Нижний Новгород |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А82-585/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.12.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: Шумилова А.А. (от 09.01.2019 доверенность N 348),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.05.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019
по делу N А82-585/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Крепкие традиции" (ОГРН 1187627027873; ИНН 7604348668)
к Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (ОГРН 1027600681261; ИНН 7604002275)
о признании незаконным и отмене приказа
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Крепкие традиции" (далее - заявитель, ООО "ТД "Крепкие традиции", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным приказа Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - Департамент, лицензирующий орган) от 15.11.2018 N 11-18/1280 об отказе в выдаче лицензии.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.05.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель, указывает на неполное выяснение судами имеющих значение для рассмотрения дела ряда обстоятельств, которые суды посчитали установленными, а также на неправильное применение судами норм материального права. Департамент настаивает на законности и обоснованности оспариваемого приказа, на отсутствии достаточных правовых и фактических оснований для иного вывода. Указание, что действующим законодательством не предусмотрено право лицензирующего органа на исправление недостатков подаваемых соискателями лицензий заявлений о выдаче лицензии, неполное предоставление последними необходимых сведений в силу статьи Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) являются самостоятельными основаниями для отказа в выдаче лицензии. Департамент обращает внимание суда на несостоятельность вывода судов об обязанности лицензирующего органа выявить отсутствие в заявлении указания на вид деятельности на стадии его принятия заявления того, что на этой стадии экспертиза документов не проводится.
Более подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Представитель лицензирующего органа в судебном заседании, поддержал доводы кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении требований - отказать.
Общество в отзыве указало на несостоятельность аргументов заявителя и просило оставить судебные акты без изменения
Заявитель о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте. Явка представителя в судебное заседание не обеспечена.
ООО "ТД "Крепкие традиции" заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства. Ходатайство рассмотрено судом округа и отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных в статье 158 АПК РФ.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 30.10.2018 ООО "ТД "Крепкие традиции" обратилось в Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области с заявлением установленной формы о выдачи лицензии.
Приказом N 11-18/1280 от 15.11.2018 Департамент отказал Обществу в выдаче лицензии на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ, в связи с тем, что в заявлении о выдачи лицензии отсутствует указание на вид деятельности, которую организация намерена осуществлять.
Посчитав, что приказ Департамента является незаконными, ООО "ТД "Крепкие традиции" обратилось в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 18, 19 Федерального закона N 171-ФЗ, суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11, пункту 1 статьи 16, абзацу 10 пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется организациями только при наличии соответствующих лицензий.
При этом лицензии на вид деятельности, указанный в абзаце 10 пункта 2 статьи Федерального закона N 171-ФЗ, выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (абзац четвертый пункта 4 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений данного федерального закона.
Порядок получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, основания для отказа в выдаче лицензии, переоформления лицензии регулируются статьей 19 Федерального закона N 171-ФЗ, в которой указано, что выдача соответствующей лицензии подчинена нормативному порядку, формальные требования которого являются обязательными для соблюдения как соискателем лицензии, так и лицензирующим органом.
В пункте 3.2.2 названной статьи приведен перечень документов представляемых в лицензирующий орган для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ документы, представленные заявителем в лицензирующий орган для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Пунктом 7 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок продлевается на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.
В силу пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является, в том числе, выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ
В случае буквального толкования приведенных норм, что выявление в представленных соискателем лицензии документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации само по себе не является основанием для отказа в выдаче лицензии. Решение об отказе в выдаче лицензии может быть принято лишь в случае, если обозначенная неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям.
Таким образом, отказ в выдаче лицензии на основании подпункта 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ может последовать только при наличии в совокупности двух условий: 1) заявителем представлены документы, содержащие недостоверную, искаженную, а также неполную информацию; 2) ввиду предоставления такой неполной информации невозможно установить соответствие заявителя лицензионным требованиям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в данной ситуации отказ Департамента в выдаче ООО "ТД "Крепкие традиции" лицензии мотивирован выявлением в представленных последним документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации, которая не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, а именно тем, что в заявлении от 30.10.2018 о выдаче лицензии не указан вид деятельности, который организация намерена осуществлять ("розничная продажа алкогольной продукции" или "розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания").
В поданном ООО "ТД "Крепкие традиции" в Департамент заявлении указано место нахождения обособленного подразделения, на котором организация намерена осуществлять лицензируемый вид деятельности, и вид объекта - буфет, к заявлению приложена схема (план) помещения с указанием его частей. Также Обществом представлены уведомление о начале осуществления деятельности - оказание услуги по подаче напитков - и документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания в аренде, срок которой определен договором и составляет более одного года.
Суды пришли к верному выводу о том, что на основании приведенных сведений с достаточной степенью достоверности и очевидности можно утверждать о намерении соискателя лицензии осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Отсутствие в заявлении ООО "ТД "Крепкие традиции" о выдаче лицензии указания на вид деятельности носило технический характер, а представленные Обществом документы позволяли Департаменту в процессе их экспертизы устранить обозначенный несущественный недостаток заявления, в связи с чем у лицензирующего органа имелась возможность установить соответствие заявителя лицензионным требованиям.
По смыслу приведенных положений приказ Департамента об отказе в выдаче лицензии не соответствует положениям действующего законодательства (подпункту 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ) и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя, создавая для него необоснованные административные барьеры.
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что у лицензирующего органа не имелось оснований для принятия решения от 15.11.2018 N 11-18/1280 об отказе в выдаче лицензии, и правомерно удовлетворили требования Общества.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по указанным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации заявитель освобождается от уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округ
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.05.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу N А82-585/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае буквального толкования приведенных норм, что выявление в представленных соискателем лицензии документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации само по себе не является основанием для отказа в выдаче лицензии. Решение об отказе в выдаче лицензии может быть принято лишь в случае, если обозначенная неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям.
Таким образом, отказ в выдаче лицензии на основании подпункта 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ может последовать только при наличии в совокупности двух условий: 1) заявителем представлены документы, содержащие недостоверную, искаженную, а также неполную информацию; 2) ввиду предоставления такой неполной информации невозможно установить соответствие заявителя лицензионным требованиям.
...
По смыслу приведенных положений приказ Департамента об отказе в выдаче лицензии не соответствует положениям действующего законодательства (подпункту 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ) и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя, создавая для него необоснованные административные барьеры."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 декабря 2019 г. N Ф01-6003/19 по делу N А82-585/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6003/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-585/19
15.08.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5696/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-585/19