Нижний Новгород |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А17-8031/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от истца: Добрынина И.Ю. (доверенность от 14.03.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы"
Вичугского муниципального района Ивановской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019
по делу N А17-8031/2018 Арбитражного суда Ивановской области
по иску муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы"
Вичугского муниципального района Ивановской области
(ИНН: 3701048768, ОГРН: 1143701000101)
к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области
(ИНН: 3731021516, ОГРН: 1023700556736)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
администрация Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального
района Ивановской области (ИНН: 3707005062, ОГРН: 1063701003222),
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области
(ИНН: 3729024414, ОГРН: 1033700052484),
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
(ИНН: 3729007176, ОГРН: 1033700074671),
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные системы" Вичугского муниципального района Ивановской области (далее - МУП "Коммунальные системы", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области о взыскании 1 948 597 рублей убытков, понесенных при оказании услуг населению по теплоснабжению.
Определением суда от 26.12.2018 произведена замена лица, представляющего интересы ответчика, на Департамент финансов Ивановской области (далее - Департамент).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, Департамент энергетики и тарифов Ивановской области и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.04.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
МУП "Коммунальные системы" не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд нарушил нормы материального и процессуального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Предприятия, факт возникновения у него убытков подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается, аргументированный контррасчет размера убытков Департаментом не представлен. Истец указывает, что ответчик не доказал, что понесенные убытки были приняты или учтены при установлении экономически обоснованного тарифа либо предусмотрены меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации иным способом. Предприятие полагает, что апелляционный суд не учел, что оно обращалось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с заявлением об утверждении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, однако норматив на отопление утвержден не был.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя, просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области в отзыве на кассационную жалобу указал на законность постановления апелляционного суда, заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Администрация Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области отзывы на кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, с 01.01.2016 МУП "Коммунальные системы" является ресурсоснабжающей организацией по предоставлению коммунальных услуг по отоплению в Вичугском муниципальном районе Ивановской области.
С января по декабрь 2017 года Предприятие осуществляло предоставление услуг по отоплению потребителям Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области (далее - Новописцовское городское поселение) с использованием котельных N 1, 2.
За 2017 год объем фактически отпущенной тепловой энергии населению Новописцовского городского поселения составил 5320,665 Гкал на сумму 10 395 871 рублей, населению для оплаты было представлено 4231,583 Гкал тепловой энергии на сумму 8 287 908 рублей 04 копейки.
МУП "Коммунальные системы", посчитав, что разница между стоимостью фактически отпущенной населению тепловой энергии и общей суммой начисленной населению платы за отопление возникла в результате применения заниженного действующего норматива на отопление при формировании тарифов, направило Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области претензию от 16.08.2018 N 87 с требованием о возмещении понесенных им убытков.
Неисполнение Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области данного требования послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о том, что бездействие органов государственной власти в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению привело к возникновению на стороне Предприятия убытков, и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 8, 12, 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 5, 7, 8, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьями 3, 7 Федерального закона от 30.12.2014 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения тарифов потребления коммунальных услуг", статьей 60 Устава Ивановской области, Законом Ивановской области от 09.12.2014 N 103-03 "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области", постановлением Правительства Ивановской области от 05.06.2014 N 229-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области"", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о недоказанности материалами дела совокупности условий, необходимых для взыскания с Ивановской области в лице Департамента убытков, и отказал в удовлетворении иска.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органом, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующих закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 1 статьи 15 Кодекса установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер последних.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Апелляционный суд установил, что объем тепловой энергии за 2017 год, отпущенной населению котельными N 1, 2 МУП "Коммунальные системы", составил 5320,665 Гкал (отчеты о выработанной тепловой энергии в 2017 году на котельных N 1, 2, согласованные с администрацией Новописцовского городского поселения). Объем тепловой энергии за 2017 год, представленный населению для оплаты, составил 4231,583 Гкал (письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 03.08.2018 N 02-37/330).
