г. Владимир |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А43-23520/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Транснефть - Верхняя Волга" (ОГРН 1025203014748, ИНН 5260900752) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18 июля 2019 года по делу N А43-23520/2018, принятое по заявлению акционерного общества "Транснефть - Верхняя Волга" (ОГРН 1025203014748, ИНН 5260900752) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области; третьи лица: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ФГБУ "Рослесинфорг", Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области, Администрация муниципального образования рабочего поселка Тумботино Павловского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным отказа территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, формализованного в письме от 03.05.2018 исх.NАЮ-07/3585, в согласовании границ вновь образуемых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1, а также об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя
при участии:
от заявителя акционерного общества "Транснефть- Верхняя Волга" - до перерыва Князькин А.Н. по доверенности от 21.12.2017 N 21-19/620, Шанин С.Л. по доверенности от 25.01.2019 N 21-19/13;
от ответчика Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - не явился, извещен
от третьих лиц Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ФГБУ "Рослесинфорг", Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области, Администрация муниципального образования рабочего поселка Тумботино Павловского муниципального района Нижегородской области - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Транснефть-Верхняя Волга" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее ответчик, Территориальное управление) о признании незаконным отказа территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, формализованного в письме от 03.05.2018 исх.N АЮ-07/3585, в согласовании границ вновь образуемых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1, а также об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 на 11 земельных участков и выдать доверенности на право представлять интересы Территориального управления Росимущества в Нижегородской области в филиале ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ФГБУ "Рослесинфорг", Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области, Администрация муниципального образования рабочего поселка Тумботино Павловского муниципального района Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18 июля 2019 года по делу N А43-23520/2018 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Транснефть-Верхняя Волга" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований АО "Транснефть Верхняя Волга".
Заявитель считает вынесенное решение суда незаконным и необоснованным в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушением норм материального права, настаивает, что отказ Территориального управления Росимущества в части раздела земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 не соответствует действующему законодательству, не позволяет Обществу во исполнение ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право долгосрочной аренды земельных участков под опасными производственными объектами НПС "Степаньково" АО "Транснефть-Верхняя Волга", исключая аренду земельных участков под муниципальными объектами и объектами других собственников, и необоснованные материальные затраты. Суд отказал АО "Транснефть-Верхняя Волга" опираясь на положения ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ сославшись на то, что на 11 (как пронумерован на карте-схеме) планируемом земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, в том числе, линейные объекты, и этот участок частично имеет пересечение с землями лесного фонда Павловского районного лесничества Степаньковского участкового лесничества в квартале No 92. При этом, по мнению заявителя, суд не принял во внимание в судебном заседании тот факт, что по данному участку проходят инженерные сети водопровода к станции (свидетельство о регистрации права серия 52 01 N 155400 от14.08.29015 года, тепловые сети (свидетельство о регистрации права серия 52 01 N 155402 от 14.08.2015 года) и наружные сети электропередач (свидетельство о государственной регистрации права серия 52 АД N 299554 от 18.06.2012 года). В то время, как соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" водопровод - код 0К0Ф-124527351, линия электропередач кабельная - код ОКОФ-124527341, линия электропередач воздушная - код 0К0Ф-124527342, относятся к имуществу, относящемуся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью. Таким образом, на данный участок также может действовать исключение ст.11.9 ЗК РФ о размещении линейных объектов, т.к. в соответствии с ч.1 п.10 ГК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
От Территориального управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит оставить решение суда без изменения, считает решение законным, мотивированным и обоснованным, судом первой инстанции в полном объеме исследованы все обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства.
От третьего лица Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо поддерживает апелляционную жалобу и требования АО "Транснефть-Верхняя Волга" об отмене решения суда первой инстанции полностью, указывая, что раздел данного земельного участка крайне необходим для передачи земельных участков находящихся под жилым фондом администрации муниципального образования рабочий поселок Тумботино Павловского муниципального района с действующей инфраструктурой (водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) в муниципальную собственность. По мнению третьего лица, решение препятствует органам местного самоуправления как Павловского муниципального района, так и Администрации р.п.Тумботино, принимать решения по содержанию социальных объектов и по реконструкции изношенных сетей инфраструктуры, что в итоге препятствует органам местного самоуправления в полном объеме исполнять свои полномочия, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 года N -131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также уставами муниципальных образований, и нарушает законные права и интересы конкретных граждан, проживающих на данной территории.
В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании 07.10.2019 был объявлен перерыв до 14.10.2019 в порядке ст. 163 АПК РФ.
