Нижний Новгород |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А43-911/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
от заявителя: Гурылевой М.Л., председателя (распоряжение от 03.03.2015 N 36-л),
Некрасовой С.В. (доверенность 18.01.2019),
от заинтересованного лица: Грязновой Д.Д. (доверенность от 30.05.2019 N НБ-10/2666),
от общества с ограниченной ответственностью "Паритет-НН":
Петросян Д.С. (доверенность от 20.08.2018),
от общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский
производственно-энергетический комплекс": Архиповой А.С.
(доверенность от 14.02.2019 N 5),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Комитета имущественных отношений администрации Ковернинского
муниципального района Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.04.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019
по делу N А43-911/2019
по заявлению Комитета имущественных отношений администрации Ковернинского
муниципального района Нижегородской области
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы
по Нижегородской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Паритет-НН", общество с ограниченной
ответственностью "Нижегородский производственно-энергетический комплекс",
и установил:
Комитет имущественных отношений администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 03.12.2018 по делу N 2488-ФАС52-10/18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Паритет-НН" (далее - Общество) и общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский производственно-энергетический комплекс" (далее - ООО "НПЭК").
Решением суда от 22.04.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 решение суда оставлено без изменения.
Комитет не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали статью 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), статью 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ). Общество не относится к числу субъектов, обладающих правом на подачу жалобы в антимонопольный орган, поэтому Управление должно было отказать в возбуждении дела и возвратить жалобу без рассмотрения. Выводы Управления, поддержанные судами, о несоблюдении Комитетом условий продажи объектов электросетевого хозяйства, о том, что при продаже таких объектов фактически был проведен аукцион, а не конкурс, противоречат указанным нормам законодательства, не соответствуют обстоятельствам дела. Основания для принятия Управлением оспариваемого решения отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Управление и Общество в отзывах и представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
ООО "НПЭК" в отзыве и представитель в судебном заседании поддержали позицию заявителя.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) рассмотрение кассационной жалобы откладывалось (определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.12.2019).
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, в Управление обратилось Общество с жалобой на неправомерные действия Комитета при организации и проведении конкурса по продаже муниципального имущества - объектов электросетевого хозяйства в порядке приватизации.
С целью проверки поступившей информации Управление возбудило дело N 2488-ФАС52-10/18 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела Управление установило следующее.
Земское собрание Ковернинского муниципального района Нижегородской области (далее - Земское собрание) 09.10.2018 приняло решение о приватизации муниципального имущества - объектов электросетевого хозяйства.
Комитет 16.10.2018 разместил на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет конкурсную документацию по продаже муниципального имущества - объектов электросетевого хозяйства на конкурсе, открытом по составу участников и подачей предложений о цене муниципального имущества в запечатанных конвертах. Конкурс проводился в порядке, установленном Законом N 178-ФЗ.
Условием приватизации спорного имущества являлось установление в отношении него обременения инвестиционными и эксплуатационными обязательствами и возможность продажи имущества таким способом как проведение конкурса.
В пункте 2.5 (подпункты 2.5.1, 2.5.2) решения Земского собрания отражены обременения, обязательные для выполнения покупателем. Однако данным решением не определен перечень инвестиционных обязательств, а также не указан предельный срок их исполнения.
Согласно извещению N 161018/0102069/01 право приобретения муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложит в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. Обязанность представить какие-либо предложения для выполнения условий конкурса и документы, подтверждающие возможность исполнения условий конкурса, для участников конкурса не предусмотрены. От участников требовалась лишь подача заявки и копий учредительных документов.
Согласно протоколу от 20.11.2018 победителем конкурса признано ООО "НПЭК", как участник, сделавший наилучшее предложение. При этом предложения участников конкурса по исполнению обязательств по всем лотам одинаковы.
Комитет и ООО "НПЭК" 26.11.2018 заключили договоры купли-продажи муниципального имущества.
По результатам рассмотрения дела Управление пришло к выводу, что организатор торгов нарушил требования Закона N 178-ФЗ (не установил обременения инвестиционными обязательствами, фактически осуществил продажу объектов на аукционе, а не путем проведения конкурса).
По результатам рассмотрения материалов дела комиссия Управления приняла решение от 03.12.2018 по делу N 2488-ФАС52-10/18, которым признала жалобу Общества обоснованной.
Комитет оспорил решение Управления в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, законов N 135-ФЗ, 178-ФЗ, 159-ФЗ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что антимонопольный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
В силу части 2 статьи 18.1 указанного закона действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, которые нарушают установленный нормативными правовыми актами порядок размещения информации о проведении торгов, подачи заявок на участие в торгах, могут быть обжалованы в антимонопольный орган. Указанные действия (бездействие) могут быть обжалованы лицами, права и законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Закон N 159-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательств, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
Статья 3 указанного закона устанавливает преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности по цене, равной его рыночной стоимости, при наличии определенных в законе условий и соблюдении порядка его выкупа.
В силу статьи 4 Закона N 159-ФЗ уполномоченный орган в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предусматривает в решениях об условиях приватизации муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Закона.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
На основании пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В статье 13 Закона N 178-ФЗ установлено, что одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа такого имущества на аукционе и конкурсе.
На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество (часть 1 статьи 18 Закона N 178-ФЗ).
