Нижний Новгород |
|
27 января 2020 г. |
Дело N А29-369/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2020.
Полный текст постановления изготовлен 27.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.,
при участии представителя
от заявителя: Савельева В.В. (доверенность от 21.10.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Красный пахарь"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.06.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019
по делу N А29-369/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красный пахарь"
(ИНН: 1102046461, ОГРН: 1041100607019)
к администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
(ИНН: 1102024570, ОГРН: 1021100735810),
Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
(ИНН: 1102012053, ОГРН: 1021100730606)
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красный пахарь" (далее - заявитель, ООО "Красный пахарь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация) в предоставлении Обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 11:20:0601003:20, выраженного в письме от 08.10.2018 N 02-32-111; об обязании Администрации принять решение о предоставлении Обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 11:20:0601003:20, площадью 100 000 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Коми, город Ухта, юго-восточная часть кадастрового квартала, на территории отделения Югэр ООО Племхоз "Ухта-97" в районе урочища Чибью-Пойма, сроком на три года без проведения торгов на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу; об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Комитет) заключить с ООО "Красный пахарь" на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка с кадастровым номером 11:20:0601003:20, площадью 100 000 квадратных метров, расположенного по адресу:
Республика Коми, город Ухта, юго-восточная часть кадастрового квартала, на территории отделения Югэр ООО Племхоз "Ухта-97" в районе урочища Чибью-Пойма, сроком на три года без проведения торгов на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.06.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Кассатор полагает, что суд первой инстанции не применил, а суд апелляционной инстанции неправильно истолковал пункт 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Указанная норма является специальной по отношению к положениям пунктов 1 - 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, на которые сослались суды, и подлежит применению в рассматриваемом деле. Заявитель указывает на наличие всех необходимых условий для реализации права на заключение договора аренды земельного участка, так как участок предоставлен до 01.03.2015 и на нем расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером 11:20:0601003:238 (КТП). По мнению заявителя, суды не приняли во внимание, что указанный объект является частью системы электроснабжения сельскохозяйственных объектов и одним из сооружений запроектированной производственной базы сельскохозяйственного назначения наряду с тремя складами, электроснабжение которых будет обеспечиваться данной подстанцией. Отнесение объекта к категории вспомогательных либо основных не влияет на реализацию права на заключение договора аренды, равно как и дата регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация указала на правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций и просила оставить обжалованные судебные акты без изменения.
Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании постановления Администрации от 05.06.2013 N 857 "О предоставлении ООО "Красный пахарь" в аренду земельного участка на территории г. Ухты Республики Коми для выращивания семян многолетних трав" Комитет (арендодатель) и ООО "Красный пахарь" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 06.06.2013 N 13.05А.059 (далее - договор аренды), по условиям которого арендодатель передает, арендатор принимает за плату во временное пользование земельный участок, имеющий следующие характеристики: кадастровый номер 11:20:0601003:20, категория земель: "земли населенных пунктов", площадь: 100 000 квадратных метров, местоположение: Республика Коми, город Ухта, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала. На территории отделения Югэр ООО Племхоз "Ухта-97", в районе урочища Чибью-Пойма, разрешенное использование - "для выращивания семян многолетних трав", в границах, указанных на прилагаемом к договору кадастровом паспорте земельного участка (приложение 1) (пункт 1.1 договора аренды).
Согласно пункту 1.3 договора аренды срок действия договора аренды установлен на пять лет, с 05.06.2013 по 05.06.2018.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 26.06.2013 (регистрационная запись номер 11-11-20/043/2013-801).
В соответствии с дополнительным соглашением от 25.09.2015 на основании постановления Администрации от 09.07.2015 N 1550 в договор аренды внесены изменения, согласно которым изменено разрешенное использование участка "для выращивания семян многолетних трав" на "для размещения объектов сельскохозяйственного назначения".
В письме от 02.03.2018 ООО "Красный пахарь" обратилось к председателю Комитета с заявлением о заключении договора аренды участка на новый срок.
Письмом от 19.04.2018 председатель Комитета сообщил о необходимости обратиться в Администрацию с новым заявлением, оформленным в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и приложением документов, предусмотренных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1.
ООО "Красный пахарь" 19.04.2018 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 11:20:0601003:20, площадью 100 000 квадратных метров на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, сроком на 49 лет, в соответствии с подпунктом 11 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Общество 12.07.2018 обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 11:20:0601003:20 в аренду сроком на три года на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с письмом от 08.10.2018 N 02-32-111 руководитель Администрации принял решение об отказе ООО "Красный пахарь" в предоставлении спорного земельного участка в аренду на основании пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с недопущением предоставления земельного участка на заявленном виде прав.