Представители заявителя до перерыва поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе, считают решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, земельный участок с кадастровым номером 52:34:0100003:1, общей площадью 184285 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Павловский район, д.Степаньково, в 4 км к северо-западу от д.Степаньково используется АО "Транснефть - Верхняя Волга" на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 14.12.2001 N 52-АА N 238738, вид права: постоянное бессрочное пользование.
Собственником указанного земельного участка является Российская Федерация в лице Росимущества.
Земельный участок передан Обществу для эксплуатации нефтеперекачивающей станции "Степаньково".
Право постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 52:34:0100003:1 оформлено 14.12.2001, о чем Открытому акционерному обществу "Верхневолжское магистральные нефтепроводы" выдано свидетельство о государственной регистрации права от 14.12.2001 N 52-М N 238738.
На основании решения акционера N 3 от 08.09.2014 г. о приведении положений Устава Открытого акционерного общества "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" в соответствие с Федеральным законом от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ, а также в связи с переименованием Открытое акционерное общество "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" было переименовано в Акционерное Общество "Транснефть - Верхняя Волга", что подтверждается Листом записи ЕГРЮЛ от 17.09.2014 г.
Согласно кадастровому паспорту о земельном участке от 16.11.2016 N 99/2016/9610718, земельный участок с кадастровым номером 52:34:0100003:1 поставлен на кадастровый учет 23.09.2004, его границы установлены и относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
С целью реализации ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и исключения бремени содержания части земельного участка, объекты на котором не принадлежат АО "Транснефть - Верхняя Волга", Общество обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области с предложением об утверждении схемы раздела земельного участка кадастровым номером 52:34:0100003:1 и образовании новых земельных участков - исх.N ВВМН-А52-04/27543 от 11.08.2015.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в ответе от 20.08.2015 N ВБ-07/11622 сообщило о принятии пакета документов и направлении их для принятия решения о переоформлении права постоянного бессрочного пользования, путем заключения договора аренды, в Росимущество (г. Москва).
Росимущество письмом N ПП-10/50928 от 03.12.2015 сообщило, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования входит в компетенцию Территориальных управлений Росимущества.
Впоследствии, между Обществом и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области осуществлялась переписка по вопросу выдачи согласования на раздел земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1.
АО "Транснефть - Верхняя Волга" 11.04.2017 письмом N ТВВ-А-52-04/19942 (входящий N 5018 от 13.04.2017) обратилось в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области с заявлением о выдаче согласия на раздел земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1, в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, и доверенностей на право представлять интересы Территориального управления Росимущества в Нижегородской области в филиале ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1.
К заявлению прилагались Проект межевания территории и копия Распоряжения N 8.1 от 06.03.2017 администрации муниципального образования рабочий поселок Тумботино Павловского муниципального района Нижегородской области "Об утверждении проекта межевания территории по адресу: Нижегородская область, Павловский район, д. Степаньково, в 4 км к северо-западу от деревни Степаньково".
Письмом от 24.08.2017 N АИ-07/9254 Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области сообщило АО "Транснефть -Верхняя Волга" о том, что согласно представленным Департаментом лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу документам, формируемые участки налагаются на земли лесного фонда, что не позволяет согласовать образование земельных участков в соответствии представленному проекту межевания территории.
06 апреля 2018 года исх. N ТВВ-А52-04/18600 АО "Транснефть - Верхняя Волга" обратилось в адрес Ответчика с заявлением о "Согласовании раздела земельного участка".
03 мая 2018 года исходящим письмом N АЮ-07/3585 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области отказало АО "Транснефть - Верхняя Волга" в выдаче согласования на раздел земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1. В качестве обоснования указанного отказа Росимущество сослалось на письмо Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 28.12.2017, указав на частичное наложение границ земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 на земли лесного фонда Павловского районного лесничества Степаньковского участкового лесничества в квартале N92 выдел 7, 16, 17, 18, 19, 23, 24, 25, 31, 38, 40.
Не согласившись с решением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, АО "Транснефть-Верхняя Волга" обратилось в суд. По мнению заявителя, отказ Территориального управления Росимущества в части раздела земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 не соответствует действующему законодательству, не позволяет Обществу во исполнение ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право долгосрочной аренды земельных участков под опасными производственными объектами НПС "Степаньково" АО "Транснефть-Верхняя Волга", исключая аренду земельных участков под муниципальными объектами и объектами других собственников, и необоснованные материальные затраты.
