Нижний Новгород |
|
08 ноября 2019 г. |
Дело N А43-44460/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.
при участии представителя
от акционерного общества "Судоходная компания Волжское пароходство": Царева А.С. (доверенность от 07.12.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - акционерного общества "Судоходная компания Волжское пароходство" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.03.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А43-44460/2018
по иску акционерного общества "Судоходная компания Волжское пароходство"
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛесПром-Урал"
о взыскании 1 982 812 рублей 50 копеек
и установил:
акционерное общество "Судоходная компания Волжское пароходство" (далее - АО "Судоходная компания Волжское пароходство") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЛесПром-Урал" (далее - ООО "ЛесПром-Урал") о взыскании штрафа за сверхнормативный простой судов в сумме 1 982 812 рублей 50 копеек.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 29.03.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019, удовлетворил частично исковые требования: взыскал с ООО "ЛесПром-Урал" в пользу АО "Судоходная компания Волжское пароходство" 235 000 рублей штрафа; отказал в части взыскания остальной суммы штрафа.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, АО "Судоходная компания Волжское пароходство" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие нарушения норм материального права.
По мнению заявителя, суд первой инстанции применил утратившую силу с 04.07.2016 редакцию пункта 7 статьи 73 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), что привело к признанию судом неверного расчета штрафа, выполненного ответчиком. Согласно действующей редакции упомянутой нормы, а также пункту 2.4 договора стороны согласовали, что фактическое время обработки судна рассчитывается с момента подачи нотиса (извещения) о готовности к грузовым операциям, до момента окончания оформления грузовых документов, следовательно, отсчет сталийного времени начинается не с подачи всех секций одновременно, а с подачи нотиса о готовности к погрузке/выгрузке. Вывод суда, что воля сторон была направлена именно на предоставление истцом четырехсекционного состава для перевозки в порту погрузки и осуществления перевозки одновременно (то есть одним рейсом), не разбивая на секции, в порт Астрахани, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства ООО "ЛесПром-Урал" не обеспечило явку представителя в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителя истца, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, правоотношения сторон основаны на договоре о перевозке грузов от 24.05.2018 N 09-18/0404 в редакции подписанного дополнительного соглашения N 1, согласно пункту 8 которого, спор подлежит разрешению в Арбитражном суде Нижегородской области.
По условиям пункта 1.1 договора ответчик (грузовладелец) предъявляет в течение навигации 2018 года для перевозки судами грузы, а истец (пароходство) осуществляет перевозку указанного груза грузовыми теплоходами или четырехсекционными баржебуксирными составами (выбор флота производится пароходством). Объем перевозок, наименование груза, маршрут перевозки и тарифы на перевозку согласовываются сторонами в дополнительных соглашениях к договору.
В пункте 1 дополнительного соглашения N 1 к договору стороны установили, что грузовладелец предъявляет к перевозке в мае - июне 2018 года, а пароходство принимает и обеспечивает перевозку пиломатериалов в пакетах одним рейсом четырехсекционного состава по маршруту Соликамск/Березники - Астрахань.
В соответствии с пунктом 3 дополнительного соглашения N 1 к договору судо-часовые нормы на погрузку/выгрузку пиломатериала в пакетах устанавливаются в размерах: погрузка: п. Соликамск/Березники - 8 суток; выгрузка: п. Астрахань (причалы Солянка и Зюйд Вест) - 8 суток.
На основании пункта 2.4 договора расчет штрафов (демереджа) за простой судна в пунктах погрузки/выгрузки производится исходя из разницы суммарного нормативного и суммарного фактического времени нахождения судна в пунктах погрузки/выгрузки.
Расчет производится порейсово по судам, осуществлявшим перевозку груза по договору. При этом сумма экономии в случае превышения над суммой штрафа не оплачивается пароходством. Ставки штрафа за сверхнормативный простой судов на погрузке/выгрузке устанавливаются в размере: для четырехсекционного состава - 235 000 рублей в сутки.
