Нижний Новгород |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А43-25785/2018 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Усякой Н.Т. (доверенность от 09.01.2010 N 515-1296/2010)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Арзамасского района"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.07.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019
по делу N А43-25785/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Арзамасского района" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 18.05.2018 N 515-15-187/2018,
третье лицо - Никитин Виктор Вениаминович,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Арзамасского района" (далее - ООО "Тепловые сети Арзамасского района", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, уполномоченный орган) от 18.05.2018 N 515-15-187/2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Никитин В. В.
Решением суда первой инстанции от 10.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.10.2019, Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
ООО "Тепловые сети Арзамасского района" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь 39, 154, 155, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), заявитель считает, что с 01.01.2017 расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения, в связи с чем с данной даты при управлении МКД управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг данной управляющей организации, а не ресурсоснабжающей компании. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, с целью проверки обращения Никитина В.В., проживающего по адресу: Нижегородская область, р.п. Выездное, улица Куликова, дом 36, квартира 9, на основании приказа заместителя руководителя от 15.04.2018 N 515-15-187/2018 уполномоченное должностное лицо Инспекции провело внеплановую документарную проверку соблюдения ООО "Тепловые сети Арзамасского района" обязательных требований, установленных к определению размера платы за отопление.
По результатам проверочного мероприятия должностное лицо Инспекции пришло к выводу о неправомерности производимых Обществом расчетов размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику жилого помещения N 9 дома 36 по улице Куликова р.п. Выездное, перешедшего на индивидуальную систему отопления, поскольку собственник данного жилого помещения должен нести обязанность по оплате за потребление коммунальной услуги по отоплению только в целях содержания общего имущества в МКД.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 18.05.2018 N 515-15-187/2018.
По итогам проведения надзорных мероприятий Инспекция выдала Обществу предписание от 18.05.2018 N 515-15-187/2018 об устранении в срок до 10.07.2018 выявленных нарушений, и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению Никитину В.В., проживающему по названному адресу, в соответствии с требованиями действующего законодательства с 01.08.2017 до полного устранения нарушений.
Не согласившись с выданным Инспекцией предписанием, ООО "Тепловые сети Арзамасского района" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 20, 157 ЖК РФ, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), Правилами N 354, суд первой инстанции исходил из того, что Инспекция доказала законность и обоснованность предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами N 354.
Под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
Потребителю может быть предоставлена, в том числе, коммунальная услуга отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (пункт 4 Правил N 354).
В пункте 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет по указанным формулам предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
Из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2017 N 301-КГ17-6395, следует, что плата взимается только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.
Федеральным законом N 190-ФЗ предусмотрена возможность перехода на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов (пункт 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ).
Наличие автономного отопления в отдельных квартирах не освобождает собственников указанных квартир от расходов на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды. Отказ собственника от индивидуального (внутриквартирного) потребления коммунальной услуги по отоплению не прекращает потребление таким собственником услуги теплоснабжения на общедомовые нужды и, как следствие, не освобождает последнего от оплаты такой услуги.
Правила N 354 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) устанавливали единый порядок расчета платы за отопление вне зависимости от условий отопления и предусматривали обязанность граждан по оплате коммунальной услуги отопления вне зависимости от наличия или отсутствия в жилых и нежилых помещениях обогревающих элементов, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, поскольку расчет размера платы предусмотрен формулами 2, 2 (1), 3, 3 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 и учитывал только общую площадь жилого (нежилого) помещения.
Вместе с тем суды верно указали, что предъявление размера платы за отопление вне зависимости от условий отопления жилого помещения нарушало права и законные интересы собственника, использующего индивидуальное отопление и не потребляющего тепловую энергию в своем жилом помещении.
Названное согласуется с правовой позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.12.2018 N 46-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева", в соответствии с которым абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Из материалов дела следует, что Общество является ресурсоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии в многоквартирный дом N 36 по улице Куликова р.п. Выездное Арзамасского района Нижегородской области, производит начисление и взимание платы за отопление с жителей указанного многоквартирного дома, в том числе с Никитина В.В., проживающего в жилом помещении N 9.
В ходе проведенной проверки установлено, что жилое помещение N 9 в названном многоквартирном доме с 01.08.2017 переведено на индивидуальную систему отопления, что подтверждено материалами дела (постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 22.08.2017 N 1460, актом приемки внутридомового газопровода в эксплуатацию от 27.06.2017, актом проверки от 18.05.2018) и Обществом по существу не оспаривается.
Однако расчет размера платы за отопление для жилого помещения N 9 производился Обществом в соответствии с абзацем 3 пункта 42 (1) Правил N 354, а именно: исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован спорный МКД, то есть с учетом объема коммунальной услуги по отоплению жилого помещения, которую собственник жилого помещения N 9, перешедшего на индивидуальное отопление, фактически не получал, что является неправомерным.
Суды обоснованно посчитали, что в рассматриваемом случае собственник спорного жилого помещения должен нести обязанность только по оплате за потребление коммунальной услуги по отоплению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, поскольку Общество допустило нарушение норм жилищного законодательства, у надзорного органа имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
Довод Общества о неисполнимости оспариваемого предписания в связи с отсутствием законодательно урегулированного порядка расчета платы за отопление в отношении жителей, имеющих индивидуальные источники отопления, правомерно отклонен судами на основании следующего.
Правила N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) не устанавливали порядок расчета размера платы услуги теплоснабжения на ОДН при условии перехода потребителя на индивидуальное отопление.
Вместе с тем данное обстоятельство не может свидетельствовать о незаконности требования органа жилищного надзора, направленного на соблюдение прав и законных интересов как собственников жилых помещений, перешедших на индивидуальное отопление, фактически получающих коммунальную услугу по отоплению только на общедомовые нужды, так и остальных собственников помещений МКД, которые в силу норм действующего законодательства обязаны оплачивать только полученную коммунальную услугу, в том числе на ОДН пропорционально площади своего помещения.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять и взимать с собственников помещений МКД плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании общего имущества МКД, отклоняется, так как не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствовало действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы ООО "Тепловые сети Арзамасского района" в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 24.10.2019 N 1302 государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.07.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 по делу N А43-25785/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Арзамасского района" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей отнести на общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Арзамасского района".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Арзамасского района" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, уплаченных по платежному поручению от 24.10.2019 N 1302.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе проведенной проверки установлено, что жилое помещение N 9 в названном многоквартирном доме с 01.08.2017 переведено на индивидуальную систему отопления, что подтверждено материалами дела (постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 22.08.2017 N 1460, актом приемки внутридомового газопровода в эксплуатацию от 27.06.2017, актом проверки от 18.05.2018) и Обществом по существу не оспаривается.
Однако расчет размера платы за отопление для жилого помещения N 9 производился Обществом в соответствии с абзацем 3 пункта 42 (1) Правил N 354, а именно: исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован спорный МКД, то есть с учетом объема коммунальной услуги по отоплению жилого помещения, которую собственник жилого помещения N 9, перешедшего на индивидуальное отопление, фактически не получал, что является неправомерным.
...
Правила N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) не устанавливали порядок расчета размера платы услуги теплоснабжения на ОДН при условии перехода потребителя на индивидуальное отопление."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 января 2020 г. N Ф01-7400/19 по делу N А43-25785/2018
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7400/19
02.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7789/19
10.07.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-25785/18
16.07.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-25785/18
10.07.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-25785/18