Нижний Новгород |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А28-14181/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
прокуратуры Нововятского района города Кирова и Хорошавина Николая Григорьевича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 03.06.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019
по делу N А28-14181/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Газпром межрегионгаз Киров" (ИНН: 4345010511, ОГРН: 1024301307084)
о признании недействительным представления прокуратуры Нововятского района
города Кирова,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Хорошавин Николай Григорьевич,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным представления прокуратуры Нововятского района города Кирова (далее - Прокуратура) от 08.10.2018 N 02-03-2018 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Хорошавин Н.Г.
Решением суда от 03.06.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 решение суда оставлено без изменения.
Прокуратура и Хорошавин Н.Г. не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявители жалоб, ссылаясь на неправильное применение судами Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлениям Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), неполное исследование материалов дела, просят отменить судебные акты. Материалами дела подтверждено, что гражданин добросовестно выполнил обязанность по устранению выявленной неисправности, подав соответствующую заявку в специализированную организацию. Невыполнение обслуживающей организацией заявки в установленный срок не свидетельствует о неисполнении потребителем обязанности по устранению возникшей неисправности. В период, когда прибор учета находился в ремонте, потребитель в жилом помещении временно отсутствовал, техническая возможность установки иного прибора учета отсутствовала. В связи с этим Общество неправомерно отказало гражданину в перерасчете платы за газ, основания для удовлетворения заявления отсутствовали. Хорошавин Н.Г. также полагает, что к участию в деле должен быть привлечен независимый эксперт; спор не относится к подсудности арбитражного суда. Подробно позиция заявителей изложена в кассационных жалобах.
Общество в отзыве отклонило доводы жалоб.
Общество и Хорошавин Н.Г. заявили ходатайства о рассмотрении кассационных жалоб без участия представителей.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество (поставщик) на основании договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 13.01.2009 N 2-1684 осуществляет поставку природного газа Хорошавину Н.Г. (абонент) по адресу: город Киров, улица Индустриальная, дом 5, квартира 7. В указанном жилом помещении 15.12.2010 установлен прибор учета СГБМ-1,6.
Абонент 18.06.2018 сообщил поставщику о том, что прибор учета СГБМ-1,6 имеет неисправности (погасло табло), и в тот же день обратился в АО "Газпром газораспределение Киров" с заявкой о замене батарейки счетчика газа.
Работоспособность прибора учета восстановлена 15.08.2018.
В период с 18.06.2018 по 14.08.2018 начисление платы за газ производилось по нормативу потребления газа, с 15.08.2018 - по показаниям прибора учета.
Абонент обращался в Общество с заявлениями от 03.08.2018 и 05.09.2018 о перерасчете платы за газ в связи с временным отсутствием. Общество в перерасчете платы за газ отказало (письма от 10.08.2019 и от 18.09.2019).
В связи с отказом Общества в перерасчете платы за газ Хорошавин Н.Г. 24.08.2018 обратился в Прокуратуру с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования.
По результатам рассмотрения заявления Прокуратура пришла к выводу о том, что Общество в нарушение пунктов 81(13), 86, 91, 93 Правил N 354 неправомерно и необоснованно отказало Хорошавину Н.Г. в перерасчете платы за газ (при наличии своевременного обращения абонента и приложением документов, подтверждающих период временного отсутствия в жилом помещении).
Прокурора выдала Обществу представление от 08.10.2018 N 02-03-2018 с требованием рассмотреть его и принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также к недопущению подобных нарушений действующего законодательства в дальнейшем и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения закона.
Общество оспорило представление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1), Правил N 354, Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2018 N 549 (далее - Правила N 549), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу, что оспариваемое представление не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы Общества.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для их удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 6 Закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Соблюдение, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, является предметом прокурорского надзора (пункт 1 статьи 21 Закона N 2202-1).
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В пункте 3 статьи 22 Закона N 2202-1 закреплено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона N 2202-1).
Согласно части 1 статьи 153 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила N 354.
Указанные правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Правила также определяют порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении (пункт 1).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 Правила N 354 не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549.
Из приведенных норм следует, что к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549, в неурегулированной этими правилами части подлежат применению Правила N 354 (решение Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2014 по делу N АКПИ14-470).
