Нижний Новгород |
|
27 января 2020 г. |
Дело N А43-7061/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
при участии представителей
от заявителя: Смирнова С.В. (доверенность от 10.01.2020),
от заинтересованного лица: Золотаревой И.А. (доверенность от 25.01.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2019
по делу N А43-7061/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Узола"
(ИНН: 5260389807, ОГРН: 1145260009498)
о признании незаконными отказов Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (ИНН: 5260294552, ОГРН: 1115260001449) в приеме деклараций от 18.12.2018 N 7, 8
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Узола" (далее - Общество, ООО "Узола") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент, уполномоченный орган) в приеме деклараций от 18.12.2018 N 7, формализованного в письме от 24.12.2018 N 402, и о признании незаконным отказа Департамента в приеме деклараций от 18.12.2018 N 8, формализованного в письме от 24.12.2018 N 403.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 24.06.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2019, удовлетворил заявленные требования и обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, связанные с решениями, формализованными в письмах N 402, 403 от 24.12.2018, путем совершения действий, обеспечивающих принятие лесных деклараций N 7, 8 от 18.12.2018. При этом суды исходили из того, что после утверждения в установленном порядке проекта освоения лесов, на основании которого подготовлены данные декларации, объемы изъятия лесных ресурсов, закрепленные в приложении 3 к договору аренды, применению не подлежат.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Кассатор настаивает на том, что возможный размер лесопользования по договору аренды установлен приложением 3 к договору и составляет 2940 кубических метров, поэтому поданные Обществом декларации от 18.12.2018 N 7 в объеме 2118 кубических метров и N 8 в объеме 188 кубических метров по хвойному хозяйству при рубке спелых и перестройных насаждений превышают допустимый объем, с учетом ранее поданных лесных деклараций, и не соответствуют положениям проекта освоения лесов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество сослалось на законность и обоснованность обжалованных судебных актов и просило оставить их без изменения.
Определением от 26.12.2019 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы откладывалось на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании определения от 21.01.2020 при рассмотрении кассационной жалобы произведена замена судьи Павлова В.Ю. на судью Каманову М.Н.
В силу части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы после изменения состава суда начато с самого начала.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, окружной суд пришел к выводу, что кассационную жалобу следует признать обоснованной.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Узола" является арендатором лесного участка по договору аренды N 391 от 21.12.2009 в Семеновском районном лесничестве Нижегородской области.
Руководствуясь проектом освоения лесов, утвержденным приказом департамента лесного хозяйства Нижегородской области N 2014 от 04.12.2018, ООО "Узола" 18.12.2018 направило в Семеновское районное лесничество лесную декларацию N 7 на заготовку 2118 кубических метров и декларацию N 8 на заготовку 188 кубических метров древесины по хвойному хозяйству при проведении сплошной рубки спелых и перестойных насаждений.
Ранее ООО "Узола" задекларировало 2782 кубических метра по хвойному хозяйству при проведении сплошной рубки спелых и перестойных насаждений.
Семеновское районное лесничество департамента лесного хозяйства Нижегородской области письмами от 24.12.2018 N 402 и N 403 отказало Обществу в приеме названных деклараций. Данные отказы мотивированы тем, что объем древесины от рубок спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству, указанный в лесных декларациях, превышает объем, установленный согласно приложения 3 договора аренды N 391 от 21.12.2009, в связи с чем не соответствуют проекту освоения лесов в части установленной расчетной лесосеки (нормы пользования) на рубку спелых и перестойных насаждений.
ООО "Узола", считая указанные отказы незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесные отношения регулируются лесным законодательством.
Одним из видов использования лесов является заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1). Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (часть 4). Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено данным кодексом (часть 8).
В статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, в том числе, лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду (часть 2).
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок).
Так, лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов (пункт 2 Порядка).
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов (пункт 3).
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме с обоснованием отказа (пункт 6).
Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Регламент).
Регламентом предусмотрены следующие основания для отказа в приеме лесных деклараций:
1) непредставление документов, указанных в Регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункту 2.11.1 Регламента).
