Нижний Новгород |
|
06 ноября 2019 г. |
Дело N А28-10265/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Трейд Маркет":
Трефиловой Е.В. (до и после перерыва; доверенность от 13.08.2019 N 02),
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову:
Маркова А.В. (до и после перерыва; доверенность от 26.12.2018 N 01-19/244),
от Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области:
Никитиной О.С. (после перерыва; доверенность от 19.03.2019 N 118/Д),
Тимшина А.М. (до перерыва; доверенность от 29.01.2019 N 014-Д),
от Министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской
области: Пойлова М.Ю. (до и после перерыва; доверенность от 15.05.2019 N 23)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "Трейд Маркет"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.04.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019
по делу N А28-10265/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Трейд Маркет"
(ИНН: 4345435458, ОГРН: 1164350052745)
к Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы
(ИНН: 7707329152, ОГРН: 1047707030513)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову
(ИНН: 4345001066, ОГРН: 1044316882301),
Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области
(ИНН: 4347013155, ОГРН: 1044316878715),
Министерство экономического развития и поддержки предпринимательства
Кировской области (ИНН: 4345269810, ОГРН: 1094345021814),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Трейд Маркет" (далее - ООО "Трейд Маркет", Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы о взыскании убытков в сумме 130 000 рублей, возникших в результате незаконных действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову по представлению в Министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области недостоверной информации о наличии у ООО "Трейд Маркет" задолженности перед бюджетом, повлекших отказ в выдаче Обществу лицензий на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией и необходимость повторной уплаты государственной пошлины для получения лицензий.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - ИФНС России по г. Кирову, Инспекция, налоговый орган), Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области (далее - Управление) и Министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.04.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Трейд Маркет" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы считает, что представление налоговым органом в лицензирующий орган недостоверных сведений о наличии у него на дату подачу заявлений о выдаче лицензий (26.04.2018) непогашенной задолженности перед бюджетом без учета ее оплаты, произведенной 12.04.2018, свидетельствует о наличии вины налогового органа и причинно-следственной связи между указанными неправомерными действиями и возникшими убытками.
Общество считает, что вывод судов о том, что в письме Инспекции от 25.05.2018 N 08-18/019347@ указана дата фактической оплаты задолженности (12.04.2018), противоречит тексту данного письма. По мнению заявителя, налоговый орган должен был отразить в указанном письме информацию об отсутствии у Общества задолженности словами: "Задолженности по налогам, сборам, пеням ООО "Трейд Маркет" по состоянию на 26.04.2018 не имеет", а также должен был указать, что дата фактической оплаты (12.04.2018) отражена в карточке расчетов с бюджетом. По мнению заявителя, данная формулировка позволила бы Министерству оценить факт отсутствия у Общества задолженности перед бюджетом.
Кроме того, по мнению заявителя, учитывая, что по состоянию на 04.04.2018 у него имелась переплата по пеням по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 524 рублей 33 копеек, налоговый орган обязан был произвести зачет данной переплаты в счет оплаты спорной задолженности. Несвоевременное осуществление зачета явилось причиной представления в Министерство недостоверных сведений о налоговых обязательствах Общества.
Подробно доводы ООО "Трейд Маркет" приведены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Инспекция, Управление и Министерство в отзывах на кассационные жалобы, а также их представители в судебном заседании с доводами Общества не согласились, указав на законность обжалуемых судебных актов и отсутствие оснований для их отмены.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, состоявшемся 22.10.2019, объявлялся перерыв до 29.10.2019.
После перерыва представители сторон поддержали ранее изложенные позиции.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 26.04.2018 ООО "Трейд Маркет" обратилось в Министерство с заявлениями на выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукцию, уплатив при этом государственную пошлину в размере 130 000 рублей.
Решениями Министерства от 08.06.2018 N 573 и 574 Обществу отказано в выдаче лицензий в связи с наличием у него на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявлений о выдаче лицензий (26.04.2018) задолженности по уплате пеней по НДФЛ в общей сумме 81 рубль 62 копейки, подтвержденной справками ИФНС России по г. Кирову N 38398 и 38399, полученными в результате межведомственного взаимодействия.
