г. Владимир |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А79-13429/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 16.09.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Шемякиной Ю.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (уведомление N 62780);
от ответчика - Главы крестьянского фермерского хозяйства Ильина Николая Владимировича - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Министерства финансов Чувашской Республики - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.05.2019 по делу N А79-13429/2018, принятое судьей Каргиной Н.А.,
по иску Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики к Главе крестьянского фермерского хозяйства Ильину Николаю Владимировичу (ИНН 212101920218, ОГРН 313213420400010) о взыскании 1 100 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства Ильину Николаю Владимировичу (далее - ГКХ Ильин Н.В., ответчик) об обратном взыскании субсидии в сумме 1 100 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения порядка предоставления субсидии ГКФХ Ильина Н.В. Министерством выявлено невыполнение условий ее предоставления на развитие крестьянского фермерского хозяйства, что является основанием для возврата гранта в бюджет в полном объеме.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.05.2019 в удовлетворении исковых требований Министерству отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, послуживших основанием для обращения с иском в суд, которые, по мнению заявителя, судом оценены неправильно.
В частности, заявитель утверждает, что ссылка суда на пункт 4.3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.04.2012 N 142 "О предоставлении начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство" является необоснованной, поскольку на момент заключения соглашения от 15.05.2014 данный пункт и порядок в целом уже не содержал положений об освобождении начинающего фермера от применения мер ответственности в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.4 Порядка предоставления гранта на поддержку начинающего фермера наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств, должно быть документально подтверждено. По мнению заявителя, ГКФХ Ильин Н.В. не представил доказательств наступления обстоятельств непреодолимой силы, в частности, гибели скота от стихийных бедствий либо заразных болезней.
Представители сторон и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Ответчик в отзыве от 11.09.2019 указал, что с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным. Истец в заявлении от 05.09.2019 просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.04.2012 N 142 "О предоставлении начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на сохранение и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство" между Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики и главой КФХ Ильиным Н.В. - получателем гранта, подписано соглашение о государственной поддержке начинающего фермера от 15.05.2014 N 01-21/58, согласно которому Минсельхоз перечисляет ответчику бюджетные средства в размере 1 100 000 руб. Получатель гранта обязуется в течение 5 лет после получения гранта осуществлять деятельность по проекту - приобретение дойного стада коров, лошади, бычка; реконструкция коровника, а также совершить иные действия, указанные в разделе 3 договора.
По платежным поручениям N 498 от 29.05.2014, N 526 от 30.05.2014 в адрес главы КФХ Ильина Н.В. перечислено в соответствии с Соглашением денежные средства гранта в сумме 1 100 000 руб.
Впоследствии (17.06.2016, 02.10.2018) Минсельхозом была проведена проверка целевого использования КФХ Ильина Н.В. государственной поддержки, мониторинг деятельности КФХ. Установлено нарушение главой КФХ Ильиным Н.В. условий предоставления гранта, предусмотренных Соглашением, выразившееся в отсутствии на территории хозяйства приобретенного за счет средств грантовой поддержки крупного рогатого скота в количестве 4 голов, а также отчетов за 2018 год; нарушении обязательств по уплате налогов и обязательных платежей.
Письмом N 07/16-7255 от 24.11.2016 ответчик был уведомлен о необходимости вернуть бюджетные средства. Однако, ответчиком денежные средства в бюджет возвращены не были, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска субъекта, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основная цель Соглашения о предоставлении гранта ответчиком достигнута, на протяжении 4 лет ГКХ Ильин Н.В. является действующим, на территории хозяйства имеется 35 голов КРС, в том числе: 23 коровы, 3 нетели и 8 телят, 1 бычок, 1 лошадь, приобретенные за счет средств государственной поддержки; реконструирован коровник; глава КФХ Ильин Н.В. своевременно предоставляет отчеты о бухгалтерской деятельности. При этом нецелевого использования гранта в соответствии с актами от 17.06.2017, 02.10.2018, не установлено.
С выводами арбитражного суда апелляционная инстанция согласна.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В этих целях постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.04.2012 N 142 "О предоставлении начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на сохранение и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство" утвержден Порядок предоставления начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на сохранение и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство.
Согласно названного Порядка грант - это субсидия на содействие достижению целевых показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Чувашской Республике на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 декабря 2012 г. N 567, источником финансового обеспечения которой являются средства республиканского бюджета Чувашской Республики, перечисляемые крестьянскому (фермерскому) хозяйству на расчетный лицевой счет, открытый в кредитной организации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки. В силу пункта 3 данной нормы права субсидия подлежит возврату в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях нецелевого использования бюджетных средств, неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидий.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Из текста соглашения о предоставлении субсидии от 15.05.2014 следует, что его основной целью является создание и развитие КФХ. С этой целью получатель гранта обязуется в течение 5 лет после получения гранта осуществлять деятельность по проекту - приобретение дойного стада коров, лошади, бычка; реконструкция коровника, а также совершить иные действия, указанные в разделе 3 договора: в ходе организации собственного бизнеса создать рабочие места (не менее 3 постоянных рабочих мест), приобрести сельскохозяйственных животных и технику, и осуществлять указанную деятельность в течение не менее 5 лет. Таким образом, предоставленный ответчику грант имел целевое значение и не мог быть использован получателем в иных целях, чем это предусмотрено Правилами предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
Как усматривается из акта проверки использования бюджетных средств ГКХ Ильиным Н.В., проведенной Министерством от 17.06.2016, и акта мониторинга деятельности КФХ Ильина Н.В. от 02.10.2018 фактов их нецелевого использования не выявлено. Согласно представленных в материалы дела документов, выделенные денежные средства были потрачены главой КФХ Ильиным Н.В. на приобретение сельскохозяйственных животных и строительного материала.
Основанием для возврата предоставленного гранта, по мнению истца, является не выполнение ответчиком условий предоставления гранта, выразившееся в том, что на момент проведения проверки на территории
хозяйства отсутствовал крупный рогатый скот в количестве 4 голов приобретенный за счет средств грантовой поддержки. В последующем дополнив основание возврата, истец указал, что главой КФХ также не был представлен отчет по форме 1 КФХ за 2018 год, допущено возникновение задолженности в части уплаты налогов и обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 4.4 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.04.2012 N 142 "О предоставлении начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство" (действующего на момент заключения Соглашения) в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ответчиком условий соглашения выделенные ему средства подлежат возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики.
Пунктом 4.2 Соглашения предусмотрено, что в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения начинающим фермером обязанностей, предусмотренных подпунктами 3.1.1-3.1.11 пункта 3.1 Соглашения, и (или) досрочного его расторжения, а также в случае представления в Министерство заведомо ложных сведений, направленных на получение мер государственной поддержки, выделенные ему из республиканского бюджета Чувашской Республики средства, подлежат возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики. Основанием для возврата денежных средств является решение конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров для предоставления государственной поддержки в форме гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Согласно решению конкурсной комиссии в действиях главы КФХ Ильина Н.В. было выявлено нарушение пункта 3.1.11 Соглашения, выразившееся в том, что на момент проведения проверки на территории хозяйства отсутствовал крупный рогатый скот в количестве 4 голов приобретенный за счет средств грантовой поддержки. Такого основания как непредставление главой КФХ отчета по форме 1 КФХ, или наличие задолженности в части уплаты налогов и обязательных платежей указанное решение не содержит. Наличие задолженности в части уплаты налогов и обязательных платежей, а именно:
- по единому сельскохозяйственному налогу - в сумме 1 678 руб.;
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональному заболеванию - в сумме 3 150 руб.;
- по начислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации - в сумме 35 939 руб. 28 коп., и на обязательное медицинское страхование главами крестьянских (фермерских) хозяйств - в сумме 7 049 руб. 63 коп.;
- по начислению страховых взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации - в сумме 22 719 руб. 38 коп. и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 3 178 руб., что, по мнению Министерства также является нарушением пункта 3.1.10 соглашения и как следствие - основанием для возврата гранта, соответствующим органом не подтверждено.
Что касается ссылки Министерства на отсутствие на территории хозяйства 4 голов крупного рогатого скота, приобретенного за счет средств грантовой поддержки, то она основана на формальном требовании о соблюдении ответчиком условий Соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации крестьянского фермерского хозяйства, что не отвечает общим задачам и целям программы финансирования сельского хозяйства.
Предоставляемые в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы гранты (субсидии) имеют своим назначением не только создание начинающего крестьянского (фермерского) хозяйства, но и его развитие, предполагающее длительность существования такого хозяйства - не менее пяти лет, с ограничением отчуждения имущества, приобретенного на средства гранта, в течение десяти лет.
Из акта мониторинга деятельности КФХ Ильина Н.В. от 02.10.2018, проведенного во исполнение приказа Министерства заведующим сектором развития малых форм хозяйствования, специалистом данного сектора совместно с начальником развития агро-промышленного комплекса администрации Янтиковского района, следует, что за счет средств государственной поддержки приобретен скот и строительный материалы на общую сумму 1 257 360 руб. По состоянию 02.10.2018 на территории хозяйства имеется в наличии: 35 голов КРС, в том числе 23 корвоы, 3 нетели и 8 телят; 1 бычок, 1 лошадь; 34 овцы и 13 овцематки. Строительный материал израсходован на реконструкцию коровника. 4 коровы, приобретенные за счет средств гранта, не предъявлены.
Главой КФХ в материалы дела было представлено ветеринарное свидетельство от 26.12.2018 и справка БУ "Янтиковская районная станция по борьбе с болезнями животных" от 26.12.2018 о гибели скота в количестве 5 голов в результате падежа, то есть в данном случае документально подтверждено первоначальное наличие скота и последующая его объективная утрата. При этом в отсутствие 4 голов скота, доказательств невозможности достижения целей предоставления гранта - развитие КФХ по направлению создание дойного стада коров, следовательно, и условий соглашения от 15.07.2015 Министерством не представлено.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к правильному выводу о доказанности факта того, что средства гранта использованы ответчиком по целевому назначению. Фактическое отсутствие сельскохозяйственных животных (4 коров) объясняется их гибелью.
Позиция же Министерства в рассматриваемом случае основана лишь на необходимости формального соблюдения условий соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации крестьянского фермерского хозяйства, наличия (отсутствия) доказательств несоблюдения соглашения, что не отвечает общим задачам и целом программы финансирования сельского хозяйства.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание положения приведенного законодательства, суд апелляционной инстанции соглашается с Арбитражным судом Чувашской Республики о том, что основания для удовлетворения иска Министерства о возврате гранта отсутствуют. Доводы апелляционной жалобы не опровергают приведенные выше выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта. Решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм материального права, а также процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.05.2019 по делу N А79-13429/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Л.П. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-13429/2018
Истец: Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: Глава крестьянского фермерского хозяйства Ильин Николай Владимирович
Третье лицо: Отдел Адресно-справочной работы УФМС России по Чувашской Республике, Министерство финансов Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6552/19
20.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7620/19
16.09.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6552/19
29.05.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-13429/18