Признавая решение ТУ Росимущества в Нижегородской области законным, суд первой инстанции исходил из того, что на земельных участка с 1 по 10 расположены различные объекты недвижимости, в том числе линейные объекты, принадлежащие на праве собственности различным лицам, в том числе, Обществу, Администрации муниципального образования р.п.Тумботино Павловского муниципального района Нижегородской области, и др. Между тем, на 11 (как пронумерован на карте-схеме) планируемом земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, в том числе, линейные объекты, и этот участок частично имеет пересечение с землями лесного фонда Павловского районного лесничества Степаньковского участкового лесничества в квартале N 92. Размещение в дальнейшем на планируемом 11 земельном участке линейных объектов согласно материалам дела так же не планируется. Исходя из пункта 7 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ пересечение границ образуемого 11 земельного участка с границами земель лесного фонда является основанием для отказа в разделе земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1.
Апелляционная инстанция не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. К полномочиям Росимущества относится контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.8 указанного постановления).
На основании пункта 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 предусмотрено, что Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность.
Согласно позиции Территориального управления, основанием для отказа в предварительном согласовании раздела земельного участка послужила информация, представленная Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области в письме от 28.12.2017, указав на частичное наложение границ земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 на земли лесного фонда Павловского районного лесничества Степаньковского участкового лесничества в квартале N 92 выдел 7, 16, 17, 18, 19, 23, 24, 25, 31, 38, 40.
Статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Законы N 172-ФЗ, N 280-ФЗ) для случая возникновения прав правообладателя на земельный участок до 01.01.2016 установлен приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов об относимости земельного участка к определенной категории земель по отношении к аналогичным сведениям государственного лесного реестра, лесного плана субъекта Российской Федерации. В этом случае принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости или правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 3).
По смыслу частей 2, 3 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в редакции Закона N 280-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ), пересечение границ земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации объекта недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016 и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, с границами лесного участка не препятствует государственной регистрации прав на земельный участок.
Такое пересечение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости изменений описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в его межевом плане, представленном вместе с заявлением о государственной регистрации прав.
Законодатель допустил возможность применения вышеназванных положений Законов N 172-ФЗ, 218-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ при обжаловании принятых до вступления в силу последнего судебных актов, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества (часть 5 статьи 10 Закона N 280-ФЗ). Под термином "объект недвижимости" понимается, в том числе и земельный участок (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1795-О).
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ, со дня вступления в силу этого Закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Таким образом, законодателем установлен приоритет сведений о земельных участках, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости перед сведениями, содержащимися в иных документах.
Согласно кадастровому паспорту от 16.11.2016 N 99/2016/96107/18 земельный участок с кадастровым номером 52:34:0100003:1 имеет следующие уникальные характеристики: статус - ранее учтенный; дата постановки на учет - 23.09.2004; площадь - 184 285 кв. м; адрес: Нижегородская область, Павловский район, д.Степаньково, в 4 км к северо-западу от д.Степаньково; категория - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатика, земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - под промышленную зону и жилой поселок.
Местоположение границ земельного участка описано координатами характерных точек в системе координат.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 52:34:0100003:1 был сформирован и поставлен на кадастровый учет, его границы определены на местности в установленном законодательством порядке, пересечений с другими участками не имелось.
При этом, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с определением и согласованием границ со смежными землепользователями, в том числе и Павловским лесхозом (акт от 14.10.1999).
Сведений о наложении (пересечении) границ земельного участка с границами земель лесного фонда в ЕГРН не имеется.
Доказательства того, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 52:34:0100003:1, содержащиеся в ЕГРН, были оспорены, в материалах дела отсутствуют.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
На момент постановки спорного участка на кадастровый учет не было установлено пересечений этого участка с землями лесного фонда, а при отсутствии описания местоположения границ участка лесного фонда в соответствии с требованиями действующего законодательства вопрос о наложении на него границ иных земельных участков не может быть решен.
Доказательств вхождения спорных земельных участков в земли лесного фонда на момент их формирования и оформления на праве постоянного (бессрочного) пользования в материалы дела не представлено, как и не представлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), кадастровые паспорта, кадастровые выписки на земельные участки лесного фонда и не доказан факт осуществления государственного кадастрового учета лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В подтверждение доводов о принадлежности части земельного участка с кадастровым номером 52:34:0000000:9 к землям лесного фонда Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представлены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права от 13.02.2004 г., информацию о лесном участке N 720, и заключение Филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель рассматриваемого участка.
Согласно выписке из ЕГРН граница земельного участка с кадастровым номером 52:34:0000000:9 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
При этом, из имеющихся в материалах документов, в том числе планов, схем, не усматривается, что спорный земельный участок с кадастровым номером 52:34:0100003:1, а именно 11 (как пронумерован на карте-схеме) планируемый земельный участок, расположен на землях Павловского районного лесничества.
