г. Киров |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А17-8031/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Горева Л.Н., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.04.2019 по делу N А17-8031/2018, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" Вичугского муниципального района Ивановской области (ОГРН 1143701000101, ИНН 3701048768)
к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (ОГРН 1023700556736, ИНН 3731021516)
третьи лица: администрация Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области (ОГРН 1063701003222, ИНН 3707005062), Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (ОГРН 1033700052484; ИНН 3729024414), Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (ОГРН1033700074671, ИНН 3729007176)
о взыскании убытков в размере 1 948 597 рублей,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные системы" Вичугского муниципального района Ивановской области (далее-МУП "Коммунальные системы", истец) обратилось в арбитражный суд Ивановской области с иском к Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент ЖКХ) о взыскании убытков за отопительный период 2017 года в размере 2 107 963 рублей.
Определением суда от 26.12.2018 произведена замена лица представляющего ответчика на Департамент финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов, ответчик).
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просил взыскать 1 948 597 рублей в счет возмещения убытков при оказании услуг населению по теплоснабжению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, Департамент энергетики и тарифов Ивановской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.04.2019 исковые требования МУП "Коммунальные системы" удовлетворены в полном объеме. Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Департамент финансов в апелляционной жалобе считает решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, так как при разрешении дела по существу суд не полно выяснил существенные обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло неправильное применение норм материального права. Указывает, что на странице 6 решения суд приходит к выводу о том, что противоправность ответчика - Ивановской области в лице Департамента финансов заключается в бездействии по компенсации понесенных МУП "Коммунальные системы" Вичугского муниципального района расходов при осуществлении регулируемого вида деятельности по представлению населению услуг по заниженному нормативу потребления, утвержденному Решением Совета Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области от 27.11.2008 N 61. Считает, что приведение (пересмотр) норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного решением органа местного самоуправления, не входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительно ответчик заявляет о том, что арбитражным судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, а именно: в мотивировочной части решения арбитражного суда не указаны мотивы, по которым судом отклонены приведенные Департаментом энергетики доводы о том, что норматив на коммунальную услугу по отоплению утвержден органом местного самоуправления, а не органом исполнительной власти Ивановской области; не указаны мотивы, по которым судом не применены нормативные правовые акты на которые в своих возражениях ссылаются Департамент энергетики и Департамент финансов.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП "Коммунальные системы" против доводов жалобы возражает, считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются несоответствующими нормам законодательства. Указывает, что дело рассматривалось 9 месяцев, в течение этого времени были рассмотрены доводы как истца, так и ответчика, и предоставленные расчеты истца, подтверждающие убытки, фактически ответчиком не оспариваются.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент энергетики и тарифов) доводы жалобы мотивированно поддерживает, считает, что решение основано на неверном применение норм материального права, просит апелляционную жалобу Департамента финансов удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований МУП "Коммунальные системы".
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03 июня 2019 года и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04 июня 2019 года в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец, ответчик и третье лицо (Департамент энергетики и тарифов) явку представителей в судебное заседание не обеспечили, заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в рассмотрении дела до 13 часов 00 минут 24.07.2019.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство было отложено на 11 сентября 2019 года в 11 час. 20 мин.
Распоряжением председателя суда от 10.09.2019 N 1029-р в связи с нахождением в отпуске произведена замена судьи Бармина Д.Ю. на судью Чернигину Т.В., с учетом чего в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение жалобы произведено с самого начала.
Лица, участвующих в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "Коммунальные системы" является ресурсоснабжающей организацией по предоставлению коммунальных услуг по отоплению в Вичугском муниципальном районе Ивановской области с 01.01.2016.
В период с января по декабрь 2017 года МУП "Коммунальные системы" осуществляло предоставление услуг по отоплению потребителям Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области (далее - Новописцовское городское поселение) с использованием котельной N 1 и N 2.
За 2017 год объем фактически отпущенной тепловой энергии населению Новописцовского городского поселения составил 5320,665 Гкал на сумму 10 395 871 руб., населению для оплаты было представлено 4231,583 Гкал тепловой энергии на сумму 8 287 908 руб. 04 коп.
Полагая, что разница между стоимостью фактически отпущенной населению тепловой энергии и общей суммой начисленной населению платы за отопление возникла в результате применения заниженного действующего норматива на отопление при формировании тарифов, МУП "Коммунальные системы" обратилось в Департамент ЖКХ с претензией N 87 от 16.08.2018 (л.д. 26, т. 1).
Неисполнение требований, указанных в претензии послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ивановской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на них, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, договоров, а также из действий юридических лиц, которые в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правовые основы экономических взаимоотношения в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В рассматриваемом споре истец заявил требование о взыскании убытков.
Согласно статье 12 ГК РФ возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно статье 1064 ГК РФ общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Размер убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Исходя из этого, обязанность доказывания наличия и размера вреда, причинной связи между возникшим вредом (убытками) и противоправными действиями причинителя вреда лежит на истце. Соответственно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на ответчике.