Следовательно, как правильно указали суды, в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться Правилами N 549, регулирующими правоотношения при изменении обстоятельств, влияющих как на наличие оснований для оплаты, так и на размер платы, а в части, не урегулированной указанными правилами, - Правилами N 354.
Правила N 549 регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Раздел III Правил N 549 устанавливает порядок и условия исполнения договора, обязанности сторон при его исполнении.
Согласно пункту 21 (подпункты "а", "г", "ж" и "к") Правил N 549 абонент обязан: оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме; сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором; обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации; обеспечивать надлежащее техническое состояние газового оборудования; своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
При наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа (пункт 24 Правил N 549).
В соответствии с пунктом 25 Правил N 529 определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии.
В случае повреждения целостности пломб или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу (пункт 28 Правил N 549).
В силу пункта 40 Правил N 549 внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учет, предусмотрен разделом VIII Правил N 354.
Согласно пункту 81(13) Правил N 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
В пункте 86 Правил N 354 предусмотрено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном данными правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 данных правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном данными правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) данных правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Из приведенных норм следует, что потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) Правил N 354 обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится. Исключение составляет подтвержденный соответствующими документами случай отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что в рассматриваемом случае поставка природного газа осуществлялась по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 13.01.2009 N 2-1684. Прибор учета газа СГБМ-1,6 по адресу потребителя установлен. О неисправности прибора учета Хорошавин Н.Г. сообщил поставщику 18.06.2018, работоспособность прибора учета восстановлена 15.08.2018, то есть по истечении 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
Таким образом, абонент в течение срока, предусмотренного пунктом 81(13) Правил N 354, не обеспечил устранение выявленной неисправности. Надлежащие доказательства, подтверждающие объективную невозможность обеспечить устранение неисправности прибора учета в установленный срок, а также доказательств того, что в спорный период в результате чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств в жилом помещении отсутствовали проживающие, не представлено. Следовательно, основания для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, отсутствовали.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным оспариваемое представление.
Ссылка Хорошавина Н.Г. на то, что суд необоснованно не привлек к участию в деле независимого специалиста-эксперта, отклоняется судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 87.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого арбитражным судом спора, арбитражный суд может привлекать специалиста.
Привлечение специалиста является правом суда, а не его обязанностью, и должно быть обусловлено конкретными обстоятельствами рассматриваемого дела. В данном случае суды не усмотрели необходимости привлечения специалиста.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что настоящий спор неподведомственен арбитражному суду, несостоятелен.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, критериями отнесения споров к подведомственности арбитражного суда являются как субъектный состав, так и характер правоотношений, которые должны быть связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью.
Исходя из характера возникшего спора и субъектного состава участников, данный спор отнесен к подведомственности арбитражного суда. Следовательно, спор рассмотрен с соблюдением правил подведомственности.
Иные доводы заявителей кассационных жалоб были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы Хорошавина Н.Г. в сумме 150 рублей относятся на заявителя.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Прокуратуры не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 03.06.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 по делу N А28-14181/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы прокуратуры Нововятского района города Кирова и Хорошавина Николая Григорьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что в рассматриваемом случае поставка природного газа осуществлялась по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 13.01.2009 N 2-1684. Прибор учета газа СГБМ-1,6 по адресу потребителя установлен. О неисправности прибора учета Хорошавин Н.Г. сообщил поставщику 18.06.2018, работоспособность прибора учета восстановлена 15.08.2018, то есть по истечении 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
Таким образом, абонент в течение срока, предусмотренного пунктом 81(13) Правил N 354, не обеспечил устранение выявленной неисправности. Надлежащие доказательства, подтверждающие объективную невозможность обеспечить устранение неисправности прибора учета в установленный срок, а также доказательств того, что в спорный период в результате чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств в жилом помещении отсутствовали проживающие, не представлено. Следовательно, основания для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 декабря 2019 г. N Ф01-6644/19 по делу N А28-14181/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6644/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6644/19
22.08.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5961/19
03.06.2019 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-14181/18
30.10.2018 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-14181/18