Нижний Новгород |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А28-13542/2018 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Халявина А.А. (доверенность от 30.10.2018 N 85)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.06.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019
по делу N А28-13542/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" (ИНН: 4345010511; ОГРН: 1024301307084)
о признании недействительным постановления
администрации города Вятские Поляны (ИНН: 4340003704; ОГРН: 1024300613314)
от 11.10.2018 N 1627 "Об отмене режима чрезвычайной ситуации",
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Тепловик"
(ИНН: 4307006916; ОГРН: 1034303501088),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" (далее -Общество, ООО "Газпром межрегионгаз Киров") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Вятские Поляны (далее - Администрация, орган местного самоуправления) от 11.10.2018 N 1627 "Об отмене режима чрезвычайной ситуации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" (далее - ООО "Тепловик").
Решением суда первой инстанции от 04.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.09.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Газпром межрегионгаз Киров" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на пункт 2 статьи 11, пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), заявитель считает, что финансовое обеспечение установленных мер по предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является обязанностью муниципального образования. Общество полагает, что нарушение прав поставщика газа состоит в прекращении обязанности Администрации по финансированию продолжения поставки газа в отопительном сезоне 2018 - 2019 годов, начатом по принуждению органа местного самоуправления. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве возразила относительно доводов заявителя, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
ООО "Тепловик", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кировской области.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ООО "Газпром межрегионгаз Киров" и ООО "Тепловик" заключили договор поставки газа от 21.11.2014 N 22-Д-0174/15.
Уведомлением от 29.05.2018 N 08-01-07/557, направленным в адрес Министра энергетики и ЖКХ Кировской области, главы города Вятские Поляны, генерального директора ООО "Тепловик", Общество сообщило об одностороннем отказе от исполнения договора поставки газа от 21.11.2014 N 22-Д-0174/15 в связи с нарушением третьим лицом обязательств по оплате поставки газа.
На основании пунктов 25 и 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Положение N 794), вероятной возможностью срыва отопительного периода 2018 - 2019 годов ООО "Тепловик" Администрация вынесла постановлением от 07.09.2018 N 1417 "О введении режима повышенной готовности".
Администрация вынесла постановление от 19.09.2018 N 1453 "О начале отопительного периода 2018-2019 годов в городе Вятские Поляны", которым установила дату начала отопительного периода 19.09.2018 с 24.09.2018.
В соответствии со статьями 4 и 11 Федерального закона N 68-ФЗ, пунктами 25 и 28 Положения N 794, протоколом от 25.09.2018 N 9 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах города Вятские Поляны и обстановкой, сложившейся в связи с отказом ООО "Газпром газораспределение Киров" и ООО "Газпром межрегионгаз Киров" обеспечить подачу топливно-энергетических ресурсов ООО "Тепловик", установлением температурного режима в городе Вятские Поляны ниже среднего, а также в целях принятия экстренных мер по локализации и защиты населения Администрация издала постановление от 25.09.2018 N 1485 "О введении режима чрезвычайной ситуации".
В силу названного постановления с 10 часов 00 минут 25.09.2018 и до стабилизации подачи ООО "Газпром газораспределение Киров" и ООО "Газпром межрегионгаз Киров" топливно-энергетических ресурсов ООО "Тепловик" введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления, сил и средств городского звена территориальной подсистемы Кировской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Администрации. ООО "Газпром газораспределение Киров" и ООО "Газпром межрегионгаз Киров" надлежало обеспечить подачу газа в котельную ООО "Тепловик". ООО "Тепловик" обеспечить подачу теплоносителя на объекты социальной сферы зоны чрезвычайной ситуации.
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для введения на территории муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области режима чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктом 26 Положения N 794 Администрация вынесла постановление 11.10.2018 N 1627 "Об отмене режима чрезвычайной ситуации".
Согласно данному постановлению с 08 часов 00 минут 11.10.2018 отменен режим чрезвычайной ситуации для органов управления, сил и средств городского звена Кировской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, введенный постановлением Администрации от 25.09.2018 N 1485 "О введении режима чрезвычайной ситуации".
Общество не согласилось указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 11 Федерального закона N 68-ФЗ, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением N 794, суд первой инстанции сделал вывод о том, что Общество не представило доказательств нарушения оспариваемым постановлением его прав и законных интересов, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 2 Федерального закона N 68-ФЗ).
Органы местного самоуправления содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункты "ж" и "з" пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
Суды установили, что постановление вынесено Администрацией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Во исполнение Федерального закона N 68-ФЗ и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации утвердило Положение N 794.