Ввиду того, что истец осуществлял предоставление услуг по отоплению населению, данные отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации (далее-ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а так же по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (статья 157 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из материалов дела, объем тепловой энергии за 2017 год, отпущенной населению, на котельных N 1 и N 2 МУП "Коммунальные системы" составил 5320,665 Гкал, что подтверждается отчетами о выработанной тепловой энергии в 2017 году на котельных N 1 и N 2, согласованными с Администрацией Новописцовского городского поселения (л.д. 27-28, т. 1).
Объем тепловой энергии за 2017 год, представленный населению для оплаты, составил 4231,583 Гкал, что подтверждается письмом Департамента ЖКХ N 02-37/330 от 03.08.2018 (л.д. 39-40, т. 2).
Истец при начислении платы населению Новописцовского городского поселения руководствовался Постановлением Департамента энергетики N 117-т/18 от 09.12.2016 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения для МУП "Коммунальные системы" (Вичугский район) на 2017 год" - в части применения тарифа с разбивкой на полугодия (л.д. 19-22, т. 1), а так же Решением Совета Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области N 61 от 27.11.2008 - в части применения норматива потребления коммунальных услуг на отопление жилых помещений для населения Новописцовского городского поселения в размере 0, 0167 Гкал/кв.м в месяц (л.д. 23-24, т. 1).
По мнению истца, Департамент энергетики и тарифов в нарушение законодательства не осуществил пересмотр нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, установленным Решением Совета Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области N 61 от 27.11.2008. В результате этого, истец органичен в начислении оплаты населению действующим заниженным нормативом в 0,0167 Гкал/кв.м., который не компенсирует фактических затрат предприятия на оказание услуг по отоплению для населения, в связи с чем понес убытки в виде невозмещенной разницы между стоимостью фактически отпущенной населению тепловой энергии и общей суммой начисленной населению платы за отопление в размере 1 089,082 Гкал на сумму 1 948 597 рублей за 2017 год (л.д. 37-38, т. 2).
В обоснование своей позиции МУП "Коммунальные системы" представило отчеты о выработанной тепловой энергии в 2017 году на котельных N 1 и N 2, согласованными с Администрацией Новописцовского городского поселения (л.д. 27-28, т. 1); выписку из акта Контрольно-счетной палаты Ивановской области (л.д. 39-40, т. 1); товарные накладные на поставку газа за 2017 год; сводную ведомость по продажам истца за 2017 год.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 13.08.2010, нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым принята новая редакция части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступил в силу 13.08.2010, с указанной даты полномочия утверждению нормативов потребления коммунальных услуг перераспределены, установление нормативов потребления коммунальных услуг отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения тарифов потребления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 1380) установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31.12.2016 вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 01.01.2020.
Во исполнение указанного постановления Постановлением Правительства Ивановской области от 05.06.2014 N 229-п утверждена Государственная программа Ивановской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области", постановлением Департамента энергетики от 30.12.2016 N 128-н/1 введен поэтапный переход к установлению единых на территории Ивановской области нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, холодному водоснабжению, водоотведению, с установлением даты его завершения не позднее 1 января 2020 года.
Таким образом, Постановлением N 1380 было продлено использование нормативов, действовавших по состоянию на 30.06.2012, в переходный период до 31.12.2016, а в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" - до 01.01.2020.
Как правильно указывает ответчик, приведение (пересмотр) норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного решением органа местного самоуправления, в соответствие с федеральным законодательством в силу установленных Конституцией Российской Федерации гарантий самостоятельности местного самоуправления не входит в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 60 Устава Ивановской области - Правительство Ивановской области вправе лишь предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам Ивановской области, а также вправе обратиться в суд.
Таким образом, в спорный период в Новописцовском городском поселении действовал норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный органом местного самоуправления.
Указанный норматив в установленном порядке не отменен, в судебном порядке недействительным не признан, является действующим, иного норматива органами государственной власти Ивановской области не установлено.
Дополнительно ко всему, истец, полагая, что утвержденный Решением Совета Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области N 61 от 27.11.2008 норматив является заниженным и не компенсирует фактических затрат предприятия на оказание услуги по отоплению для населения, не лишен права на оспаривание решения N 61 от 27.11.2008 в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Более того, порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяют "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Как указано в пункте 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но без установления сроков, в течение которых органу государственной власти следует утвердить нормативы потребления коммунальных услуг.
Исходя из пункта 9 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления.
Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Системный анализ изложенных положений позволяет признать, что по результатам обращения ресурсоснабжающей организации за установлением тарифа уполномоченным органом в установленный срок должно быть принято одно из следующих решений: об утверждении норматива, о запросе дополнительных документов, о возврате представленных документов без рассмотрения.
Из материалов дела следует, что истец обращался в Департамент энергетики с заявлением N 82 от 23.07.2018 об утверждении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на 1 кв.м. жилой площади (л.д. 33, т. 2).
В ответ на данное заявление Департамент энергетики в письме N исх-1072-018/9-19 от 13.08.2018 (л.д. 55-58, т.1) сообщил, что согласно пункту 9 Правил N 306 МУП "Коммунальные системы" не представил необходимые документы для рассмотрения заявления, а так же указал какие данные необходимо представить для расчетов. Дополнительно Департамент энергетики сообщил, что осуществляет расчет новых нормативов по отоплению по базе информации за отопительный период 2016-2017 гг.