Посчитав данный отказ незаконным, ООО "Красный пахарь" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов, в частности в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов.
В пункте 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Обществу земельный участок был предоставлен без проведения торгов, поэтому, по общему правилу, заявитель имел право на заключение нового договора при доказанности условий, перечисленных в пункте 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды обеих инстанций установили, что на земельном участке с кадастровым номером 11:20:0601003:20 располагается объект незавершенного строительства с кадастровым номером 11:20:0601003:238, площадью 59,5 квадратного метра, степень готовности объекта 20 процентов, право собственности ООО "Красный пахарь" на указанный объект зарегистрировано 19.06.2018.
Согласно имеющейся в материалах дела пояснительной записке к рабочей документации в отношении объекта - производственной базы сельскохозяйственного назначения в районе урочища Чибью пойма в городе Ухте на спорном земельном участке планировалось размещение киосковой трансформаторной подстанции (КТП) классом напряжения до 20 кВ.
Из пояснительной записки к рабочей документации в отношении объекта - производственной базы сельскохозяйственного назначения в районе урочища Чибью пойма в городе Ухте следует, что КТП является вспомогательным объектом, предназначенным для электроснабжения сельскохозяйственных объектов.
По представленному в материалы дела техническому паспорту на КТП названный объект незавершенного строительства будет использоваться для энергоснабжения отдельных объектов сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем изначально спорный земельный участок был предоставлен заявителю по договору аренды на основании постановления Администрации от 05.06.2013 N 857 для выращивания семян многолетних трав, а не под строительство.
Изменение дополнительным соглашением от 25.09.2015 разрешенного использования - для размещения объектов сельскохозяйственного назначения, также не подразумевает использование земельного участка в целях строительства.
Под возведение исключительно трансформаторной подстанции земельный участок заявителю не предоставлялся; по смыслу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект вспомогательного использования может считаться таковым только тогда, когда имеется в наличии объект, по отношению к которому он будет вспомогательным; основные объекты, для строительства которых предоставлен земельный участок, отсутствуют, разрешение на из строительство заявителю не выдавалось.
Согласно пункту 3.2.2 договора аренды арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Таким образом, расположенный на земельном участке объект незавершенного строительства - киосковая трансформаторная подстанция (КТП) классом напряжения до 20 кВ, возведен заявителем в нарушение условий договора и в отсутствие соответствующей разрешительной документации.
В силу статьи 222, пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация права собственности на фундамент для установки киосковой трансформаторной подстанции не исключает возможности квалификации спорного объекта в качестве самовольной постройки.
Установив, что объект незавершенного строительства самостоятельного хозяйственного назначения не имеет, его возведение на арендованном земельном участке по условиям договора не предполагалось, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для применения в рассмотренном споре пункта 21 статьи 3 Закона 137-ФЗ и права арендатора на продление договорных отношений путем заключения нового договора аренды.
Суд кассационной инстанции также считает необходимым отметить, что дополнительное соглашение к договору аренды заключено сторонами 25.09.2015, то есть после введения в действие новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации (с 01.03.2015), которой установлено, что заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. Следовательно, если установленное соглашением разрешенное использование (для размещения объектов сельскохозяйственного назначения) толковать как допускающее возможность строительства, то указанное соглашение заключалось в обход закона и не порождает у Администрации обязанность повторно совершить аналогичное действие.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для заключения с Обществом нового договора аренды спорного земельного участка без проведения торгов.
Отказ Администрации соответствует действующему законодательству, поэтому суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя с выводами судов, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.06.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019 по делу N А29-369/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красный пахарь" (ИНН: 1102046461, ОГРН: 1041100607019) - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Красный пахарь" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 06.11.2019 N 20.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что объект незавершенного строительства самостоятельного хозяйственного назначения не имеет, его возведение на арендованном земельном участке по условиям договора не предполагалось, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для применения в рассмотренном споре пункта 21 статьи 3 Закона 137-ФЗ и права арендатора на продление договорных отношений путем заключения нового договора аренды.
Суд кассационной инстанции также считает необходимым отметить, что дополнительное соглашение к договору аренды заключено сторонами 25.09.2015, то есть после введения в действие новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации (с 01.03.2015), которой установлено, что заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. Следовательно, если установленное соглашением разрешенное использование (для размещения объектов сельскохозяйственного назначения) толковать как допускающее возможность строительства, то указанное соглашение заключалось в обход закона и не порождает у Администрации обязанность повторно совершить аналогичное действие."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 января 2020 г. N Ф01-7512/19 по делу N А29-369/2019