В соответствии с пунктом 25 Положения N 794 решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются: обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации; границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации; силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации; должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы (пункт 26 Положения N 794).
Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением органа местного самоуправления от 25.09.2018 N 1485 основаниями для введения режима чрезвычайной ситуации явились обстановка, сложившаяся в связи с отказом ООО "Газпром газораспределение Киров" и ООО "Газпром межрегионгаз Киров" обеспечить подачу топливно-энергетических ресурсов ООО "Тепловик", установление температурного режима в городе Вятские Поляны ниже среднего и необходимость принятия экстренных мер по локализации чрезвычайной ситуации и защите населения.
Режим чрезвычайной ситуации для органов управления, сил и средств городского звена территориальной подсистемы Кировской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, администрации города Вятские Поляны был введен на период с 10 часов 00 минут 25.09.2018 и до стабилизации подачи ООО "Газпром газораспределение Киров" и ООО "Газпром межрегионгаз Киров" топливно-энергетических ресурсов ООО "Тепловик".
На основании пункта 7 постановления "О введении режима чрезвычайной ситуации" от 25.09.2018 N 1485 ООО "Газпром газораспределение Киров" и ООО "Газпром межрегионгаз Киров" надлежало обеспечить подачу газа в котельную ООО "Тепловик", ООО "Тепловик" - обеспечить подачу теплоносителя на объекты социальной сферы зоны чрезвычайной ситуации.
Поставка газа на котельную ООО "Тепловик" возобновлена с 26.09.2018.
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для введения на территории муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области режима чрезвычайной ситуации, Администрация вынесла постановление от 11.10.2018 N 1627 "Об отмене режима чрезвычайной ситуации", что соответствовало пункту 26 Положения N 794.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемое постановление от 11.10.2018 вынесено Администрацией в пределах ее полномочий в результате стабилизации обстановки в связи с прекращением действия опасных факторов, являющихся следствием отказа Общества от исполнения договора поставки газа; в рассматриваемом случае цель обеспечения конечных потребителей коммунальным ресурсом была достигнута, а поддержание режима чрезвычайной ситуации не имело оснований.
Обращение Общества в арбитражный суд с рассматриваемым требованием о признании недействительным постановления Администрации от 11.10.2018 N 1627 мотивировано наличием задолженности ООО "Тепловик" перед ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем конечной целью Общества являлось возмещение причиненного ему ущерба ввиду ненадлежащего исполнения ООО "Тепловик" условий договора от 21.11.2014.
Вместе с тем наличие непогашенной задолженности ООО "Тепловик" по договору от 21.11.2014, в том числе отсутствие фактического получения денежных средств Обществом, не могло свидетельствовать о нарушении прав последнего оспариваемым постановлением.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое постановление органа местного самоуправления соответствовало нормам действующего законодательства и не нарушало права и законные интересы ООО "Газпром межрегионгаз Киров" в сфере предпринимательской деятельности.
Доказательств обратного Общество в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представило.
Суды верно отметили, что в рамках настоящего спора предметом рассмотрения являлось постановление об отмене режима чрезвычайной ситуации.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о незаконности постановления органа местного самоуправления, а касаются гражданско-правовых отношений между организациями.
С учетом изложенного суды обоснованно не нашли правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка Общества на судебную практику по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 04.06.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 по делу N А28-13542/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей отнести на общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 05.11.2019 N 9743.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 4 и 11 Федерального закона N 68-ФЗ, пунктами 25 и 28 Положения N 794, протоколом от 25.09.2018 N 9 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах города Вятские Поляны и обстановкой, сложившейся в связи с отказом ООО "Газпром газораспределение Киров" и ООО "Газпром межрегионгаз Киров" обеспечить подачу топливно-энергетических ресурсов ООО "Тепловик", установлением температурного режима в городе Вятские Поляны ниже среднего, а также в целях принятия экстренных мер по локализации и защиты населения Администрация издала постановление от 25.09.2018 N 1485 "О введении режима чрезвычайной ситуации".
...
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 2 Федерального закона N 68-ФЗ).
Органы местного самоуправления содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункты "ж" и "з" пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
...
Во исполнение Федерального закона N 68-ФЗ и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации утвердило Положение N 794."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 декабря 2019 г. N Ф01-7187/19 по делу N А28-13542/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7187/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7187/19
05.09.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5968/19
04.06.2019 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-13542/18