При начислении платы населению Новописцовского городского поселения Предприятие руководствовалось в части применения тарифа с разбивкой на полугодия постановлением энергетики и тарифов Ивановской области от 09.12.2016 N 117-т/18 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения для МУП "Коммунальные системы" (Вичугский район) на 2017 год" и в части применения норматива потребления коммунальных услуг на отопление жилых помещений для населения Новописцовского городского поселения в размере 0, 0167 Гкал/квадратный метр решением Совета Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области от 27.11.2008 N 61.
Требование Предприятия о взыскании убытков в виде невозмещенной разницы между стоимостью фактически отпущенной населению тепловой энергии и общей суммой начисленной населению платы за отопление в размере 1 089,082 Гкал на сумму 1 948 597 рублей обоснованно тем, что Департамент энергетики и тарифов Ивановской области не осуществил пересмотр нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, установленных решением Совета Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области от 27.11.2008 N 61, в результате чего оно ограничено в начислении платы населению действующим заниженным нормативом, который не компенсирует фактических затрат Предприятия на оказание услуг по отоплению для населения.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 12.08.2010, нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С 13.08.2010 полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31.12.2016 вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 01.01.2020.
Постановлением Правительства Ивановской области от 05.06.2014 N 229-п утверждена Государственная программа Ивановской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области".
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30.12.2016 N 128-н/1 введен поэтапный переход к установлению единых на территории Ивановской области нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению, с установлением даты его завершения не позднее 01.01.2020.
Таким образом, апелляционный суд правомерно указал, что в спорный период в Новописцовском городском поселении действовал норматив потребления тепловой энергии, установленный решением Совета Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области от 27.11.2008 N 61 в соответствии с полномочиями, предоставленными представительному органу местного самоуправления на момент принятия указанного решения.
Данный норматив в установленном порядке не отменен, в судебном порядке недействительным не признан и является действующим. Иного норматива органами государственной власти Ивановской области не установлено.
Суд установил, что на заявление Предприятия от 23.07.2018 N 82 об утверждении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на 1 квадратный метр жилой площади Департамент энергетики и тарифов Ивановской области письмом от 13.08.2018 N 1072-018/9-19 сообщил, что Предприятие не представило необходимые документы для рассмотрения заявления, а также указал какие данные необходимо представить для расчетов.
На основании заключенного с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области Предприятию в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации выплачена субсидия за 2017 год в размере 14 232 278 рублей на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, горячую воду, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, горячую воду, в том числе по котельным N 1, 2 Новописцовского городского поселения.
По результатам проведения проверки Контрольно-счетной палатой Ивановской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области выставил Предприятию требование о возврате излишне полученной части субсидии по причине представления недостоверных сведений по отпуску тепловой энергии на нужды населения за 2017 год в размере 2 573 371 рубля, в том числе по котельным N 1, 2 Новописцовского городского поселения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу об исполнении Ивановской областью обязательств перед МУП "Коммунальные системы" в части компенсирования недополученных доходов, образующихся в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию за 2017 год в Новописцовском городском поселении Вичугского муниципального района Ивановской области в полном объеме. При этом суд также учел, что недополученный доход от объемов недоначисленной населению тепловой энергии по итогам 2017 года предъявлялся к оплате администрациям муниципальных образований, включая администрацию Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области.
При таких обстоятельства, приняв во внимание, что установленные тарифы на тепловую энергию для Предприятия в спорный период применялись, им не оспорены и не признаны недействующими; возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, суд пришел к выводу о недоказанности материалами дела совокупности условий для применения к Ивановской области в лице Департамента мер ответственности в виде взыскания убытков, а именно противоправности и виновности действий (бездействия) ответчика, факта причинения вреда и его размера.
Установленные судом фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного основания для отмены постановления апелляционного суда у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А17-8031/2018 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" Вичугского муниципального района Ивановской области - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные системы" Вичугского муниципального района Ивановской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31.12.2016 вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 01.01.2020.
...
На основании заключенного с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области Предприятию в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации выплачена субсидия за 2017 год в размере 14 232 278 рублей на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, горячую воду, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, горячую воду, в том числе по котельным N 1, 2 Новописцовского городского поселения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 декабря 2019 г. N Ф01-6754/19 по делу N А17-8031/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6754/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6754/19
16.09.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4750/19
17.04.2019 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8031/18