Нижний Новгород |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А29-11188/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.12.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.04.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019
по делу N А29-11188/2018
по заявлению государственного учреждения Республики Коми "Кардиологический диспансер" (ОГРН: 1021100521860, ИНН: 1101487230)
о признании частично недействительным предписания
главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (ОГРН: 1041100434825, ИНН: 1101462050),
и установил:
государственное учреждение Республики Коми "Кардиологический диспансер" (далее - ГУ РК "Кардиологический диспансер", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 предписания главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - Управление, надзорный орган) об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по проведению угрозы возникновения пожара от 25.05.2018 N 182/1/1.
Решением суда первой инстанции от 02.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.08.2019, заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", положения Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве возразило относительно доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в апреле - мае 2018 года Управление на основании распоряжения от 10.04.2018 N 182 в отношении ГУ РК "Кардиологический диспансер" проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки Управлением установлено, что в подвальном этаже лечебного учреждения размещены склады и кладовые (пункт 2 предписания), палаты для пациентов с тяжелыми проявлениями заболевания, а также детей размещены выше первого этажа здания (пункт 3 предписания), что нарушает требования подпункта "д" пункта 136, абзаца второго пункта 135 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390).
Результаты проверки оформлены надзорным органом актом проверки от 25.05.2018 N 182, в адрес Учреждения выдано предписание от 25.05.2018 N 182/1/1.
Не согласившись с пунктами 2 и 3 предписания, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 17, 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьей 20 Закона N 69-ФЗ, статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), Правилами N 390, СП 118.13330.2012*. "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/10 (далее - СП 118.13330.2012*), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения в области пожарной безопасности регулируют Закон N 69-ФЗ и иные нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На основании статей 37 и 38 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности закреплены в Правилах N 390, вступивших в законную силу 15.05.2012.
Как следует из материалов дела, пунктами 2 и 3 предписания Управления от 25.05.2018 N 182/1/1 Учреждению вменено нарушение подпункта "д" пункта 136, абзаца второго пункта 135 Правил N 390.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 136 Правил N 390 запрещается размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерские, склады и кладовые.
Палаты для пациентов с тяжелыми проявлениями заболевания, а также детей следует размещать на первых этажах зданий (абзац 2 пункта 135 Правил N 390).
Суды установили, что принадлежащее Учреждению здание построено и введено в эксплуатацию в 1998 году. Расположение отделения реанимации и интенсивной терапии, а также отделения детской кардиоревматалогии в здании Кардиологического диспансера, наличие складов были определены на стадии проектирования здания и его постройки.
На момент постройки и введения в эксплуатацию здания требования, предъявляемые к зданиям здравоохранения, были установлены СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, действовавшими до 01.01.2010.
Из пункта 3 приложения 4* (обязательное) СНиП 2.08.02-89* следует, что допускается размещение кладовых и складских помещений (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей) в подвальных и цокольных этажах общественных зданий.
Пунктом 1.31 СНиП 2.08.02-89* предусмотрено, что здания лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждений следует проектировать не выше девяти этажей. Палатные отделения детских больниц и корпусов (в том числе палаты для детей до трех лет с матерями) следует размещать не выше пятого этажа здания, палаты для детей в возрасте до семи лет и детские психиатрические отделения (палаты) - не выше второго этажа. Допускается размещать палаты для детей в возрасте до семи лет не выше пятого этажа при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации (коридоров) и устройства в здании (корпусе) автоматического пожаротушения.
В соответствии с пунктом 4.27 действующего в настоящее время Свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", принятого в порядке части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в общественных зданиях допускается предусматривать производственные и складские помещения, требуемые технологией деятельности учреждений и входящие в их состав. Согласно Приложению "Д" к названному Своду правил в подземных и цокольных этажах всех общественных зданий допускается размещение, в том числе кладовых и складских помещений (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей категорий А и Б), необходимых с учетом процесса деятельности учреждений.
