Нижний Новгород |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А17-4012/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.12.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Ионычевой С.В., Трубниковой Е.Ю.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью УК "Горизонт-2003":
Филиной Е.С. по доверенности от 01.07.2019,
от муниципального предприятия
жилищно-коммунального хозяйства города Шуи:
Турлаповой О.Н. по доверенности от 12.02.2019 N 05/415
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
муниципального предприятия
жилищно-коммунального хозяйства города Шуи
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.06.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019
по делу N А17-4012/2018
по иску муниципального предприятия
жилищно-коммунального хозяйства города Шуи
(ИНН: 3706001530, ОГРН: 1023701393374)
к обществу с ограниченной ответственностью УК "Горизонт-2003"
(ИНН: 3706020830, ОГРН: 1133706001219)
о взыскании задолженности
и по встречному иску
общества с ограниченной ответственностью УК "Горизонт-2003"
к муниципальному предприятию
жилищно-коммунального хозяйства города Шуи
о взыскании неосновательного обогащения
и установил:
муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства города Шуи (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью УК "Горизонт-2003" (далее - Общество) 159 533 рублей 03 копеек задолженности по оплате холодной воды, поставленной за период с ноября 2017 года по февраль 2018 года, и 45 932 рублей 15 копеек неустойки.
Общество обратилось в суд со встречным иском о взыскании с Предприятия 228 615 рублей 31 копейки неосновательного обогащения, составившего сумму повышающего коэффициента, применяемого в связи с отсутствием в квартирах индивидуальных приборов учета, за период с 01.08.2017 по 31.01.2018.
Арбитражный суд Ивановской области решением от 19.06.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019, удовлетворил иск Предприятия и встречный иск Общества, произвел зачет взаимных требований, в результате которого с Предприятия в пользу Общества взыскано 23 150 рублей 13 копеек неосновательного обогащения.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, пунктами 2, 13, 14, 42, 64, 80 и 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении встречного иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к неверному выводу о наличии у Общества статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении услуги по водоснабжению. Предприятие считает, что в рассматриваемом случае именно оно является исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению, поскольку у него имеются прямые договоры с собственниками помещений, в связи с чем Предприятие имеет право на получение от конечных потребителей платы за услугу в полном объеме, в том числе и с учетом повышающего коэффициента.
В заседании суда округа представитель Предприятия поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов.
Представитель Общества отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, указал на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Предприятие является гарантирующей организацией, обеспечивающей холодное водоснабжение и водоотведение, в том числе в городе Шуе Ивановской области.
Общество на основании договоров управления является управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных домов (далее - МКД) в городе Шуе Ивановской области.
Согласно пункту 3.1.26 договоров управления, заключенных Обществом с собственниками и нанимателями помещений в МКД, Общество (управляющая организация) обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами N 254, в том числе холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, отопление; Общество обязуется защищать интересы собственников перед организациями, предоставляющими коммунальные услуги. Плата за все виды коммунальных услуг вносится собственниками и нанимателями помещений в доме непосредственно ресурсоснабжающим организациям (пункт 4.9 договоров).
Предприятие (организация ВКХ) и Общество (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 25.03.2014 N 269, по условиям которого организация ВКХ обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду; осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и услугу по водоотведению в сроки, порядке и размере, предусмотренные договором; приобретение услуг по холодному водоснабжению и водоотведению осуществляется абонентом для дальнейшего оказания коммунальных услуг потребителям (гражданам) по холодному водоснабжению и водоотведению в многоквартирных домах, расположенных по адресам, указанным в приложении 8 к договору.
В пункте 3.2 договора предусмотрено, что на основании решений общего собрания собственников жилых помещений объектов абонента и переданных абоненту прав организация ВКХ самостоятельно осуществляет сбор денежных средств за водоснабжение и водоотведение с потребителей - собственников и нанимателей жилых помещений в домах.
Количество поданной холодной воды и принятых организацией ВКХ сточных вод определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет холодной воды и сточных вод, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных вод по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, коммерческий учет осуществляется расчетным способом; сторона, осуществляющая коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды и отведенных сточных вод, снимает показания приборов учета на последнее число расчетного периода, установленного настоящим договором, либо осуществляет, в случаях, предусмотренных правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, расчет объема поданной (полученной) холодной воды и отведенных сточных вод расчетным способом, а также вносит показания приборов учета в журнал учета расхода воды и принятых сточных вод и передает эти сведения в организацию ВКХ не позднее последнего дня месяца (пункты 5.4 и 5.6 договора).
