Нижний Новгород |
|
14 ноября 2019 г. |
Дело N А28-12962/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
муниципального образования "Город Киров" в лице администрации города Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.03.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019
по делу N А28-12962/2018
по заявлению муниципального образования "Город Киров" в лице
администрации города Кирова (ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238)
о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя
Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных
производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области
от 26.09.2018 о взыскании исполнительского сбора,
заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью Торговый дом
"Европейский" (ИНН: 4345062630, ОГРН: 1034316586754),
и установил:
муниципальное образование "Город Киров" в лице администрации города Кирова (далее - Администрация) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области (далее - судебный пристав-исполнитель) от 26.09.2018 о взыскании исполнительского сбора.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Европейский" (далее - ООО ТД "Европейский").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.03.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой ссылается на нарушение судами норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что реализация арендатором-банкротом преимущественного права на выкуп арендуемого им муниципального имущества не соответствуют целям конкурсного производства, вследствие чего с момента введения в отношении должника процедуры конкурсного производства статьи 3, 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не подлежат применению. Администрация считает, что право Общества на выкуп арендованного муниципального имущества не может быть реализовано в рамках Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Подробно доводы Администрации приведены в кассационной жалобе.
От Администрации поступило ходатайство от 06.11.219 (входящий N Ф01-20458/19 от 07.11.2019) о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили; отзывы на жалобу от данных лиц в суд округа не поступали.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Кировской области от 25.01.2013 по делу N А28-10231/2012 о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого помещения и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов между ООО ТД "Европейский", Администрацией и Департаментом муниципальной собственности администрации города Кирова заключено мировое соглашение, по условию пункта 2.2 которого Администрация обязалась принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты государственной регистрации права собственности на помещение, указанное в пункте 2.1.1 мирового соглашения.
18.11.2013 Администрация приняла постановление N 4510-П об условиях приватизации нежилого помещения с кадастровым номером 43:40:000345:124.
Указанным постановлением предусмотрена продажа названного муниципального имущества в порядке реализации преимущественного права субъекта малого и среднего предпринимательства - ООО ТД "Европейский", арендующего данное имущество на основании договора аренды от 01.08.2003 N 31.
Постановлением Администрации от 31.01.2014 N 378-П постановление от 18.11.2013 N 4510-П отменено в связи с неподписанием Обществом в тридцатидневный срок со дня получения договора купли-продажи арендуемого имущества.
В письме от 06.01.2014 N 333, направленном в адрес Департамента муниципальной собственности администрации города Кирова, ООО ТД "Европейский" выразило согласие на заключение договора купли-продажи арендуемого имущества и приложило подписанную копию такого договора.
Данное письмо поступило в Департамент муниципальной собственности администрации города Кирова 11.02.2014.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.07.2014 по делу N А28-4844/2014 постановление Администрации от 31.01.2014 N 378-П признано недействительным. Согласно данному судебному акту письмо ООО ТД "Европейский" от 06.01.2014 N 333 принято в отделении почтовой связи 16.01.2014, при этом вина ООО ТД "Европейский" в получении Департаментом муниципальной собственности администрации города Кирова названного письма 11.02.2014 не установлена.
В связи с неисполнением Администрацией пункта 2.2 мирового соглашения и отсутствием действующего решения об условиях приватизации арендуемого имущества, ООО ТД "Европейский" обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа по делу N А28-10231/2012.
На основании исполнительного листа серии ФС N 007022122, выданного Арбитражным судом Кировской области 13.05.2016 по делу N А28-10231/2012, предметом исполнения которого является исполнение Администрацией пункта 2.2 утвержденного судом мирового соглашения, а именно обязанность принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты государственной регистрации права собственности на помещение, указанное в пункте 2.1.1 мирового соглашения, судебный пристав-исполнитель возбудил в отношении Администрации исполнительное производство N 40139/18/43001-ИП, о чем вынес постановление от 03.08.2018.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 08.08.2018 в постановление от 03.08.2018 внесены изменения в части уточнения предмета исполнения.
Копии постановлений о возбуждении исполнительного производства и о внесении изменений в постановление о возбуждении исполнительного производства получены Администрацией 09.08.2018.
В качестве доказательства исполнения требования исполнительного документа должник 16.08.2018 представил судебному приставу-исполнителю копию письма от 20.11.2013 N 15581-01-05, содержащего предложение заключить договор купли-продажи муниципального имущества в месячный срок с даты получения ООО ТД "Европейский" данного предложения. При этом само постановление от 18.11.2013 N 4510-П судебному приставу-исполнителю представлено не было.
01.09.2016 Администрация вынесла постановление N 2879-п об условиях приватизации имущества - нежилого помещения с кадастровым номером 43:40:000345:124. Данным постановлением установлен способ приватизации - возмездное отчуждение из муниципальной собственности недвижимого имущества в порядке реализации преимущественного права субъекта малого и среднего предпринимательства - ООО ТД "Европейский", арендующего указанное имущество на основании договора аренды от 01.08.2003 N 31.
08.09.2016 Администрация отменила постановление от 01.09.2016 N 2879-п в связи с признанием ООО ТД "Европейский" несостоятельным (банкротом) и введением в отношении его имущества процедуры конкурсного производства.
В связи с неисполнением требования исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 26.09.2018 о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 2, 3, 6, 30, 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого постановления.
Второй арбитражный апелляционный суд поддержал вывод суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N 118-ФЗ) установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (пункт 1 статьи 13 Закона N 118-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено указанным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона N 229-ФЗ.
На основании части 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В силу части 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, взыскание исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.
В части 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что Администрация не исполнила требование исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения; доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, Администрация не представила.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от 26.09.2018 о взыскании исполнительского сбора соответствует требованиям Закона N 229-ФЗ, вследствие чего основания для признания его незаконным и отмене отсутствуют.
Вывод судов основан на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречит им и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод Администрации о том, что действующим законодательством не предусмотрена передача государственного или муниципального имущества в собственность арендатора, который признан несостоятельным (банкротом), был предметом оценки в судах обеих инстанций и правомерно ими отклонен.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.03.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 по делу N А28-12962/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Город Киров" в лице администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что Администрация не исполнила требование исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения; доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, Администрация не представила.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от 26.09.2018 о взыскании исполнительского сбора соответствует требованиям Закона N 229-ФЗ, вследствие чего основания для признания его незаконным и отмене отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 ноября 2019 г. N Ф01-5823/19 по делу N А28-12962/2018