Давыдова В.Л. является приоритетным (первоочередным).
В деле имеется заявление Давыдова В.Л. от 26.05.2016 в адрес главы администрации Шихазанского сельского поселения о включении его в Программу по категории гражданин для улучшения жилищных условий путем строительства жилого дома (в составе четырех человек) с приложением копий следующих документов: трудовая книжка и трудовой договор от 12.05.2016 N 34, заключенный СХПК им. Кирова и гражданином Давыдовым В.Л. с выполнением трудовой функции по профессии охранник - ночной скотник. При этом Давыдов В.Л. включен в список также составом 4 человека (супруга Давыдова Н.М., Давыдов А.В., Давыдов А.В.).
Так, администрацией Канашского района гражданин Давыдов В.Л. включен в список претендентов на получение социальной выплаты без осуществления контроля, предусмотренного пунктами 2.3 и 2.11 Порядка формирования и утверждения списков, в части подтверждения нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом в собственности семьи с 18.08.2005 имеется квартира общей площадью 43,9 квадратного метра. Кроме того, согласно выписке из ЕГРП от 17.03.2017 на праве собственности у Давыдовой Н.М. с 22.07.2003 (свидетельство о праве на наследство по завещанию от 10.06.2003) по 29.05.2012 зарегистрирован жилой дом по адресу: Канашский район, д. Сугайкасы, улица Сют, дом 26, общей площадью 46,4 квадратного метра.
Пунктом 4 Типового положения предусмотрено, что право на получение социальных выплат гражданин имеет при соблюдении в совокупности условий, в том числе, работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в Программу.
При этом мероприятия Федеральной целевой подпрограммы и подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики" направлены на поддержку, в первую очередь, граждан, проживающих в сельской местности и работающих по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в Программу.
Вместе с тем Давыдов В.Л. принят в СХПК им. Кирова 12.05.2016, администрацией Шихазанского сельского поселения включен в качестве участника Программы 16.05.2016.
Места работы на территории Канашского района (как указывает заявитель) за три года: с 01.11.2006 по 14.04.2008 в ООО СМУ "Дружба", с 02.03.2009 по 14.09.2010 в ООО "Сантехуслуги". Вместе с тем данные организации ликвидированы в 2015, 2017 годах, видами деятельности являлись строительные работы. Деятельность указанных организаций не является деятельностью в агропромышленном комплексе.
Под агропромышленным комплексом понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и подпункт а пункта 36 Типового положения.
В соответствии с расчетом размера социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в рамках реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 годы" и протокола выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 21.06.2017, размер социальной выплаты гражданину Давыдову В.Л. составил 463 300 рублей, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета в сумме 279 100 рублей, субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 177 600 рублей и субсидии из бюджета Канашского района в сумме 6 600 рублей.
На основании пункта 4.3.19. Соглашения N 01-25/7 Администрация несет ответственность за достоверность представляемых Минсельхозу Чувашии сведений и соблюдение условий предоставления субсидий из федерального бюджета и субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили намеренное ухудшение жилищных условий семьей Давыдовых и отсутствие совокупности условий для получения названной семьей социальной выплаты на улучшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что представление в обжалуемой части являлось законным и обоснованным, в связи с чем правомерно отказали Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов являются верными, основаны на полном и всестороннем исследовании доказательства, соответствуют нормам материального и процессуального права.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суды незаконно отказали в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Шихазанского сельского поселения, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
На основании части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Исходя из смысла приведенной правовой нормы привлечение третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, является правом, а не обязанностью суда.
Суды не сделали каких-либо выводов о правах и обязанностях администрации Шихазанского сельского поселения, поэтому принятые судебные акты не могут повлиять на его права и законные интересы, что исключает необходимость привлечения данного лица к участию в настоящем деле.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Давыдова В. Л.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.04.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу N А79-6934/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Давыдова Валерия Леонидовича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на Давыдова Валерия Леонидовича.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
...
Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
...
Под агропромышленным комплексом понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и подпункт а пункта 36 Типового положения.
...
Исходя из смысла приведенной правовой нормы привлечение третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, является правом, а не обязанностью суда."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 октября 2019 г. N Ф01-5427/19 по делу N А79-6934/2018