Нижний Новгород |
|
07 ноября 2019 г. |
Дело N А28-464/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Исуповой Н.С. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный кооператив-7"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019
по делу N А28-464/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный кооператив-7" (ИНН: 4312148433; ОГРН: 1134312001768)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области
(ИНН: 4345049124; ОГРН: 1024301334089)
о признании недействительным ненормативного правового акта
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный кооператив-7" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 24.12.2018 N 57/5/18.
Решением суда и от 18.03.2019 заявленные требования удовлетворены, предписание Инспекции от 24.12.2018 N 57/5/18 признано недействительным.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 12.07.2019 отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт в котором в удовлетворении заявления Общества отказал.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение первой инстанции.
Заявитель жалобы ссылаясь на статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 424, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает, что Общество имело право изменить размер платы за содержание и ремонт общего имущества спорного многоквартирного дома. Заявитель жалобы указывает, что согласно пункту 5.3 договора управления планово-договорная стоимость работ, услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества во второй (2017) и третий (2018) годы действия договора ежегодно индексируется на коэффициент дефлятора (10 процентов).
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв Инспекции на кассационную жалобу в суд не поступил.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилась в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кировской области.
Законность принятого постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления от 01.07.2015 Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: город Кирово-Чепецк, улица Сосновая, дом 16.
В период с 10.12.2018 по 24.12.2018 на основании приказа от 07.12.2018 N 2765/2018, Инспекция в отношении Общества провела внеплановую документарную проверку с целью осуществления лицензионного контроля за деятельностью юридического лица.
В ходе проверочных мероприятий Инспекция установила, что в период с марта по май 2018 года при расчетах за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома Общество использовало размер платы, не утвержденный на общем собрании собственников помещений названного многоквартирного дома (тариф утвержден постановлением администрации МО "Город Кирово-Чепецк" Кировской области от 27.02.2018 N 224). По итогам проверки надзорный орган пришел к выводу о нарушении Обществом требований статей 44 - 46, 156 ЖК РФ.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 24.12.2018 N 57/7/18.
Инспекция выдала Обществу обязательное для исполнения предписание от 24.12.2018 N 57/5/18, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность в срок до 24.02.2019 провести комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений обязательных требований, указанных в акте от 24.12.2018 N 57/7/18, и обеспечению соблюдения обязательных требований при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме, а именно: привести в соответствие начисление платы за содержание жилого помещения, произведя перерасчет (снятие) излишне начисленной суммы за период март - май 2018 года собственникам (нанимателям) помещений многоквартирного дома.
Общество, полагая, что названное предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования: признал недействительным предписание Инспекции от 24.12.2018 N 57/5/18.
Руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 39, 44, 45, 154, 156, 158 ЖК РФ, апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт, в котором в удовлетворении заявления Общества отказал.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого постановления.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
На основании части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, начисление собственникам помещений в многоквартирном доме платы за предоставленные услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, должно производиться с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов.
Данные нормы направлены на защиту прав и законных интересов собственников жилых помещений, а также на пресечение со стороны управляющих компаний в одностороннем порядке изменять плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. ЖК РФ и нормативные акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников жилых помещений спорного многоквартирного дома от 24.01.2017 утвержден размер платы за содержание жилого помещения на 2017 год в размере 27,99 рубля за 1 квадратный метр в отношении жилых помещений N 1 - 72, в размере 21,12 рублей за 1 квадратный метр в отношении жилых помещений N 73 - 147.
В период с 26.12.2017 по 12.01.2018 по инициативе Общества проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в форме очно-заочного голосования, в том числе по вопросу утверждения размера платы за содержание жилого помещения в доме на 2018 год. По названному вопросу решение не принято в связи с отсутствием кворума.
В период с марта по май 2018 года Общество произвело начисление платы за содержание жилого помещения исходя из тарифа, утвержденного постановлением администрации МО "Город Кирово-Чепецк" Кировской области от 27.02.2018, в размере 30,78 рублей за 1 квадратный метр общей площади помещения.
Следующее решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения на 2018 год в размере 30,75 рублей за 1 квадратный метр в отношении жилых помещений N 1 - 72, в размере 23,60 рублей за 1 квадратный метр в отношении жилых помещений N 73 - 147, принято собственниками в мае 2018 года и оформлено протоколом собрания от 31.05.2018 N 3/2018.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы устанавливается на срок не менее одного года.
Принимая решение от 31.05.2018, собственники помещений многоквартирного дома распространили его действие на 2018 год.
Таким образом, оснований для доначисления платы за содержание жилого помещения не имелось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал верный вывод о том, что предписание уполномоченного органа соответствовало действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают.
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019 по делу N А28-464/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный кооператив-7" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, начисление собственникам помещений в многоквартирном доме платы за предоставленные услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, должно производиться с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов.
Данные нормы направлены на защиту прав и законных интересов собственников жилых помещений, а также на пресечение со стороны управляющих компаний в одностороннем порядке изменять плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. ЖК РФ и нормативные акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание и ремонт жилого помещения.
...
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы устанавливается на срок не менее одного года."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 ноября 2019 г. N Ф01-5603/19 по делу N А28-464/2019
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5603/19
12.07.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2947/19
18.03.2019 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-464/19
18.01.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-464/19