В случае, если покупатели приватизируемого имущества должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества, то торги могут быть проведены только в форме конкурса.
Пунктом 1 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ предусмотрено, что объекты электросетевого хозяйства могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены данным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
Условием эксплуатационных обязательств является обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг (пункт 3 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ условия инвестиционных обязательств определяются в отношении объектов электросетевого хозяйства утвержденной в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" инвестиционной программой субъекта электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ содержание инвестиционного обязательства должно соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию инвестиционных программ и утвержденным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики. Содержание инвестиционного обязательства должно также включать в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства, превышение которых является существенным нарушением инвестиционного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в пункте 1 данной статьи имущества.
Решение об условиях приватизации имущества принимается после утверждения перечисленных в пункте 4 данной статьи инвестиционных программ в отношении унитарного предприятия, которому принадлежит такое имущество на соответствующем вещном праве, или в отношении организации, которой принадлежат права владения и (или) пользования таким имуществом (пункт 7 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ).
Условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с данной статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, если приватизация указанных объектов осуществляется посредством их продажи (часть 8 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ).
В силу пункта 10 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ исполнение условий инвестиционных обязательств осуществляется в соответствии с инвестиционными программами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в сфере электроэнергетики.
Инвестиционные обязательства и (или) эксплуатационные обязательства в отношении указанного в пункте 1 данной статьи имущества сохраняются в случае перехода права собственности на него к другому лицу (пункт 13 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона N 178-ФЗ при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными данным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.
Из приведенных норм следует, что обязательным условием приватизации такого имущества является установление в отношении него эксплуатационных и инвестиционных обязательств и соблюдение победителем торгов таких обязательств, то есть выполнение определенных условий в отношении этого имущества. Следовательно, способом приватизации таких объектов может быть конкурс, а не аукцион.
Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что выставленное на торги муниципальное имущество относится к объектам, в отношении которых в силу закона устанавливаются обременения.
В нарушение статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ в конкурсной документации не были определены существенные условия приватизации имущества, а именно не включены инвестиционные обязательства и не установлены предельные сроки их исполнения. Организатор торгов, определив форму проведения торгов как конкурс, фактически провел аукцион, поскольку не предъявлял к потенциальным участникам никаких дополнительных требований по исполнению условий конкурса, кроме как предложение наибольшей цены.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о несоблюдении Комитетом процедуры проведения спорных торгов.
Довод заявителя жалобы о том, что конкурсная документация содержит дополнительный параметр оценки, которому должен соответствовать приобретатель имущества, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен, поскольку оценка исполнения данного требования возможно только при эксплуатации имущества, и это приводит к невозможности определения участника, предложившего лучшие условия при проведении конкурса.
Ссылка Комитета на то, что Закон N 178-ФЗ не содержит запрета продажи муниципального имущества в случае отсутствия инвестиционной программы, также правомерно отклонена судами, как противоречащая пунктам 7, 8, 10 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ, из которых следует, что условия эксплуатационных и инвестиционных обязательств не могут быть установлены при отсутствии инвестиционной программы.
Возражения заявителя относительно того, что ООО "Паритет-НН" не имело права на обращение в Управление с жалобой, поскольку не подавало заявку на участие в торгах, а у антимонопольного органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, также правомерно отклонены судами.
Суды установили, что имущество, являющееся предметом торгов, находится в аренде у ООО "Паритет-НН", которое полагало, что в результате нарушения Комитетом порядка и организации проведения торгов было нарушено его преимущественное право, предусмотренное Законом N 159-ФЗ, созданы препятствия на приобретение арендуемого имущества. Решение о приватизации не содержит вывода о наличии или отсутствии преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность.
Суды пришли к выводу, что ООО "Паритет-НН" является лицом, чьи права и законные интересы могли быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, поэтому Управление правомерно приняло к рассмотрению жалобу данного лица и вынесло оспариваемое решение.
На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка заявителя на иные судебные акты отклоняется, поскольку они приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом. Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.04.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А43-911/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ в конкурсной документации не были определены существенные условия приватизации имущества, а именно не включены инвестиционные обязательства и не установлены предельные сроки их исполнения. Организатор торгов, определив форму проведения торгов как конкурс, фактически провел аукцион, поскольку не предъявлял к потенциальным участникам никаких дополнительных требований по исполнению условий конкурса, кроме как предложение наибольшей цены.
...
Ссылка Комитета на то, что Закон N 178-ФЗ не содержит запрета продажи муниципального имущества в случае отсутствия инвестиционной программы, также правомерно отклонена судами, как противоречащая пунктам 7, 8, 10 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ, из которых следует, что условия эксплуатационных и инвестиционных обязательств не могут быть установлены при отсутствии инвестиционной программы.
...
Суды установили, что имущество, являющееся предметом торгов, находится в аренде у ООО "Паритет-НН", которое полагало, что в результате нарушения Комитетом порядка и организации проведения торгов было нарушено его преимущественное право, предусмотренное Законом N 159-ФЗ, созданы препятствия на приобретение арендуемого имущества. Решение о приватизации не содержит вывода о наличии или отсутствии преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 января 2020 г. N Ф01-7156/19 по делу N А43-911/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7156/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7156/19
16.09.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5184/19
22.04.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-911/19