16 сентября 2019 г. |
А79-1489/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Волгиной О.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" (350002, г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185; ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.06.2019
по делу N А79-1489/2019,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению акционерного общества "Тандер" о признании недействительным предписания Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары от 08.11.2018 N 793,
при участии в судебном заседании представителей:
акционерного общества "Тандер" - Клыгина С.К. по доверенности от 30.07.2019 N 23 АА 9525942 сроком действия один год,
и установил:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары от 08.11.2018 N 793 (далее - Управление) о демонтаже информационных конструкций.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.06.2019 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Тандер" обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что суд первой инстанции не принял во внимание его доводы, не исследовал надлежащим образом представленные им доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Управление о дате, времени и месте судебного заседания, извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что сотрудники МБУ "Городская реклама" и Управления совместно 09.10.2018 произвели осмотр информационных конструкций с выездом на место по адресу: г. Чебоксары, ул. Хузангая, 14.
В ходе осмотра установлено, что АО "Тандер" по указанному адресу разместило информационные конструкции следующего содержания: "универсам МАГНИТ", "изображения продуктов питания в оконных проемах магазина".
08.11.2018 по результатам произведённого осмотра Управление выдало АО "Тандер" предписание N 793, согласно которому Обществу необходимо демонтировать установленные с нарушениями информационные конструкции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона от 09.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правил благоустройства территории г. Чебоксары, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2017 N 1006 и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность оспариваемого ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36).
Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений и сооружений, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
Пункт 1 статьи 9 Закона от 09.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), обязанность размещать по месту их нахождения и осуществления деятельности вывески с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы.
Согласно пункту 1.4 Правил благоустройства территории г. Чебоксары, утверждённых решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2017 N 1006 (далее - Правила благоустройства), к элементам благоустройства в настоящих Правилах относятся, в том числе средства размещения информации и рекламные конструкции.
Согласно пункту 1.6 Правил благоустройства под информационной конструкцией подразумевается элемент объекта внешнего благоустройства, представляющий из себя как отдельно стоящую, так и размещаемую на опорах, фасадах, крышах, на (в) витринах или на иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений конструкцию, не содержащую сведений рекламного характера, и выполняющую функцию информирования граждан.
При этом фасады зданий, строений, сооружений должны соответствовать требованиям регламента, регулирующего размещение на территории города Чебоксары рекламных и информационных конструкций, формирующих единый стандарт художественно-композиционных требований к информационно-рекламному оформлению зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства на территории города Чебоксары, и требованиям регламента для частных домовладений (пункт 3.2.11 Правил благоустройства).
С учетом содержания вышеприведенных норм Правила благоустройства регулируют общественные отношения в сфере размещения наружной информации, в том числе рекламы, в целях обеспечения, в том числе, эстетического состояния территории муниципального образования, и устанавливают требования к внешнему виду фасадов, что в силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ относится к благоустройству.
В соответствии с Уставом МБУ "Городская реклама" создано администрацией г. Чебоксары в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления г. Чебоксары, в том числе, проведение инвентаризации средств наружной рекламы и информации; осуществление визуального осмотра за своевременной установкой и эксплуатацией средств наружной рекламы и информации в соответствии с выданной разрешительной документацией и принятых обязательств со стороны рекламораспространителей.
В соответствии с Правилами благоустройства при выявлении нарушения настоящих Правил выдачу предписаний, в части, касающейся: средств наружной рекламы и информации; строящихся и реконструируемых объектов; требований к внешнему виду их фасадов и ограждений, земельных участков, на которых они расположены, осуществляет Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (пункты 10.2, 10.4 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 3.3.9.21 Правил благоустройства установка информационных конструкций на территории города Чебоксары осуществляется после согласования дизайн-проекта размещения информационных конструкций с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары в соответствии с Административным регламентом на предоставление муниципальной услуги "Согласование дизайн-проекта размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары", утверждённым администрацией города Чебоксары.
Согласно пункту 3.3.9.26 Правил благоустройства "зеленая зона размещения информационных конструкций" (далее - зеленая зона) - это область фасада здания, строения, сооружения, на которой разрешена установка информационных конструкций.
