Нижний Новгород |
|
22 января 2020 г. |
Дело N А43-23520/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.
при участии представителей
от акционерного общества "Транснефть-Верхняя Волга":
Князькина А.Н. по доверенности от 21.12.2017
от Департамента лесного хозяйства Нижегородской области:
Казакова П.С. по доверенности от 10.01.2019 N 1
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
территориального управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Нижегородской области и
Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019
по делу N А43-23520/2018 Арбитражного суда Нижегородской области
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Верхняя Волга"
(ИНН: 5260900752, ОГРН: 1025203014748)
о признании незаконным решения
территориального управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Нижегородской области
(ИНН: 5260258667, ОГРН: 1095260008172)
и об устранении допущенного нарушения
третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области,
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг",
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области,
Администрация муниципального образования рабочего поселка Тумботино
Павловского муниципального района Нижегородской области,
и установил:
акционерное общество "Транснефть-Верхняя Волга" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Теруправление) от 03.05.2018 N АЮ-07/3585 об отказе в согласовании границ вновь образуемых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 и об устранении допущенного нарушения путем принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 на 11 земельных участков и выдачи доверенности на право представлять интересы Теруправления в филиале Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - Кадастровая палата) для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образованные земельные участки.
Требования основаны на статье 3 (пункт 2) Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), части 3 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) и мотивированы тем, что данный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права истца на получение новых земельных участков для последующего переоформления ранее предоставленного Обществу права бессрочного пользования земельным участком на право аренды земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащими Обществу на праве собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент), Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (далее - ФГБУ "Рослесинфорг"), Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области, Администрация муниципального образования рабочего поселка Тумботино Павловского муниципального района Нижегородской области.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 18.07.2019 отказал в удовлетворении заявления. Суд исходил из того, что границы образуемого 11-го земельного участка пересекают границы земель лесного фонда.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 15.10.2019 отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт: признал недействительным отказ Теруправления от 03.05.2018 N АЮ-07/3585 и обязал заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем выдачи согласования на раздел земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 на основании обращения заявителя от 06.04.2018 N ТВВ-А52-04/18600 в соответствии с требованиями действующего законодательства. Суд установил, что спорный земельный участок с кадастровым номером 52:34:0100003:1, категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" поставлен на кадастровый учет до 01.01.2016, и исходил из принципа приоритета сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, над заключением ФГБУ "Рослесинфорг"; одновременно суд признал недоказанным факт пересечения границ спорного земельного участка и земель лесного фонда.
Не согласившись с названным судебным актом Теруправление и Департамент обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просили отменить постановление, оставить в силе решение ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
По мнению заявителей кассационных жалоб, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии пересечений границ спорного земельного участка и лесного участка сделан без учета сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и заключения ФГБУ "Рослесинфорг"; апелляционный суд применил не подлежащие применению часть 3 статьи 14 Федерального закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) и часть 2 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), поскольку в рассмотренном деле не оспаривались права на земельный участок и регистрационные действия уполномоченного органа.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Теруправления о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационных жалоб без участия его представителя.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах; представитель Общества указал на ошибочность аргументов заявителей.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителей кассационных жалоб и заслушав полномочных представителей лиц, участвующих в деле, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Общество на основании свидетельства о государственной регистрации права от 14.12.2001 владеет на праве постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 52:34:0100003:1, общей площадью 184 285 квадратных метров, расположенным по адресу: Нижегородская область, Павловский район, деревня Степаньково, в 4 километрах к северо-западу от деревни Степаньково.
Земельный участок передан Обществу для эксплуатации нефтеперекачивающей станции "Степаньково".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.11.2016 N 99/2016/9610718 земельный участок с кадастровым номером 52:34:0100003:1 поставлен на кадастровый учет 23.09.2004, его границы установлены, он относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, вид разрешенного использования - "под промышленную зону и жилой поселок", собственником участка является Российская Федерации.
На основании пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ Общество 06.04.2018 обратилось в Теруправление с заявлением о выдаче согласия на раздел земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 и доверенностей на право представлять интересы Теруправления в Кадастровой палате с целью внесения сведений о границах вновь образуемых земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости и перерегистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельными участками.
Теруправление в письме от 03.05.2018 N АЮ-07/3585 отказало Обществу в выдаче согласования на раздел земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1. Сославшись на письмо от 28.12.2017, Теруправление указало на частичное наложение границ земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 на земли лесного фонда Павловского районного лесничества Степаньковского участкового лесничества в квартале 92, выдел 7, 16 - 19, 23 - 25, 31, 38, 40.
Общество посчитало, что такой отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и обязанности, и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В подтверждение позиции о принадлежности части смежного земельного участка с кадастровым номером 52:34:0000000:9 к землям лесного фонда Департамент предоставил: свидетельство о государственной регистрации права от 13.02.2004, информацию о лесном участке N 720 и заключение филиала ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости граница земельного участка с кадастровым номером 52:34:0000000:9 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
В главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В силу статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
При этом согласно части 3 статьи 60.2 указанного закона, в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 52:34:0100003:1, относящийся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, поставлен на кадастровый учет до 01.01.2016, а земельный участок, относящийся к лесному фонду, с кадастровым номером 52:34:0000000:9 на кадастровый учет не поставлен, учтен в Едином государственном реестре недвижимости декларативно, то есть границы его не определены, суд апелляционной инстанции правомерно применил Законы N 172-ФЗ, 218-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ.
Вопреки доводам заявителей кассационной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд на основании изложенного обоснованно отдал приоритет сведениям о земельном участке с кадастровым номером 52:34:0100003:1, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости, над заключением ФГБУ "Рослесинфорг" и не установил наложения границ земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 на земли лесного фонда Павловского районного лесничества.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции законно отменил решение суда первой инстанции от 18.07.2019 и признал недействительным отказ Теруправления от 03.05.2018 N АЮ-07/3585.
Компетенция суда кассационной инстанции закреплена в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Несогласие заявителей кассационных жалоб с выводами апелляционного суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, ошибочное применение норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Материалы дела исследованы судом второй инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанций не допущено.
Суд округа не рассматривал вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Теруправление и Департамент освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А43-23520/2018 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационные жалобы территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области и Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 52:34:0100003:1, относящийся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, поставлен на кадастровый учет до 01.01.2016, а земельный участок, относящийся к лесному фонду, с кадастровым номером 52:34:0000000:9 на кадастровый учет не поставлен, учтен в Едином государственном реестре недвижимости декларативно, то есть границы его не определены, суд апелляционной инстанции правомерно применил Законы N 172-ФЗ, 218-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 января 2020 г. N Ф01-7467/19 по делу N А43-23520/2018