ООО "Трейд Маркет", полагая, что вследствие представления Инспекцией в Министерство недостоверных сведений о наличии у Общества задолженности, последнему были причинены убытки в сумме 130 000 рублей (сумма государственной пошлины, уплаченная при повторном обращении в Министерство с заявлениями о выдаче лицензий), обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8, 12, 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 11, 23, 35, 45, 103 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), приказами Федеральной налоговой службы от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня" и от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@ "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме", Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу об отсутствии со стороны налогового органа неправомерных действий, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные убытки в силу пункта 2 статьи 103 НК РФ подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.
Поскольку понятие "убытки" в НК РФ не определено, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ подлежит применению определение данного термина, приведенное в статье 15 ГК РФ, согласно которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из приведенных положений следует, что для применения мер гражданско-правовой ответственности лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать наличие совокупности условий: факт причинения убытков, противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер последних.
Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
В силу подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В приложении N 3 к приказу Федеральной налоговой службы от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@ "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме" определен Порядок заполнения формы справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 1 которого справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - справка о состоянии расчетов) формируется с использованием программного обеспечения по данным налогового органа в информационной системе Федеральной налоговой службы и учитывает информацию о всех суммах налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых организацией (индивидуальным предпринимателем), в том числе в связи с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Согласно пункту 2 Порядка справка о состоянии расчетов формируется на дату, указанную в запросе.
В случае, если в запросе не указана дата, по состоянию на которую формируется справка о состоянии расчетов, или в запросе указана будущая дата, справка о состоянии расчетов формируется на дату регистрации этого запроса в налоговом органе.
В пункте 3 Порядка установлено, что в случае, если в запросе организации, направленном в электронной форме, указан код налогового органа, но не указан код причины постановки на учет (далее - КПП) организации, справка о состоянии расчетов формируется с учетом всех обособленных подразделений этой организации, состоящих на учете в указанном налоговом органе.
В случае, если в запросе в электронной форме организации код налогового органа имеет значение "0000" и не указан КПП организации, налоговым органом, получившим запрос в электронной форме, формируется справка о состоянии расчетов, а также формируется комплект справок о состоянии расчетов по всем налоговым органам, в которых организация состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 раздела II Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н, учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании, в том числе, расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений, прилагаемых к выписке по счету органа Федерального казначейства в электронном виде (на бумажном носителе).
Согласно пункту 1 раздела IV приказа Федеральной налоговой службы от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня" поступившие (возвращенные) и зачисленные на соответствующие счета Федерального казначейства суммы налогов, сборов, а также пеней и штрафов отражаются в карточках информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня в валюте Российской Федерации на основании информации из расчетных документов налогоплательщиков, прилагаемых к выписке из лицевого счета администраторов доходов бюджетов.
Из приведенных положений следует, что зачисление налогов (пеней, штрафов) в бюджет производится на основании указанных налогоплательщиком в платежных документах реквизитов.
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что 10.04.2018 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении справки по форме N 39 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на текущую дату, без указания в заявлении необходимого КПП.
Согласно справке о состоянии расчетов по состоянию на 04.04.2018 у налогоплательщика имелась задолженность по уплате пеней по НДФЛ в сумме 66 рублей 24 копеек (ОКТМО 33649151) и 15 рублей 38 копеек (ОКТМО 33605101).
Указанная задолженность числилась за структурными подразделениями Общества, а именно за структурным подразделением с КПП: 433845001 (пгт. Юрья, ул. Горького, д. 13) и структурным подразделением с КПП: 430345002 (г. Белая Холуница, ул. Строителей, д. 13).
В связи с закрытием указанных структурных подразделений 03.08.2017 их лицевые счета переданы в налоговый орган по месту нахождения "головной" организации - в ИФНС России по г. Кирову.
Платежными поручениями от 12.04.2018 N 289 и 290 Общество перечислило денежные средства в общей сумме 81 рубль 62 копейки на КБК 18210102010012100110 "На НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ".
