Нижний Новгород |
|
22 января 2020 г. |
Дело N А79-1489/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.06.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019
по делу N А79-1489/2019
по заявлению акционерного общества "Тандер" (ИНН: 2310031475, ОГРН: 1022301598549)
о признании недействительным предписания Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары от 08.11.2018 N 793
и установил:
акционерное общество "Тандер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (далее - Управление) от 08.11.2018 N 793 о демонтаже информационных конструкций.
Решением суда от 11.06.2019 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 16.09.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, Управление неправомерно вынесло оспариваемое предписание без проведения проверки. Общество полагает, что суды сделали необоснованный вывод о том, что конструкция "Магнит у дома" не является вывеской.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Отзыв Управления на кассационную жалобу в суд не поступил.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, сотрудники МБУ "Городская реклама" и Управления совместно 09.10.2018 произвели осмотр информационных конструкций с выездом на место по адресу: город Чебоксары, улица Хузангая, дом 14.
В ходе осмотра установлено, что Общество по указанному адресу разместило информационные конструкции следующего содержания: "универсам МАГНИТ", "изображения продуктов питания в оконных проемах магазина".
По результатам произведенного осмотра Управление выдало Обществу предписание от 08.11.2018 N 793, согласно которому последнему необходимо демонтировать установленные с нарушениями информационные конструкции.
Общество не согласилось с названным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2017 N 1006 (далее - Правила N 1006), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36). Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений и сооружений, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
На основании пункта 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно пункту 1.4 Правил N 1006 к элементам благоустройства в настоящих Правилах относятся, в том числе средства размещения информации и рекламные конструкции.
Под информационной конструкцией подразумевается элемент объекта внешнего благоустройства, представляющий из себя как отдельно стоящую, так и размещаемую на опорах, фасадах, крышах, на (в) витринах или на иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений конструкцию, не содержащую сведений рекламного характера, и выполняющую функцию информирования граждан (пункт 1.6 Правил N 1006).
При этом фасады зданий, строений, сооружений должны соответствовать требованиям регламента, регулирующего размещение на территории города Чебоксары рекламных и информационных конструкций, формирующих единый стандарт художественно-композиционных требований к информационно-рекламному оформлению зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства на территории города Чебоксары, и требованиям регламента для частных домовладений (пункт 3.2.11 Правил N 1006).
МБУ "Городская реклама" создано администрацией города Чебоксары в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления города Чебоксары, в том числе, проведение инвентаризации средств наружной рекламы и информации; осуществление визуального осмотра за своевременной установкой и эксплуатацией средств наружной рекламы и информации в соответствии с выданной разрешительной документацией и принятых обязательств со стороны рекламораспространителей.
При выявлении нарушения настоящих Правил выдачу предписаний, в части, касающейся: средств наружной рекламы и информации; строящихся и реконструируемых объектов; требований к внешнему виду их фасадов и ограждений, земельных участков, на которых они расположены, осуществляет Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (пункты 10.2, 10.4 Правил N 1006).
В силу пункта 3.3.9.21 Правил N 1006 установка информационных конструкций на территории города Чебоксары осуществляется после согласования дизайн-проекта размещения информационных конструкций с Управлением в соответствии с Административным регламентом на предоставление муниципальной услуги "Согласование дизайн-проекта размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары", утвержденным администрацией города Чебоксары.
Согласно пункту 3.3.9.26 Правил N 1006 "зеленая зона размещения информационных конструкций" (далее - зеленая зона) - это область фасада здания, строения, сооружения, на которой разрешена установка информационных конструкций.
При определении зеленой зоны запрещается, в том числе, размещение информационных конструкций без учета расположения центральных осей архитектурных элементов фасада (подпункт 2); размещение поверх архитектурных элементов фасада (межэтажных и цокольных карнизов, колонн, капителей, пилястр, барельефов, обрамления оконных и дверных проемов, узоров, подоконников, кронштейнов, рустов) (подпункт 4).
В подпункте 7 пункта 3.3.9.27 Правил N 1006 установлено, что на фасадах зданий, сооружений запрещается полное перекрытие (закрытие) оконных и дверных проемов, а также витражей и витрин.
Настенные конструкции, размещаемые на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, должны соответствовать следующим требованиям: настенные конструкции размещаются на поверхности стен над входами в здания, витринами и окнами первых этажей на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада, на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии; высота информационной конструкции для зданий и сооружений на типовых улицах должна быть не более 0,70 метра; по длине 70 процентов от длины фасада, соответствующей занимаемым данным организациями, индивидуальными предпринимателями помещениям, но не более 12,0 метра для единичной конструкции; крайняя точка элементов настенной конструкции не должна находиться на расстоянии более чем 0,20 метра от плоскости фасада (подпункты 1, 7, 10, 12 пункта 3.3.9.34 Правил N 1006).
На фасадах зданий, сооружений запрещается размещение информационных конструкций с использованием картона, ткани, баннерной ткани (за исключением афиш) (подпункт 13 пункта 3.3.9.27 Правил N 1006).
На основании пункта 3.3.9.31 Правил N 1006 информационные конструкции могут состоять из следующих элементов: 1) информационное поле (текстовая часть) - буквы, буквенные символы, аббревиатура, цифры; 2) декоративно-художественные элементы - логотипы, знаки и т.п.; 3) элементы крепления; 4) подложка.
В случае, если информационная конструкция представляет собой объемные символы без использования подложки, высота информационной конструкции не должна превышать 0,75 метра (с учетом высоты выносных элементов строчных и прописных букв за пределами размера основного шрифта (не более 0,50 метра), а также высоты декоративно-художественных элементов).
В подпункте 1 пункта 3.3.9.34 Правил N 1006 указано, что настенные конструкции, размещаемые на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, должны соответствовать следующим требованиям: - настенные конструкции размещаются на поверхности стен над входами в здания, витринами и окнами первых этажей на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада, на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии.
В силу пункта 3.3.9.70 Правил N 1006 информационные конструкции, не соответствующие требованиям настоящих Правил, подлежат демонтажу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и суды установили, что Общество разместило информационные конструкции: "универсам Магнит", "изображения продуктов питания в оконных проемах магазина" по адресу: город Чебоксары, улица Хузангая, дом 14.
При этом конструкции не соответствуют требованиям, установленным Правилами N 1006, а именно: конструкция "универсам Магнит" имеет высоту 1000 мм, длину 5150 мм при разрешенной высоте не более 700 мм (0,7 м); установлена выше уровня перекрытий; информационные конструкции с использованием баннерной ткани с изображением продуктов закрывают полностью оконные проемы здания и размещены без соответствующего согласования с Управлением.
В этой связи Управление, выявив факт размещения информационных конструкций с нарушениями Правил N 1006, правомерно вынесло предписание о их демонтаже от 08.11.2018 N 793.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А79-1489/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36). Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений и сооружений, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
На основании пункта 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 января 2020 г. N Ф01-7633/19 по делу N А79-1489/2019