Предприятие в период с ноября 2017 года по февраль 2018 года поставило в МКД, находящиеся в управлении ответчика, холодную воду, осуществило прием сточных вод, направило Обществу акты о количестве поданной воды и принятых сточных вод.
Неисполнение Обществом обязанности по оплате поставленной воды и принятых сточных вод послужило основанием для обращения Предприятия с иском в арбитражный суд.
Общество предъявило встречный иск, который мотивировало тем, что величина платы за коммунальные услуги, предоставленные собственникам помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, определена Предприятием и собрана им с учетом повышающего коэффициента, тогда как плата в размере повышающего коэффициента причитается управляющей организации, то есть Обществу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Правоотношения сторон связаны с оказанием коммунальных услуг собственникам помещений жилых многоквартирных домов, поэтому применению подлежат нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно третьему абзацу пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению с применением повышающего коэффициента.
С 01.01.2017 величина повышающего коэффициента в случае отсутствия в жилом помещении индивидуального или общего (квартирного) прибора учета при наличии технической возможности установки таких приборов учета составляет 1,5 (пункт 4 раздела 1 приложения 2 к Правилам N 354).
Управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Порядок внесения платы за коммунальные услуги определен в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Лицо, осуществляющее управление многоквартирным жилым домом, включая предоставление коммунальных услуг, вправе получать соответствующую плату от собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома.
Заключенный сторонами договор холодного водоснабжения и водоотведения от 25.03.2014 N 269 обязывает ресурсоснабжающую организацию осуществлять поставку ресурса Обществу для предоставления коммунальных услуг собственникам помещений.
При этом и в случае внесения потребителями платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме исполняют свои обязательства по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации до признания ее утратившей силу).
Указанный порядок расчетов не лишает управляющую организацию статуса исполнителя коммунальной услуги и не влечет возникновение этого статуса у ресурсоснабжающей организации. Предприятие, осуществляя непосредственные расчеты с собственниками помещений в многоквартирном доме за коммунальные услуги, не заменяет управляющую организацию в ее правоотношениях с потребителями. Следовательно, именно Общество вправе получать от собственников и нанимателей помещений плату в размере, установленном Правилами N 354, в том числе в размере, увеличенном на соответствующий коэффициент.
Исходя из цели деятельности управляющей организации (эффективное управление многоквартирным домом) и источника получения дохода (плата собственников определенного дома за коммунальную услугу в повышенном размере), расходование этих денежных средств должно осуществляться в интересах конкретного дома применительно к перечню работ (услуг) по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, в том числе обеспечивающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункты 10 и 11 Правил N 491).
Приведенный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 13.09.2019 N 302-ЭС18-21882.
Таким образом, выводы судов о взыскании с Предприятия в пользу Общества платы за коммунальные услуги, приходящейся на величину повышающего коэффициента, является правомерным.
Возражения Предприятия об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
Аргумент Предприятия о том, что в спорный период оно являлось исполнителем соответствующей коммунальной услуги, противоречит условиям договоров управления и договора холодного водоснабжения и водоотведения от 25.03.2014 N 269.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей, расходы по ее уплате относятся на заявителя и в связи с предоставлением ему отсрочки подлежат взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.06.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А17-4012/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Шуи - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Шуи в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заключенный сторонами договор холодного водоснабжения и водоотведения от 25.03.2014 N 269 обязывает ресурсоснабжающую организацию осуществлять поставку ресурса Обществу для предоставления коммунальных услуг собственникам помещений.
При этом и в случае внесения потребителями платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме исполняют свои обязательства по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации до признания ее утратившей силу).
Указанный порядок расчетов не лишает управляющую организацию статуса исполнителя коммунальной услуги и не влечет возникновение этого статуса у ресурсоснабжающей организации. Предприятие, осуществляя непосредственные расчеты с собственниками помещений в многоквартирном доме за коммунальные услуги, не заменяет управляющую организацию в ее правоотношениях с потребителями. Следовательно, именно Общество вправе получать от собственников и нанимателей помещений плату в размере, установленном Правилами N 354, в том числе в размере, увеличенном на соответствующий коэффициент.
Исходя из цели деятельности управляющей организации (эффективное управление многоквартирным домом) и источника получения дохода (плата собственников определенного дома за коммунальную услугу в повышенном размере), расходование этих денежных средств должно осуществляться в интересах конкретного дома применительно к перечню работ (услуг) по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, в том числе обеспечивающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункты 10 и 11 Правил N 491).
Приведенный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 13.09.2019 N 302-ЭС18-21882."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 декабря 2019 г. N Ф01-7196/19 по делу N А17-4012/2018