Нижний Новгород |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А79-3796/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных
приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Аванесяна В.Р.
на определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.06.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019
по делу N А79-3796/2019
по заявлению акционерного общества "Промтрактор-Вагон"
(ИНН: 2128701370, ОГРН: 1052128019019)
об уменьшении размера исполнительного сбора,
заинтересованные лица -
судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных
приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Аванесян В.Р.,
Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской
Республике - Чувашии (ИНН: 2129056035, ОГРН: 1042129024112),
Федеральная служба судебных приставов
(ИНН: 7709576929, ОГРН: 1047796859791),
общество с ограниченной ответственностью "СпецТрансСервис"
(ИНН: 7722644960, ОГРН: 1087746476795),
общество с ограниченной ответственностью "Канашское учебно-производственное
предприятие "РИТМ" (ИНН: 2123001008, ОГРН: 1022102228796),
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары"
(ИНН: 2126003807, ОГРН: 1022100971210),
и установил:
акционерное общество "Промтрактор-Вагон" (далее - АО "Промтрактор-Вагон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Чувашской Республики - Чувашии с заявлением об уменьшении размера исполнительного сбора по исполнительным производствам N 4644490/17/99001-ИП, 4520551/17/99001-ИП, 427279/18/99001-ИП.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии, Федеральная служба судебных приставов, общество с ограниченной ответственностью "СпецТрансСервис" (далее - ООО "СпецТрансСервис"), общество с ограниченной ответственностью "Канашское учебно-производственное предприятие "РИТМ" (далее - ООО "Канашское УПП "РИТМ" ) и общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары").
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.06.2019 размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Общества по исполнительному производству N 4644490/17/99001-ИП, уменьшен до 8 937 815 рублей 46 копеек, в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 определение суда оставлено без изменения.
Судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Аванесян В.Р. (далее - судебный пристав-исполнитель) не согласился с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявления и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, у судов отсутствовали основания для снижения размера исполнительского сбора, поскольку должником не представлены доказательства того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Заявитель указывает, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N 4644490/17/99001-ИП соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
АО "Промтрактор-Вагон" в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов заявителя; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Иные отзывы на кассационную жалобу не поступили в суд округа.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей.
Законность определения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда в обжалованной части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании выданных Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии исполнительных листов от 02.10.2017 серии ФС N 014456917, от 29.08.2017 серии ФС N 014455598, от 10.01.2018 серии ФС N 014460905, постановлениями судебного пристава-исполнителя от 14.11.2017, 28.11.2017, 13.02.2018 в отношении АО "Промтрактор-Вагон" возбуждены исполнительные производства N 4520551/17/99001-ИП о взыскании в пользу ООО "Канашское УПП "РИТМ" 112 900 рублей задолженности и расходов по уплате государственной пошлины, N 4644490/17/99001-ИП о взыскании в пользу ООО "СпецТрансСервис" 170 244 104 рублей задолженности, неустойки и расходов по уплате государственной пошлины и N 427279/18/99001-ИП о взыскании в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" 32 848 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В связи с неисполнением должником требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель 19.11.2019 вынес постановления о взыскании с АО "Промтрактор-Вагон" исполнительского сбора в размере 11 17 087 рублей 28 копеек по исполнительному производству N 4644490/17/99001-ИП, в размере 10 000 рублей по исполнительному производству N 4520551/17/99001-ИП и в размере 10 000 рублей по исполнительному производству N 427279/18/99001-ИП.
Общество, посчитав, что имеются основания для снижения размера исполнительского сбора, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 71, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера исполнительского сбора по исполнительному производству N 4644490/17/99001-ИП, в связи с чем удовлетворил заявление Общества в обжалованной части.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
На основании части 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
В силу части 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе отчет о финансовых результатах за 11 месяцев 2018 года, справку N 80690 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.03.2019, справку N 82721 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.05.2019, справку ВЭБ.РФ от 08.05.2019 N 10846/С00000 по состоянию на 01.05.2019, суды установили, что неисполнение исполнительного документа в установленный срок вызвано тяжелым финансово-экономическим положением должника.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание вину должника в неисполнении в установленный срок исполнительного документа, его имущественное положение, характер совершенного правонарушения, суды правомерно удовлетворили требование Общества и уменьшили размер исполнительского сбора по исполнительному производству N 4644490/17/99001-ИП до 8 937 815 рублей 46 копеек.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе судом округа не рассматривался, поскольку уплата государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на обжалуемые судебные акты подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А79-3796/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Аванесяна В.Р. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 января 2020 г. N Ф01-7500/19 по делу N А79-3796/2019