Нижний Новгород |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А29-9496/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.12.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая
компания Северо-Запада"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.04.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019
по делу N А29-9496/2018
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101440218; ОГРН: 1021100522794)
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ИНН: 7802312751; ОГРН: 1047855175785)
об обязании устранить нарушения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "ЭлектроСетьПриборМонтаж",
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество) об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности в охранной зоне ВЛ-110 кВ N 176 "Микунь-Едва", расположенной в квартале 86 (части выделов 43, 44) Чубского участкового лесничества государственного учреждения Республики Коми "Железнодорожное лесничество" (далее - ГУ "Железнодорожное лесничество"), а именно обеспечить складирование и уборку заготовленной древесины, очистить древесину от сучьев, обеспечить полное прилегание складированной заготовленной древесины к земле, отделить места складирования древесины противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, освободить охранную зону линейного объекта ВЛ-110 кВ N 176 "Микунь-Едва" от горючих материалов - порубочных остатков (верхушечные части деревьев, обрубленные ветви деревьев, остатки древесно-кустарниковой растительности).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭлектроСетьПриборМонтаж" (далее - ООО "ЭСПМ").
Решением Арбитражный суд Республики Коми от 15.04.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 0208.2019 решение суда оставлено без изменения.
ПАО "МРСК Северо-Запада" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 309, 310, 702, 703, 720 - 724 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 83, 96 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 8.3, 13.2, 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункты 2, 5, 7, 8 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2015 N 373, и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, оно является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по уборке древесины, порубочных остатков и других горючих материалов может быть возложена исключительно на ООО "ЭСПМ", с которым ПАО "МРСК Северо-Запада" заключило договор подряда от 08.12.2015 N 017/15-13 на проведение работ по расширению просек. Ответчик указывает, что акты осмотра, обследования лесных участков не являются доказательствами нарушения им правил пожарной безопасности, так как составлены без участия представителя Общества, а также иных незаинтересованных лиц; внеплановая выездная проверка в отношении Общества не проводилась; документы на проведение плановых (рейдовых) осмотров (обследований) лесного участка в материалы дела не представлены.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили в суд округа.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании планового (рейдового) задания от 24.07.2017 N 5-ил/2017 должностные лица ГУ "Железнодорожное лесничество" 24.07.2017 провели плановый (рейдовый) осмотр лесного участка, расположенного в Княжпогостском районе Чубского участкового лесничества в квартале 86, части выделов 43, 44, на площади 14 гектаров (далее - лесной участок), в ходе которого выявили нарушения пунктов 19, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (акт осмотра, обследования лесного участка от 24.07.2017 N 11-ил).
Лесной участок расположен в пределах охранной зоны линии электропередачи ВЛ-110 кВ N 176 "Микунь-Едва" (далее - ЛЭП). Согласно надписям на опорах ЛЭП объект принадлежит Обществу.
Постановлением Министерства от 28.11.2017 N 367 Общество признано виновным в нарушении правил пожарной безопасности на лесном участке и привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Министерство направило Обществу претензию от 04.12.2017 N 51 с требованием в срок до начала пожароопасного периода 2018 года устранить допущенные нарушения.
На основании планового (рейдового) задания от 27.06.2018 N 19-и/2018 должностные лица ГУ "Железнодорожное лесничество" 27.06.2018 провели плановый (рейдовый) осмотр лесного участка, в ходе которого установили, что Общество не устранило ранее выявленные нарушения (акт осмотра, обследования лесного участка от 27.06.2018 N 15).
Невыполнение Обществом требований Министерства в добровольном порядке послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 16, 21, 25, 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417), Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 N 452, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о наличии у Общества обязанности устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности на лесном участке и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
На основании части 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 данной статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В силу части 1 статьи 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
В части 3 статьи 16 ЛК РФ определено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно пункту 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223), в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
При использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов (пункт 15 Правил N 223).
В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417), просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (пункт 35 Правил N 417).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе акты осмотра, обследования лесного участка от 24.07.2017 N 11-ил, от 27.06.2018 N 15, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности материалами дела, что ПАО "МРСК Северо-Запада" в нарушение Правил N 417 при проведении рубок лесных насаждений на лесном участке не осуществило складирование заготовленной древесины и уборку порубочных остатков (горючих материалов).
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод Общества о том, что у него отсутствует обязанность по очистке лесного участка, несостоятелен, поскольку согласно действующему законодательству именно оно обязано обеспечивать содержание просек в пожаробезопасном состоянии.
Ссылка Общества на нарушение порядка планового (рейдового) осмотра была предметом исследования апелляционного суда и получила надлежащую правовую оценку. Как обоснованно указал суд, представленные в материалы дела приказ о проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследования лесных участков от 08.06.2018 N 49-П, плановое (рейдовое) задание на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков от 27.06.2018 N 19-и/2018 и отчет о выполнении планового (рейдового) задания свидетельствуют о соблюдении данного порядка. Результаты проведенного осмотра в установленном законом порядке Обществом не оспорены.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Министерством требование.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.04.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А29-9496/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223), в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
...
В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417), просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 декабря 2019 г. N Ф01-6543/19 по делу N А29-9496/2018
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6543/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6543/19
02.08.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4586/19
31.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9496/18
15.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9496/18
07.02.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10903/18