Нижний Новгород |
|
12 ноября 2019 г. |
Дело N А17-768/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Леонтьевой Л.Б. (доверенность от 06.03.2019 N 18)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Промэнергосеть"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.04.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019
по делу N А17-768/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промэнергосеть"
(ОГРН: 1103702027604, ИНН: 3702633948)
о признании незаконным предписания территориального отдела (Инспекции) по Ивановской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2018 N 1253/205-1У,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Промэнергосеть" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным предписания территориального отдела (Инспекции) по Ивановской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2018 N 1253/205-1У.
Арбитражный суд Ивановской области решением от 24.04.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019, отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, действующим законодательством не предусмотрена обязанность сетевой организации по получению сертификата соответствия качества электрической энергии; выводы судов об обратном противоречат судебной практике, сложившейся по данному вопросу. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение жалобы откладывалось на 12.11.2019.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 14.09.2018 по 04.10.2018 на основании приказа от 24.08.2018 N 1253 (с учетом приказа от 05.09.2018 N 331) Инспекция провела в отношении Общества внеплановую выездную проверку. Основанием для назначения проверки послужило обращение гражданина от 13.08.2018.
При проведении проверочных мероприятий Инспекция установила, что Общество осуществляет передачу электрической энергии потребителю по адресу: Ивановская область, Лежневский район, деревня Аладино, дом 31, а также другим потребителям, от КТП-160 кВА по адресу: Ивановская область, Лежневский район, деревня Красный Остров, без сертификата соответствия. В связи с этим надзорный орган пришел к выводу о нарушении заявителем требований постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", пункта 0110 "Электроэнергия" Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982. Результаты проверки и выявленные нарушения оформлены актом от 23.11.2018 N 1253/205.
Обществу выдано обязательное для исполнения предписание от 23.11.2018, в котором указано на необходимость устранить допущенные нарушения обязательных требований в части сертификации электрической энергии.
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральными закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) и Правилами проведения сертификации электрооборудования, утвержденными постановлением государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 16.07.1999 N 36 (далее - Правила N 36), Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания оспариваемого предписания Управления незаконным, и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта требованиям законодательства лежит на соответствующем органе. Вместе с тем в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым приказом прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Суды установили, что проверка проведена и предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством Российской Федерации полномочий; грубых нарушений проведения внеплановой выездной проверки не установлено. Данные обстоятельства Общество не оспаривает; в кассационной жалобе указывает на отсутствие у него обязанности и возможности по проведению требуемых Инспекцией мероприятий.
Оспариваемым предписанием Обществу, являющемуся территориальной сетевой организацией, указано на необходимость устранить нарушения требований действующего законодательства в части обязательной сертификации электрической энергии.
К субъектам электроэнергетики отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности. Потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (статья 3 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, сетевые организации в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии (пункт 7 Основных положений).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном законом основании объектами электросетевого хозяйства. С использованием таких объектов сетевые организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуги по передаче электрической энергии сетевые организации оказывают на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
При исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (пункт 15 Правил N 861).
В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Требования к продукции, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Несоблюдение установленных законодательством о техническом регулировании обязательных требований создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (статьи 1, 2, 18, 46 Закона N 184-ФЗ).
За нарушение требований технических регламентов (обязательных требований государственных стандартов) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ).
Согласно разделу 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является товаром, подлежащим обязательной сертификации.
В соответствии с пунктами 8.1, 8.2 и 8.6 Правил N 36 обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; субъектом, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, - лица, участвующие в электроснабжении потребителей.
Из материалов дела усматривается, что Общество и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" заключили договор от 15.11.2016 N 0545, по которому обязались оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии.
В соответствии с указанным договором Общество обязалось обеспечить передачу электрической энергии (мощности) от границы раздела ответственности за состояние эксплуатации электроустановок до точек поставки электрической энергии потребителей и владельцев объектов электросетевого хозяйства, присоединенных к электрическим сетям Общества, а также ТСО; поддерживать на границах балансовой принадлежности значения показателей качества электрической энергии, обусловленные работой энергетических установок заявителя, соответствующие техническим регламентам и иным обязательным требованиям (пункты 3.2.1, 3.2.2).
Согласно пункту 2.5 договора от 15.11.2016 N 0545 параметры качества передачи электрической энергии (мощности) по договору определяются сторонами как соответствие совокупности параметров электрической энергии требованиям ГОСТов, НТД и технических регламентов.
Таким образом, Общество как территориальная сетевая организация наряду с другими субъектами электроэнергетики участвует в отношениях по обеспечению снабжения электрической энергией потребителей.
Производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса. Организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе сетевые организации, обеспечивающие передачу электрической энергии, обязаны поставить (передать) потребителю электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов. Поскольку электрическая энергия является товаром, подлежащим обязательной сертификации, то субъектом, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, является лицо, участвующее в электроснабжении потребителей, в том числе сетевая организация. При этом получение сертификата не ставится в зависимость от принадлежности электрических сетей.
Пунктом 6.2.2.1 ГоСТ 33073-2014 Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения, введенным в действие приказом Росстандарта от 08.12.2014 N 1948/ст, предусмотрено право сетевой организацией на обращение с заявкой об обязательной сертификации электрической энергии.
В настоящее время порядок проведения работ по сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц установлен ГоСТом Р 58289-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии, утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 29.11.2018 N 1038-ст, согласно статье 1 которого, указанный стандарт предназначен для применения заявителями - сетевыми организациями, передающими электрическую энергию потребителям в точках поставки.
С учетом изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что надзорный орган имел правовые и фактические основания для выдачи Обществу предписания от 23.11.2018 N 1253/205-1У об устранении выявленного нарушения является правомерным. Установив, что предписание Инспекции на момент его выдачи являлось законным, обоснованным и исполнимым, выдано ответчиком в рамках полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и не нарушает права заявителя, суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Аналогичная правовой позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 16.01.2018 N 305-АД17-20505.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Аргумент заявителя об отсутствии у него обязанности по сертификации электрической энергии основан на неверном толковании норм материального права и отклонен судом округа.
Возражения Общества со ссылкой на судебную практику по другим делам не могут быть приняты во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.04.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019 по делу N А17-768/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промэнергосеть" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Промэнергосеть".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящее время порядок проведения работ по сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц установлен ГоСТом Р 58289-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии, утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 29.11.2018 N 1038-ст, согласно статье 1 которого, указанный стандарт предназначен для применения заявителями - сетевыми организациями, передающими электрическую энергию потребителям в точках поставки.
С учетом изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что надзорный орган имел правовые и фактические основания для выдачи Обществу предписания от 23.11.2018 N 1253/205-1У об устранении выявленного нарушения является правомерным. Установив, что предписание Инспекции на момент его выдачи являлось законным, обоснованным и исполнимым, выдано ответчиком в рамках полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и не нарушает права заявителя, суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Аналогичная правовой позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 16.01.2018 N 305-АД17-20505."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 ноября 2019 г. N Ф01-4836/19 по делу N А17-768/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4836/19
12.07.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4502/19
24.04.2019 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-768/19
14.02.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-768/19