Кроме того, технологические, технические, санитарно-эпидемические и эргономические требования при проектировании новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых зданий медицинских организаций, а также помещений медицинского назначения, встраиваемых в жилые, общественные и производственные здания (независимо от формы собственности) в настоящее время регламентированы положениями Свода правил СП 158.13330.2014 "Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования", утвержденного приказом Минстроя России от 18.02.2014 N 58/пр.
Согласно пункту 6.3.1 названного Свода правил палатные отделения по этажам рекомендуется размещать следующим образом: палатные отделения детских стационаров, в том числе для детей до 7 лет с сопровождающими (в том числе родителями) - не выше пятого этажа; палатные секции для детей до семи лет без сопровождающих (в том числе родителей), детские психиатрические отделения (палаты), а также палатные отделения хосписов и отделений сестринского ухода, гериатрические палатные отделения и жилые группы интернатов для престарелых инвалидов - как правило, не выше второго этажа, психиатрические отделения для взрослых - как правило, не выше третьего этажа. Допускается размещать подразделения, указанные в перечислении б) (за исключением хосписов и отделений сестринского ухода), не выше четвертого этажа при условии обеспечения горизонтальной эвакуации всех пациентов в соседний пожарный отсек или безопасную зону.
На основании пункта 6.3.2 СП 158.13330.2014 помещения, размещение которых допускается в цокольных и подвальных этажах, принимают по таблице 6.2. В частности, в подвальных помещениях допускается размещение помещений вспомогательных служб, в том числе архивов, кладовых и хранилищ всех видов, помещений хранения вещей больных.
В части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ установлено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что Учреждение, эксплуатирующее здание здравоохранения, имеет право использовать расположенные в здании подвальные и цокольные этажи, а также палаты для больных выше первого этажа в соответствии с их изначально запроектированным и разрешенным функциональным назначением с учетом осуществляемого в здании процесса медицинской деятельности. Факт использования Учреждением подвальных и цокольных этажей здания, а также палат для тяжелобольных пациентов выше первого этажа в полном соответствии с их запроектированным функциональным назначением подтвержден материалами дела и ответчиком по существу не опровергнут.
Кроме того, суды верно указали, что из оспариваемых пунктов предписания от 25.05.2018 не усматривается, какие действия должно было выполнить Учреждению в целях реального исполнения предписания, учитывая то обстоятельство, что спорное здание построено и эксплуатируется в соответствии с проектом (иное ответчиком не доказано).
Суды обоснованно посчитали, что перемещение названных палат на первый этаж здания повлечет за собой изменение не только объемно-планировочных решений и реконструкцию здания, но и изменение всей поликлинической системы обслуживания больных в целом. С учетом факта оказания Учреждением многопрофильной медицинской помощи возможность размещения всех тяжелобольных на первом этаже здания надзорным органом не исследовалась. Вопрос о необходимости выполнения со стороны заявителя иных мероприятий в целях соблюдения указанных пунктов Правил противопожарного режима Управлением, как следует из акта проверки, в оспариваемом предписании не ставился.
Доказательства того, что эксплуатация лечебного учреждения приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что пункты 2 и 3 предписания надзорного органа не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы Учреждения, и правильно удовлетворили заявленное требование.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и оценки судов. По существу эти доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба надзорного органа не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.04.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019 по делу N А29-11188/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ установлено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
...
Суды обоснованно посчитали, что перемещение названных палат на первый этаж здания повлечет за собой изменение не только объемно-планировочных решений и реконструкцию здания, но и изменение всей поликлинической системы обслуживания больных в целом. С учетом факта оказания Учреждением многопрофильной медицинской помощи возможность размещения всех тяжелобольных на первом этаже здания надзорным органом не исследовалась. Вопрос о необходимости выполнения со стороны заявителя иных мероприятий в целях соблюдения указанных пунктов Правил противопожарного режима Управлением, как следует из акта проверки, в оспариваемом предписании не ставился."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 декабря 2019 г. N Ф01-6691/19 по делу N А29-11188/2018