Нижний Новгород |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А31-8704/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителя
от заявителя: Муниной Ю.А. (доверенность от 14.01.2019 N 180/НЭС),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019
по делу N А31-8704/2018
по заявлению медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "Нефросовет" (ИНН: 7730184402; ОГРН: 1117799013067)
о признании частично незаконными и отмене акта комплексной проверки от 18.05.2018
и требования от 05.06.2018 N 38 Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Костромской области
и установил:
медицинское частное учреждение дополнительного профессионального образования "Нефросовет" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании частично незаконными и отмене акта комплексной проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) от 18.05.2018 и требования от 05.06.2018 N 38.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 решение суда оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении норм материального права. Ссылаясь на часть 8 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (далее
Закон
326-ФЗ) и Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, Фонд указывает, что территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 и 2017, утвержденные Постановлениями администрации Костромской области от 25.12.2016 N 483-а и от 29.12.2016 N 535-а, не предусматривали оказание на территории Костромской области медицинской помощи за счет средств территориального фонда пациентам других регионов Российской Федерации, в частности пациентам Ивановского филиала Учреждения. По его мнению, факт нецелевого расходования Учреждением средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) доказан.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве отклонило доводы Фонда, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, проведенном 16.10.2019 с участием представителя Учреждения, объявлялся перерыв до 23.10.2019.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 19.11.2019.
Представитель Учреждения в судебном заседании (19.11.2019) отклонил доводы заявителя кассационной жалобы и поддержал ранее озвученную позицию по делу; Фонд явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение является медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность на основании лицензии и включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Фонд провел плановую комплексную проверку использования Учреждением (Костромской филиал) средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС Костромской области за период с 01.07.2016 по 31.12.2017, результаты которой отразил в акте от 18.05.2018.
Не согласившись с указанным актом, Учреждение 24.05.2018 направило возражения, которые были частично приняты Фондом, в акт проверки внесены изменения.
Фонд 05.06.2018 выставил в адрес Учреждения требование N 38 об уплате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и штрафа по акту комплексной проверки от 18.05.2018.
Учреждение частично не согласилось с актом Фонда от 18.05.2018 (в редакции письма от 05.06.2018) и требованием от 05.06.2018 и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статями 10, 13, 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 20, 34, 35, 36, 39, 40 Закона N 326-ФЗ, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС), учитывая правовые позиции, изложенные в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 449-О, от 04.12.2003 N 418-О, от 24.10.2013 N 1648-О, Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленные требования. Суд пришел к выводу о том, что Фонд не доказал факт нецелевого расходования Учреждением средств ОМС.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Базовая программа ОМС является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам ОМС (пункт 8 статьи 3 Закона N 326-ФЗ).
Территориальная программа ОМС представляет собой составную часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы ОМС (пункт 9 статьи 3 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ Территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика по контролю за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, в объеме, установленном базовой программой ОМС, не позднее 25 дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее 25 дней с даты получения счета (реестра счетов), предъявленного территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Порядок осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, определяется правилами ОМС (часть 8 статьи 34 Закона N 326-ФЗ).
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как видно из материалов дела, Учреждение является медицинской организацией и осуществляет деятельность на основании лицензии.
Медицинская деятельность является для Учреждения основной и осуществляется через созданные им региональные филиалы в субъектах Российской Федерации: Костромской, Омской, Ленинградской, Ивановской, Кемеровской, Тюменской, Воронежской, Кировской областях и в Ханты-Мансийском автономном округе.
В проверяемый период в Костромской области действовали территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, на 2016 и 2017 годы, утвержденные Постановлением администрации Костромской области от 25.12.2015 N 483-а и Постановлением администрации Костромской области от 29.12.2016. N 535-а.
Согласно положениям указанных программ территориальный фонд ОМС должен осуществлять финансирование медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации вне территории страхования в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 года N 158н.
В ходе проверки Фонд выявил нецелевое использование средств ОМС по оплате реагентов и расходных материалов для лабораторных исследований Костромского филиала Учреждения для пациентов, находящихся на лечении в филиале в городе Иваново.
Судами установлено, что филиал Учреждения в городе Костроме имеет лицензию на осуществление лабораторной деятельности. В рамках ведения уставной деятельности Учреждения и с целью экономии денежных средств заявителем было принято решение о проведении лабораторных исследований для филиала в городе Иваново в лаборатории города Костромы. При этом пациенты Ивановского филиала Учреждения лично в филиал в городе Костроме не обращались, забор биологического материала проводился в городе Иваново.
Указанные исследования не являлись самостоятельной медицинской услугой, а проводились как составляющая в рамках услуг гемодиализа. Оплата услуг осуществлялась каждым территориальным фондом ОМС полностью по каждому пациенту без перераспределения между субъектами.
В пунктах 5.11.5, 5.11.7 учетной политики Учреждения на 2016 - 2017 годы закреплены порядок предъявления к оплате стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ одним филиалом другому; распределение косвенных расходов по оказанию лабораторных услуг производится на основании общего количества выполненных лабораторных анализов к доле анализов, приходящихся на подразделение, для которого они были выполнены; распределенные расходы относятся на конкретную номенклатурную группу, для которой выполнялись лабораторные услуги.
Суды установили, что представленными доказательствами подтверждается возмещение затрат на осуществление лабораторных анализов для Ивановского филиала филиалу, расположенному в городе Костроме. Восстановление денежных средств на счету ОМС Костромского филиала производилось из средств ОМС Ивановского филиала.
Указанный порядок взаиморасчетов признан судами не противоречащим действующему законодательству.
Таким образом, вопреки позиции Фонда, признаков злоупотребления правом со стороны Учреждения суды не установили.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права судами не нарушены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 по делу N А31-8704/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
...
Согласно положениям указанных программ территориальный фонд ОМС должен осуществлять финансирование медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации вне территории страхования в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 года N 158н."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 ноября 2019 г. N Ф01-4486/19 по делу N А31-8704/2018
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4486/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4486/19
24.05.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2655/19
05.02.2019 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-8704/18