Нижний Новгород |
|
20 января 2020 г. |
Дело N А79-13429/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.05.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019
по делу N А79-13429/2018
по иску Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики
(ИНН: 2128016248, ОГРН: 1022101151005)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ильину Николаю Владимировичу
(ИНН: 212101920218, ОГРН: 313213420400010)
о взыскании 1 100 000 рублей,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Чувашской Республики,
и установил:
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ильину Николаю Владимировичу (далее - глава КФХ Ильин Н.В., Предприниматель) о взыскании 1 100 000 рублей субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Чувашской Республики (далее - Министерство финансов).
Решением суда от 29.05.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, субсидия, полученная Предпринимателем, подлежит возврату, поскольку ответчик не выполнил условия, предусмотренные пунктом 3.1.11 соглашения о государственной поддержке начинающего фермера от 15.05.2014 N 01-21/58. Министерство указывает, что в ходе проведенных проверок и мониторинга использования средств целевого финансирования установлен факт снижения поголовья крупного рогатого скота, следовательно, Предпринимателем не достигнуты показатели бизнес-плана деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Глава КФХ Ильин Н.В. в отзыве отклонил доводы Министерства, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Министерство финансов не представило отзыв на кассационную жалобу.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.04.2012 N 142 "О предоставлении начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на сохранение и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство" между Министерством и главой КФХ Ильиным Н.В. подписано соглашение о государственной поддержке начинающего фермера от 15.05.2014 N 01-21/58.
Согласно пункту 3.1.1 соглашения начинающий фермер обязуется осуществлять деятельность главы крестьянского (фермерского) хозяйства в течение пяти лет после получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
На основании пункта 3.1.11 соглашения на начинающего фермера возложена обязанность по сохранению права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства на оборудование, материалы, движимое и недвижимое имущество, а также иное имущество, приобретенное на средства государственной поддержки в течение 10 лет со дня получения гранта.
Министерство обязуется перечислить начинающему фермеру денежные средства в сумме 1 100 000 рублей (пункт 3.2.1 соглашения).
В соответствии с пунктом 4.2 соглашения в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения начинающим фермером обязанностей, предусмотренных подпунктами 3.1.1 - 3.1.11 пункта 3.1 соглашения, и (или) досрочного его расторжения, а также в случае представления в Министерство заведомо ложных сведений, направленных на получение мер государственной поддержки, выделенные ему из республиканского бюджета Чувашской Республики денежные средства подлежат возврату в республиканский бюджет.
Министерство по платежным поручениям от 29.05.2014 N 498, от 30.05.2014 N 526 перечислило главе КФХ Ильину Н.В. 1 100 000 рублей.
В 2016 и 2018 годах Министерство провело проверки целевого использования КФХ Ильина Н.В. государственной поддержки, в ходе которых установило нарушение условий предоставления гранта со стороны получателя.
В письме от 24.11.2016 N 07/16-7255 Министерство уведомило главу КФХ Ильина Н.В. о необходимости вернуть бюджетные средства.
В связи с неисполнением требования, изложенного в письме от 24.11.2016 N 07/16-7255, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 28, 38, 78, 162, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Министерству в удовлетворении иска. Суд пришел к выводу, что истец не доказал нарушения ответчиком условий предоставления гранта, являющихся основанием для его возврата.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В пункте 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам могут предоставляться гранты в форме субсидий, в том числе на конкурсной основе.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3.1 названной статьи субсидия подлежит возврату в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.04.2012 N 142 "О предоставлении начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на сохранение и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство" утвержден Порядок предоставления начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на сохранение и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство.
В соответствии с пунктом 4.4 названного Порядка в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ответчиком условий соглашения выделенные ему средства подлежат возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Министерством не выявлено фактов нецелевого использования ответчиком полученных бюджетных средств, что подтверждается, в том числе актом проверки от 17.06.2016 и актом мониторинга деятельности КФХ Ильина Н.В. от 02.10.2018.
Выделенные денежные средства потрачены главой КФХ Ильиным Н.В. на 35 голов крупного рогатого скота, в том числе: 23 коровы, 3 нетели и 8 телят, 1 бычок, 1 лошадь; 34 овцы и 13 овцематок; реконструирован коровник.
Суды исследовали довод Министерства о недостижении ответчиком показателей бизнес-плана и установили, что снижение показателей вызвано объективными причинами: утрата 4 голов крупного рогатого скота, приобретенного за счет средств гранта, произошла в связи с его гибелью, что подтверждается ветеринарным свидетельством от 26.12.2018 и справкой БУ "Янтиковская районная станция по борьбе с болезнями животных" от 26.12.2018.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о том, что истец не доказал нарушения ответчиком условий предоставления гранта и об отсутствии оснований для его возврата. При этом суды обоснованно отметили, что формальный подход Министерства к соблюдению условий соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации Предпринимателем мероприятий по организации крестьянского (фермерского) хозяйства не отвечает общим задачам и целям программы финансирования сельского хозяйства.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Министерству в удовлетворении иска.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.05.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А79-13429/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В пункте 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам могут предоставляться гранты в форме субсидий, в том числе на конкурсной основе.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
...
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 января 2020 г. N Ф01-7620/19 по делу N А79-13429/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6552/19
20.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7620/19
16.09.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6552/19
29.05.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-13429/18