В соответствии с указанными в платежных поручениях реквизитами (наименование и ИНН/КПП получателя) платеж на сумму 66 рублей 24 копейки поступил в Межрайонную ИФНС России N 13 по Кировской области (код 4329), а платеж на сумму 15 рублей 38 копеек - в Межрайонную ИФНС России N 2 по Кировской области (код 4303).
На основании изложенного суды пришли к выводу, что неверное указание ООО "Трейд Маркет" в платежных поручениях получателя платежа (налогового органа) привело к отсутствию информации о погашении задолженности в том налоговом органе, в который должны были быть перечислены обязательные платежи.
Кроме того, в платежном поручении от 12.04.2018 N 290 на сумму 15 рублей 38 копеек Общество неверно указало КПП своего структурного подразделения (вместо КПП: 430345002 указан КПП: 430345001).
Межрайонная ИФНС России N 13 по Кировской области уточнила платежное поручение от 12.04.2018 N 289 на сумму 66 рублей 24 копейки мемориальным ордером от 15.05.2018 N 4329UN200003345, который поступил в Инспекцию (код 4345) и был отражен в КРСБ 23.05.2018 по дате фактической уплаты - 12.04.2018.
Аналогичным образом Межрайонная ИФНС России N 2 по Кировской области уточнила платежное поручение от 12.04.2018 N 290 на сумму 15 рублей 38 копеек мемориальным ордером от 17.05.2018 N 4303UN200000895, который поступил в Инспекцию (код 4345) и был отражен в КРСБ 24.05.2018 по дате фактической уплаты - 12.04.2018.
С учетом изложенного суды установили, что допущенные Обществом ошибки при заполнении платежных документов привели к тому, что сведения о погашении 12.04.2018 спорной задолженности появились в базе Инспекции только в мае 2018 года, то есть после обращения Общества в лицензирующий орган (26.04.2018).
Именно приведенные обстоятельства послужили причиной отражения наличия у Общества задолженности в справке о состоянии расчетов по состоянию на 26.04.2018, что и повлекло отказ Министерства в выдаче Обществу лицензий.
Одновременно с этим суды установили, что ввиду отсутствия технической возможности по формированию справок о состоянии расчетов по состоянию на 26.04.2018, содержащих иную информацию, отличную от той, которая была ранее направлена налоговым органом в Министерство, Инспекция в письме от 25.05.2018 N 08-18/019347@ сообщила об уточнении платежей по спорной задолженности с датой фактической уплаты - 12.04.2018. Данное письмо получено Министерством до вынесения решений об отказе в выдаче лицензий от 08.06.2018.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае Инспекция действовала разумно и предприняла меры по информированию Министерства о сложившейся ситуации и об уточнении платежей, позволяющие лицензирующему органу установить реальное состояние расчетов с бюджетом на дату обращения ООО "Трейд Маркет" с заявлениями о выдаче лицензий.
На основании изложенного суды сделали правомерный вывод о том, что Инспекция не совершила незаконных действий, в результате которых Обществу было отказано в выдаче лицензий. Фактически отражение задолженности по состоянию на 26.04.2018 было связано с действиями Общества, указавшего в платежных поручениях неверные реквизиты получателя платежа и КПП плательщика.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей, перечисленной по платежному поручению от 26.08.2019 N 888 за подачу кассационной жалобы, подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 10.04.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019 по делу N А28-10265/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трейд Маркет" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Трейд Маркет".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 раздела II Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н, учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании, в том числе, расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений, прилагаемых к выписке по счету органа Федерального казначейства в электронном виде (на бумажном носителе).
Согласно пункту 1 раздела IV приказа Федеральной налоговой службы от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня" поступившие (возвращенные) и зачисленные на соответствующие счета Федерального казначейства суммы налогов, сборов, а также пеней и штрафов отражаются в карточках информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня в валюте Российской Федерации на основании информации из расчетных документов налогоплательщиков, прилагаемых к выписке из лицевого счета администраторов доходов бюджетов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 ноября 2019 г. N Ф01-5358/19 по делу N А28-10265/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5074/20
06.11.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5358/19
27.06.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4085/19
10.04.2019 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-10265/18