Основанием для принятия решения об отказе в приеме лесных деклараций в рассматриваемом случае явилось то обстоятельство, что, по мнению уполномоченного органа, декларируемые объемы не соответствуют проекту освоения лесов, а именно сведения лесных деклараций N 7 и 8 по объему заготовки древесины, по хвойному хозяйству при рубке спелых и перестойных насаждений, превышают ежегодный объем заготовки по хвойному хозяйству при рубке спелых и перестойных насаждений, установленный приложением 3 к договору аренды.
С учетом приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций заключили, что Общество не превысило установленных проектом освоения лесов объемов. При этом суды исходили из того, что на основании пункта 32 договора аренды N 391 от 21.12.2009 после утверждения в установленном порядке проекта освоения лесов, объемы изъятия лесных ресурсов, закрепленные в приложении 3 к указанному договору, применению не подлежат.
Суд округа считает данный вывод ошибочным и основанным на неправильном толковании договора аренды и норм лесного законодательства в силу следующего.
Использование лесов осуществляется на основании проекта освоения лесов и договора аренды (часть 8 статьи 29, статьи 88 - 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69).
Таким образом, условия договора аренды не могут толковаться в отрыве от разработанного на его основании проекта освоения лесов.
Согласно представленному в материалы дела проекту освоения лесов (т. 1, л.д. 62) стороны согласовали, что ежегодные объемы заготовки древесины по данным таксации лесов 2018 года (таблица 6.1.4) будут применяться только после внесения соответствующих изменений в договор аренды лесного участка.
Следовательно, пункт 32 договора аренды устанавливает лишь необходимость внесения изменений в данный договор в части ежегодных объемов заготовки древесины. Иное противоречило бы положениям лесного законодательства, согласно которым лесопользование осуществляется на основании договора аренды и проекта освоения лесов.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
На момент принятия Департаментом решения об отказе в принятии лесных деклараций N 7 и 8 договор аренды в соответствие с проектом освоения лесов приведен не был.
В силу изложенного до внесения изменений в договор аренды согласно статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации возможный размер лесопользования установлен приложением 3 к договору аренды от 21.12.2009 N 391.
Вместе с тем общий заявленный ООО "Узола" объем заготовки по декларациям N 7 и 8 составил 2306 кубических метров. Учитывая, что ранее Общество уже задекларировало 2782 кубических метра по хвойному хозяйству при проведении сплошной рубки спелых и перестойных насаждений (декларации N 3 от 05.12.2018 - 2652 кубических метра и N 4 от 14.12.2018 - 130 кубических метров), общий объем по уже принятым лесным декларациям и поданным лесным декларациям составляет 5088 кубических метров, что превышает установленный приложением 3 к договору аренды объем (2940 кубических метров).
При таких обстоятельствах отказ Департамента в приеме деклараций N 7 и N 8 от 18.12.2018 на основании подпункта 4 пункта 2.11 Регламента является законным и обоснованным.
Таким образом, в отсутствие поименованной в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявления, поданного в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных Обществом требований должно быть отказано.
Поскольку суды установили обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора, и применили нормы, подлежащие применению в рассматриваемом деле, но неправильно их истолковали, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить обжалованные судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Узола" требований.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 2 части 1), 288 (части 1 и 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2019 по делу N А43-7061/2019 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований о признании незаконными отказов Департамента лестного хозяйства Нижегородской области в приеме лесных деклараций N 7 и N 8 от 18.12.2018, формализованных в письмах N 402 и N 403 от 24.12.2018, и об обязании Департамента лестного хозяйства Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Узола", связанные с решениями, формализованными в письмах N 402, 403 от 24.12.2018, путем совершения действий, обеспечивающих принятие лесных деклараций N 7, 8 от 18.12.2018, обществу с ограниченной ответственностью "Узола" отказать.
Поручить Арбитражному суду Нижегородской области произвести поворот исполнения решения от 24.06.2019 по делу N А43-7061/2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69).
...
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
На момент принятия Департаментом решения об отказе в принятии лесных деклараций N 7 и 8 договор аренды в соответствие с проектом освоения лесов приведен не был.
В силу изложенного до внесения изменений в договор аренды согласно статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации возможный размер лесопользования установлен приложением 3 к договору аренды от 21.12.2009 N 391."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 января 2020 г. N Ф01-7160/19 по делу N А43-7061/2019
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7160/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7160/19
10.09.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7179/19
24.06.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-7061/19