Нижний Новгород |
|
21 января 2020 г. |
Дело N А31-13237/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019
по делу N А31-13237/2018 Арбитражного суда Костромской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик"
(ИНН: 4431003821, ОГРН: 1084437000394)
к Костромской области в лице Департамента строительства, жилищно-коммунального
хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области
(ИНН: 4401188854, ОГРН: 1184401005172)
о взыскании убытков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Государственная жилищная инспекция Костромской области
(ИНН: 4401053670, ОГРН: 1054408637051),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - ООО "Коммунальщик", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Костромской области в лице Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области (далее - Департамент) о взыскании 948 033 рублей 53 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Костромской области.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 13.06.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 решение суда отменено, Обществу отказано в удовлетворении иска.
ООО "Коммунальщик" не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил статьи 15, 16, 1069 - 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 156 (часть 9.3) Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", пункт 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме должен быть утвержден ответчиком в установленном законом порядке; жилищное законодательство не содержит положений о расчетном порядке определения платы граждан в отношении отведения сточных вод на содержание общего имущества многоквартирного дома. Истец полагает, что вывод суда о том, что формы, по которым уполномоченные органы должны устанавливать нормативы, не предусматривают выделение отдельной строкой норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, является неправомерным, поскольку структура данных форм для установления нормативов не является исчерпывающей и может быть дополнена необходимыми составляющими по решению Департамента.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Государственная жилищная инспекция Костромской области не представила отзыв на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Коммунальщик" 31.07.2017 обратилось в Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области) с просьбой разъяснить источник возмещения денежных средств управляющей организации в адрес ресурсоснабжающей организации за объем сточных вод на общедомовые нужды, а также почему не был утвержден норматив на услугу по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества.
Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области в письме от 15.09.2017 N 4772 уведомил Общество о том, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества на территории Костромской области утверждены постановлением от 31.05.2017 N 7-нп.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Костромской области от 17.07.2018 по делу N А31-3252/2018 с Общества (управляющая организация) в пользу акционерного общества "Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС" (ресурсоснабжающая организация) взыскано 948 033 рубля 53 копейки задолженности по оплате услуги по водоотведению сточных вод на общедомовые нужды. В обоснование своих возражений Общество указало, что счет на оплату коммунального ресурса услуги по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества потребителям не предъявлялся, соответственно, плата от населения за данную услугу в Общество не поступила. До настоящего времени норматив на услугу по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области не утвержден.
ООО "Коммунальщик" 23.08.2018 обратилось в Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области с претензией о возмещении убытков, причиненных бездействием, выразившемся в неутверждении норматива на услугу по отведению сточных вод на содержание общего имущества дома, в размере 948 033 рублей 53 копеек.
Неисполнение ответчиком данного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Костромской области в лице Департамента спорной суммы убытков и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, отменил решение суда первой инстанции. При этом суд исходил из отсутствия оснований полагать, что Департаментом допущено незаконное бездействие, выразившееся в неутверждении норматива на услугу по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статьи 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Кодекса).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В пункте 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения (пункт 42 Правил N 354).
Из приведенных норм следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
С 01.06.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) пункт 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, дополнен подпунктом "в(4)", в котором содержится формула расчета объема сточных, отводимых за расчетный период от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод.
Согласно данной норме объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
Такой порядок определения объема услуг водоотведения не противоречит Правилам N 354, поскольку обязательство собственников помещений оплачивать объем коммунального ресурса, в том числе сточных вод, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, следует из формулы 15, приведенной в пункте 17 приложения 2 к Правилам N 354.
В силу пункта 2 Постановления N 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно Постановлению N 1498 пункт 29 Правил N 306 изложен в новой редакции, применимой к спорному периоду.
В соответствии с абзацем третьим пункта 29 Правил N 306 норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 31.05.2017 N 7-НП введены в действие на территории Костромской области нормативы расхода холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах.
На основании пункта 17 Правил N 306 решения уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением 2 к настоящим Правилам, публикуются в 10-дневный срок после их принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Названные формы не предусматривают выделение отдельной строкой норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, который в силу абзаца 3 пункта 29 Правил N 306 определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, приняв во внимание положения абзаца третьего пункта 29 Правил N 306, а также то, что в спорный период нормативы потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 31.05.2017 N 7-НП, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассмотренном случае Департаментом не допущено неправомерное бездействие, выразившееся в неутверждении норматива на услугу по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
Суд апелляционной инстанции исследовал представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи и пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что взысканная решением Арбитражного суда Костромской области от 17.07.2018 по делу N А31-3252/2018 задолженность Общества перед акционерным обществом "Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС" является его убытками, подлежащими взысканию с Департамента.
Вывод суда материалам не противоречит и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит переоценке судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 по делу N А31-13237/2018 Арбитражного суда Костромской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно данной норме объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
Такой порядок определения объема услуг водоотведения не противоречит Правилам N 354, поскольку обязательство собственников помещений оплачивать объем коммунального ресурса, в том числе сточных вод, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, следует из формулы 15, приведенной в пункте 17 приложения 2 к Правилам N 354.
В силу пункта 2 Постановления N 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно Постановлению N 1498 пункт 29 Правил N 306 изложен в новой редакции, применимой к спорному периоду.
...
Суд апелляционной инстанции исследовал представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи и пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что взысканная решением Арбитражного суда Костромской области от 17.07.2018 по делу N А31-3252/2018 задолженность Общества перед акционерным обществом "Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС" является его убытками, подлежащими взысканию с Департамента."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 января 2020 г. N Ф01-7493/19 по делу N А31-13237/2018