Согласно пункту 5.3 договора в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации грузовладелец оплачивает пароходству штраф (демередж) за сверхнормативные простои судов в пунктах погрузки и выгрузки в размерах, установленных Кодексом. В случае выхода судна на демередж, все дальнейшие стоянки считаются на демередже. Демередж должен быть согласован и оплачен в течение 10 текущих суток после предоставления пароходством расчета демереджа по факсу или электронной почте. В случае нарушения сроков рассмотрения или согласования, или, если на вариант расчета пароходства грузовладелец не даст аргументированного документально ответа в течение 10 суток, при невыполнении любого из приведенных условий, вариант расчета пароходства считается окончательным и подлежит безоговорочной оплате в течение следующих двух банковских дней. В случае неуплаты демереджа в соответствии с вышеизложенным, пароходство имеет право в любое время прекратить действие договора и предъявить иск за любые убытки, причиненные вследствие неуплаты демереджа. При этом пароходство освобождается от ответственности за невыполнение договорного объема перевозок.
Как пояснил истец, в рамках указанного договора пароходство предоставило для перевозки груза судно ОТ-2115 (секции 151, 178, 199, 198), погрузка в порту Соликамск/Березники начата - 27.05.2018, окончена - 09.06.2018; выгрузка в порту Астрахань начата - 21.06.2018, окончена - 07.07.2018, что подтверждается расчетами демереджа по рейсу N 1.
Демередж за сверхнормативный простой согласно расчету истца составил 1 982 812 рублей 50 копеек. При этом расчеты демереджа по погрузке и выгрузке направлены ответчику 09.07.2018.
По истечению срока для согласования расчета, установленного пунктом 5.3 договора, истец выставил ответчику счет на оплату от 25.07.2018 N 18/1591FLOUT на сумму 1 982 812 рублей 50 копеек.
Претензией от 07.09.2018 N 09-03-4/1388 истец обратился к ответчику с требованием об оплате суммы штрафа.
Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, посчитав, что ответчик неправомерно уклонился от исполнения обязанности по оплате.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 79 КВВТ РФ договором перевозки груза может быть предусмотрено, что за время ожидания судном выгрузки и приема груза грузополучателем, а также за время ожидания распоряжения грузоотправителя с грузополучателя взыскивается штраф, предусмотренный пунктом 2 статьи 120 настоящего кодекса.
Как предусмотрено частью 2 статьи 120 КВВТ РФ за сверхнормативный простой судна грузоотправитель, грузополучатель, отправитель или получатель буксируемого объекта, по вине которых допущен такой простой судна, возмещают перевозчику или буксировщику причиненные убытки в размере, установленном договором перевозки груза либо договором буксировки. В случае отсутствия таких положений в договоре перевозки груза или договоре буксировки размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа.
Сроки погрузки и выгрузки груза исчисляются с момента подачи судна к причалу, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (пункт 7 статьи 73 КВВТ РФ).
Суд установил, что в порт Соликамск 26.05.2018 прибыл не теплоход ОТ-2115 с четырьмя секциями N 151, 178, 199, 198, а теплоход ОТ-2061 с секциями N 151, 178. 29.05.2018 в 1:30 (ночи) прибыл теплоход ОТ-2115 с секциями N 198, 199, о чем свидетельствуют нотисы, направленные в порт Соликамска ООО "Вишерская лесоторговая база".
Согласно информации ОАО "Порт Березники", 26.05.2018 в 20-00 в Соликамск прибыл теплоход ОТ-2061 с четырьмя баржами: 151, 159, 168, 178. По распоряжению судовладельца АО "Судоходная компания "Волжское пароходство" баржи 151 и 178 поставлены под погрузку пиломатериала, а баржи 159 и 168 под погрузку соли технической. 29.05.2018 в 1-30 в Соликамск прибыл теплоход ОТ-2115 с четырьмя баржами: 237, 199, 198, 180. По распоряжению судовладельца АО "Судоходная компания "Волжское пароходство" баржи 199 и 198 поставлены под погрузку пиломатериала, баржи 237 и 180 - под погрузку соли технической.