При определении зеленой зоны запрещается, в том числе, размещение информационных конструкций без учета расположения центральных осей архитектурных элементов фасада (подпункт 2); размещение поверх архитектурных элементов фасада (межэтажных и цокольных карнизов, колонн, капителей, пилястр, барельефов, обрамления оконных и дверных проемов, узоров, подоконников, кронштейнов, рустов) (подпункт 4).
Подпунктом 7 пункта 3.3.9.27 Правил благоустройства установлено, что на фасадах зданий, сооружений запрещается полное перекрытие (закрытие) оконных и дверных проёмов, а также витражей и витрин.
Настенные конструкции, размещаемые на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, должны соответствовать следующим требованиям: настенные конструкции размещаются на поверхности стен над входами в здания, витринами и окнами первых этажей на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада, на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии; высота информационной конструкции для зданий и сооружений на типовых улицах должна быть не более 0,70 м; по длине 70 процентов от длины фасада, соответствующей занимаемым данным организациями, индивидуальными предпринимателями помещениям, но не более 12,0 м для единичной конструкции; крайняя точка элементов настенной конструкции не должна находиться на расстоянии более чем 0,20 м от плоскости фасада (подпункты 1, 7, 10, 12 пункта 3.3.9.34 Правил благоустройства).
Подпунктом 13 пункта 3.3.9.27 Правил благоустройства установлено, что на фасадах зданий, сооружений запрещается размещение информационных конструкций с использованием картона, ткани, баннерной ткани (за исключением афиш).
Согласно пункту 3.3.9.31 Правил благоустройства информационные конструкции могут состоять из следующих элементов: 1) информационное поле (текстовая часть) - буквы, буквенные символы, аббревиатура, цифры; 2) декоративно-художественные элементы - логотипы, знаки и т.п.; 3) элементы крепления; 4) подложка.
В случае, если информационная конструкция представляет собой объемные символы без использования подложки, высота информационной конструкции не должна превышать 0,75 м (с учетом высоты выносных элементов строчных и прописных букв за пределами размера основного шрифта (не более 0,50 м), а также высоты декоративно-художественных элементов).
Согласно подпункту 1 пункта 3.3.9.34 Правил благоустройства настенные конструкции, размещаемые на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, должны соответствовать следующим требованиям: - настенные конструкции размещаются на поверхности стен над входами в здания, витринами и окнами первых этажей на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада, на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии.
В силу пункта 3.3.9.70 Правил благоустройства информационные конструкции, не соответствующие требованиям настоящих Правил, подлежат демонтажу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по адресу: г. Чебоксары, ул. Хузангая, 14, Общество разместило информационные конструкции: "универсам МАГНИТ", "изображения продуктов питания в оконных проемах магазина".
При этом конструкции не соответствуют требованиям, установленным Правилами благоустройства, а именно: конструкция "универсам МАГНИТ" имеет высоту 1000 мм, длину 5150 мм при разрешенной высоте не более 700 мм (0,7-м); установлена выше уровня перекрытий; информационные конструкции с использованием баннерной ткани с изображением продуктов, закрывают полностью оконные проемы здания, конструкции размещены без соответствующего согласования с Управлением.
При этих обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Управление правомерно выдало предписание о демонтаже конструкций, установленных с нарушением Правил благоустройства.
Отдельно суд первой инстанции рассмотрел и признал юридически несостоятельным довод Общества о нарушении Управлением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку выдача предписания не относится к проверочным мероприятиям предпринимательской деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и не является муниципальным (надзором) контролем.
Рассматриваемые правоотношения направлены на обеспечение законности размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары вне зависимости от того, кто является их владельцем - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо.
Ссылка Общества на пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации также ошибочна, поскольку в данном случае отношения по согласованию информационной конструкции и ее соответствию заранее определенным параметрам, установленным в Правилах благоустройства, критериям равенства, автономии воли и самостоятельности участников не отвечают, поэтому указанные действия не являются действиями гражданского законодательства и правила статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации к ним применяться не могут.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что у Управления имелись основания для выдачи Обществу предписания от 08.11.2018 N 793.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба АО "Тандер" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.06.2019 по делу N А79-1489/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.06.2019 по делу N А79-1489/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
О.А. Волгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1489/2019
Истец: АО "Тандер"
Ответчик: Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары