Нижний Новгород |
|
20 января 2020 г. |
Дело N А31-4125/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственной жилищной инспекции Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 09.08.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019
по делу N А31-4125/2019
по заявлению товарищества собственников жилья "Мангуст"
(ИНН: 4401086997, ОГРН: 1084401002630)
о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной
инспекции Костромской области
о привлечении к административной ответственности
и установил:
товарищество собственников жилья "Мангуст" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - Инспекция) от 20.03.2019 N 15-18-2019 (с учетом определения об исправлении описки от 06.08.2019) о привлечении к административной ответственности на основании статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 09.08.2019 заявленное требование удовлетворено. Постановление административного органа признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью совершенного Товариществом правонарушения.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 2.9 КоАП РФ и нормы процессуального права, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным; заявление Товарищества не подлежало рассмотрению в арбитражном суде. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Товарищество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, Инспекция провела в отношении Товарищества внеплановую документарную проверку по вопросу безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах.
В ходе проверки установлены нарушения пункта 3.1.9 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной приказом Минстроя России от 05.12.2017 N 1614/пр, пункта 3 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, пунктов 5, 9 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613, пункта 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. (МДС 42-1.2000), утвержденного приказом Госстроя Российской Федерации от 03.05.2000 N 101, пунктов 4 (в), 8, 9 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410. Результаты проверки отражены в акте от 05.03.2019 N 31-18.
Усмотрев в действиях (бездействии) Товарищества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.22 КоАП РФ, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 14.03.2019 N 15-18 и приняла постановлением от 20.03.2019 N 15-18-2019 о назначении нарушителю наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Товарищество оспорило постановление в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Товарищества состава вмененного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и на основании статьи 2.9 КоАП РФ посчитал возможным признать допущенное административное правонарушение малозначительным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В статье 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Суды установили, материалами дела подтвержден факт совершения Товариществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно пунктам 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суды первой и апелляционной инстанций мотивированно указали на наличие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Выводы судов о том, совершенное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, не повлекло значительного нарушения интересов граждан, общества и государства, сделаны на основе оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения.
При этом судами учтены правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 09.04.2003 N 116-О, от 05.11.2003 N 349-О, от 16.07.2009 N 919-О-О и от 29.05.2014 N 1013-О, постановления от 17.01.2013 N 1-П и от 25.02.2014 N 4-П), разъяснения, приведенные в Постановлении N 10.
Оценка выводов судов о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 Постановления N 10).
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судами установлены все юридически значимые обстоятельства. Действия Общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ. Состоявшиеся судебные акты сомнений в законности не вызывают. Исходя из характера и субъектного состава спора, в целях соблюдения прав заявителя на судебную защиту у судов отсутствовали основания для прекращения производства по делу.
С учетом изложенного кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 09.08.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019 по делу N А31-4125/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов о том, совершенное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, не повлекло значительного нарушения интересов граждан, общества и государства, сделаны на основе оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения.
При этом судами учтены правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 09.04.2003 N 116-О, от 05.11.2003 N 349-О, от 16.07.2009 N 919-О-О и от 29.05.2014 N 1013-О, постановления от 17.01.2013 N 1-П и от 25.02.2014 N 4-П), разъяснения, приведенные в Постановлении N 10.
Оценка выводов судов о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 Постановления N 10).
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судами установлены все юридически значимые обстоятельства. Действия Общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ. Состоявшиеся судебные акты сомнений в законности не вызывают. Исходя из характера и субъектного состава спора, в целях соблюдения прав заявителя на судебную защиту у судов отсутствовали основания для прекращения производства по делу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 января 2020 г. N Ф01-7490/19 по делу N А31-4125/2019