Указание в письме Департамента энергетики и тарифов на то, что по предварительным расчетам нормативы по отоплению для домов низкой этажности выше нормативов, действующих на территории Вичугского муниципального района (так норматив для 1-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня и кирпича до 1999 года постройки составляет 0,0480 Гкал на 1 кв.м. общей площади всех жилых и нежилых домов) и введение в действие на территории Вичугского муниципального района нормативов по отоплению на указанном уровне приведёт к росту совокупной платы граждан в домах низкой этажности, что не допускает статья 157.1 ЖК РФ - не является доказательством факта установления заниженного норматива за коммунальную услугу по отоплению органами государственной власти Ивановской области.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", действовавшего на момент спорных отношений, финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по установленным для данной организации тарифам на товары и услуги.
Статьей 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ предусмотрено, что общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно статьям 5, 7 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено осуществление полномочий по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 (в частности, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям), за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Законом о теплоснабжении, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (статья 10 Закона о теплоснабжении).
Основная задача федеральных законов и других нормативных актов о тарифах заключается, в том, чтобы граждане платили только за реально полученные коммунальные услуги; а так же, обязать предприятия, оказывающие коммунальные услуги, добиваться снижения стоимости коммунальных услуг, сделать их доступными для населения.
Поскольку применение режима тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным размером платы для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации, соответственно, предопределяется необходимость возмещения в таких случаях соответствующей организации понесенных ею экономических потерь.
В силу разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг юридическим лицам предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По Закону Ивановской области от 09.12.2014 N 103-03 "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области" (далее - Закон N 103-03) возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготным тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Бюджетному возмещению подлежат выпадающие доходы теплоснабжающих организаций, возникающие в результате превышения размера расходов, связанных с обеспечением теплоснабжения (производства, транспортировки, сбыта тепловой энергии для отопления жилищного фонда на нужды населения и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома на нужды населения), учтенных в составе тарифов на тепловую энергию (мощность) на соответствующий регулируемому год, над расходами, приходящимися на эти цели, в установленных на основании части 1 статьи 5 Закона N 103-03.
Как следует из материалов дела, на основании соглашений МУП "Коммунальные системы" с Департаментом ЖКХ, истцу за 2017 год выплачена субсидия в размере 14 232 278 руб. на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, горячую воду, поставляемую потребителям и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, горячую воду (л.д.71-118, т. 1), в том числе по котельным N 1 и N 2 Новописцовского городского поселения.
Далее, по результатам проведения проверки Контрольно-счетной палатой Ивановской области, Департамент ЖКХ выставил истцу требование о возврате излишне полученной части субсидии по причине представления недостоверных сведений по отпуску тепловой энергии на нужды населения за 2017 год в размере 2 573 371 руб. (в том числе по котельным N 1 и N 2 Новописцовского городского поселения) (л.д. 41-42, т. 2).
Исходя из этого, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Ивановская область исполнила свои обязательства перед МУП "Коммунальные системы" в части компенсирования недополученных доходов, образующихся в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию за 2017 год в Новописцовском городском поселении Вичугского муниципального района Ивановской области в полном объеме.
Кроме того, из обращения истца к Департаменту ЖКХ следует, что недополученный доход от объемов недоначисленной населению тепловой энергии по итогам 2017 года предъявлялся к оплате администрациям муниципальных образований, включая администрацию Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области (л.д.33 (обратная сторона), т. 2).
Поскольку установленные тарифы на тепловую энергию для МУП "Коммунальные системы" в спорный период применялись, истцом не оспорены, недействующими не признаны, вопреки утверждениям истца об обратном, убыточность установленных тарифов, заниженность норматива, законность данных показателей не имеют существенного значения в рамках рассмотрения данного спора о взыскании убытков за 2017 год.
Возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков за отопительный период 2017 года в размере 1 948 597 рублей следует отказать вследствие отсутствия доказанности противоправности и виновности действий ответчика, факта причинения вреда и его размера.
На основании вышеизложенного решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.04.2019 по делу N А17-8031/2018 подлежит отмене по причине несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина за рассмотрение иска судом первой инстанции, а также за рассмотрение апелляционной жалобы относится на истца.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 11.09.2018 N 644 государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента финансов Ивановской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.04.2019 по делу N А17-8031/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" Вичугского муниципального района Ивановской области к Департаменту финансов Ивановской области о взыскании убытков в размере 1 948 597 рублей отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" Вичугского муниципального района Ивановской области в федеральный бюджет 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Коммунальные системы" Вичугского муниципального района Ивановской области из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 11.09.2018 N 644 государственную пошлину в сумме 1 054 рублей.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8031/2018
Истец: МУП "Коммунальные системы"
Ответчик: Департамент финансов Ивановской области, Ивановская область в лице Департамента ЖКХ Ивановской области
Третье лицо: Администрация Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, Департамент энергетики и тарифов
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6754/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6754/19
16.09.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4750/19
17.04.2019 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8031/18