Исследовав обстоятельства предоставления земельного участка и его постановку на кадастровый учет, суд апелляционной инстанции полагает, что земельный участок с кадастровым номером 52:34:0100003:1 предоставлен, его границы установлены и кадастровый учет осуществлен в соответствии с требованиями законодательства. При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 не выявлено каких-либо данных о пересечении его границ с другими земельными участками, в том числе участками лесного фонда; правильность кадастрового учета не оспорена. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Участок лесного фонда, с которым, по мнению ответчика, имеется пересечение земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1, на кадастровый учет не поставлен, границы его не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судом принято во внимание, что земельный участок с номером 52:34:0000000:9 учтен в ЕГРН декларативно, то есть границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем, невозможно сделать вывод о наложении части указанного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 52:34:0100003:1.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанций приходит к выводу о том, что материалы лесоустройства не являются достаточными доказательствами принадлежности спорного земельного участка именно к землям лесного фонда.
Иных доказательств того, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда не представлено; пересечение границ участка лесного фонда и спорного земельного участка не установлено и из материалов дела не следует.
Кроме того, суд соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что по данному участку, по одиннадцатому (как пронумерован на карте-схеме) планируемому земельному участку, проходят инженерные сети водопровода к станции (свидетельство о регистрации права серия 52 01 N 155400 от14.08.29015 года, тепловые сети (свидетельство о регистрации права серия 52 01 N 155402 от 14.08.2015 года) и наружные сети электропередач (свидетельство о государственной регистрации права серия 52 АД N 299554 от 18.06.2012 года).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" водопровод - код 0К0Ф-124527351, линия электропередач кабельная - код ОКОФ-124527341, линия электропередач воздушная - код 0К0Ф-124527342, относятся к имуществу, относящемуся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.
В соответствии с ч.1 п.10 ГК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что на 11 (как пронумерован на карте-схеме) планируемом земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, в том числе, линейные объекты, не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Учитывая изложенное, отказ Территориального управления Росимущества в части раздела земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку не позволяет Обществу во исполнение ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право долгосрочной аренды земельных участков под опасными производственными объектами НПС "Степаньково" АО "Транснефть-Верхняя Волга", исключая аренду земельных участков под муниципальными объектами и объектами других собственников.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в случае признания ненормативного акта недействительным, решения незаконным, в резолютивной части решения суд указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа устранения нарушенного права заявитель указывает на обязание ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "Транснефть-Верхняя Волга" путем принятия решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 на 11 земельных участков и выдать доверенности на право представлять интересы Территориального управления Росимущества в Нижегородской области в филиале ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1.
Между тем, исходя из предмета и оснований заявленных требований, суд апелляционной инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ считает необходимым обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "Транснефть-Верхняя Волга" путем выдачи согласования на раздел земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 на основании обращения от 06 апреля 2018 года исх. N ТВВ-А52-04/18600 в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
АО "Транснефть-Верхняя Волга" за рассмотрение заявления в первой инстанции уплачено 3 000 руб. госпошлины по платежному поручению N 250127 от 18.06.2018.
За рассмотрение апелляционной жалобы уплачена госпошлина по платежному поручению от 14.08.2019 N 329090 в размере 3000 рублей, в связи с чем АО "Транснефть-Верхняя Волга" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по платежному поручению от 14.08.2019 N 329090 в размере 1500 руб., поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы для юридических лиц составляет не 3000 рублей, а 1500 рублей.
По итогам рассмотрения дела, подлежат возмещению расходы в виде государственной пошлины, понесенные АО "Транснефть-Верхняя Волга" в общей сумме 4500 руб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18 июля 2019 года по делу N А43-23520/2018 отменить.
Признать недействительным отказ территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, формализованный в письме от 03.05.2018 исх.N АЮ-07/3585, в согласовании границ вновь образуемых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "Транснефть-Верхняя Волга" путем выдачи согласования на раздел земельного участка с кадастровым номером 52:34:0100003:1 на основании обращения от 06 апреля 2018 года исх. N ТВВ-А52-04/18600 в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в пользу АО "Транснефть-Верхняя Волга" 4 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить акционерному обществу "Транснефть - Верхняя Волга" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей перечисленных по платежному поручению от 14.08.2019 N 329090.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-23520/2018
Истец: АО "Транснефть-Верхняя Волга", АО Транснефть Верхняя Волга
Ответчик: ТУ Росимущества в Нижегородской области, Федеральное агенство по упрапвлению гос. имуществом
Третье лицо: Администрация муниципального образования рп Тумботино Павловского муниципального района Нижегородской области, Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ФГБУ Рослесинфорг, ФГБУ Рослесинфорг в лице филиала Приволжский леспроект