06.06.2018 в 2-00 теплоход ОТ-2115 вышел в рейс Соликамск-Астрахань с баржами 151,178,198,199 груженными пиломатериалами.
С учетом изложенных обстоятельств и исходя из согласованного сторонами условия пункта 1 дополнительного соглашения к договору, суды пришли к правильному выводу, что расчет демереджа при погрузке необходимо исчислять за все баржи одновременно. Предоставление четырех секций одновременно истцом в нарушение условий дополнительного соглашения N 1 к договору не выполнено.
Проверив представленный истцом расчет демереджа, суды усмотрели несоответствие его нотису, переданному в порту Астрахани, а именно:
- в ПАО "Астраханский порт" подан нотис о прибытии 21.06.2018 секции 178 и 199, также имеется нотис от 02.07.2018 о готовности к выгрузке секции 151;
- в ООО "Астраханский морской порт" подан нотис 02.07.2018 о прибытии к разгрузке секции 151;
- в ООО "Зюйд-Вест" подан нотис 02.07.2018 о готовности к разгрузке секции 198.
Таким образом, из Соликамска-Березники теплоход вышел с четырьмя секциями, а прибыл с двумя, позднее прибыли еще две секции.
Из таймшита секций 178 и 199 следует, что к разгрузке в ПАО "Астраханский порт" прибыли только две секции, которые были разгружены в период с 21.06.2018 по 26.06.2018. В таймшите остальных секций (151 и 198) не указано, что они простаивали на рейде и ожидали разгрузки из-за занятости причальной стенки или иных обстоятельств, препятствующих разгрузке.
Проанализировав с позиции статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условия дополнительного соглашения N 1 к договору, суды правомерно сочли, что воля сторон была направлена именно на предоставление истцом четырехсекционного состава для перевозки в порту погрузки и осуществления перевозки одновременно (то есть одним рейсом), не разбивая на секции, в порт Астрахани.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленную в материалы дела доказательственную базу и пояснения сторон, суды пришли к выводу, что простой по рейсу Березники/Соликамск-Астрахань составляет 24 часа 30 минут (192:00 + 192:00 (норма погрузки/выгрузки) - 252:30 (погрузка в п. Березники/Соликамск) - 156:00 (выгрузка в п. Астрахань), в связи с чем обоснованно удовлетворили требования истца частично в сумме 235 000 рублей (за одни сутки простоя, исходя из ставки, определенной в пункте 2.4 договора).
Применение судом первой инстанции пункта 7 статьи 73 КВВТ РФ в редакции, утратившей силу с 04.07.2016, не повлекло вынесения незаконного по существу решения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.03.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А43-44460/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Судоходная компания Волжское пароходство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как предусмотрено частью 2 статьи 120 КВВТ РФ за сверхнормативный простой судна грузоотправитель, грузополучатель, отправитель или получатель буксируемого объекта, по вине которых допущен такой простой судна, возмещают перевозчику или буксировщику причиненные убытки в размере, установленном договором перевозки груза либо договором буксировки. В случае отсутствия таких положений в договоре перевозки груза или договоре буксировки размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа.
Сроки погрузки и выгрузки груза исчисляются с момента подачи судна к причалу, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (пункт 7 статьи 73 КВВТ РФ).
...
Проанализировав с позиции статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условия дополнительного соглашения N 1 к договору, суды правомерно сочли, что воля сторон была направлена именно на предоставление истцом четырехсекционного состава для перевозки в порту погрузки и осуществления перевозки одновременно (то есть одним рейсом), не разбивая на секции, в порт Астрахани.
...
Применение судом первой инстанции пункта 7 статьи 73 КВВТ РФ в редакции, утратившей силу с 04.07.2016, не повлекло вынесения незаконного по существу решения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 ноября 2019 г. N Ф01-5543/19 по делу N А43-44460/2018
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5543/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-44460/18
08.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4656/19
29.03.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-44460/18