Нижний Новгород |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А43-9852/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Ищенко В.В. (доверенность от 09.01.2020
N Исх-515-1269/2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.07.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019
по делу N А43-9852/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово"
(ИНН: 5250063394, ОГРН: 1155250001818)
о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной
инспекции Нижегородской области
о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 26.02.2019 N 515-05-42Б/2019 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда от 08.07.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что судебные акты приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела. Суды не приняли во внимание, что Общество осуществило вывоз отходов с учетом допустимых отклонений от графика, предусмотренных приложением N 17 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Инспекция при рассмотрении дела должна была применить нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а не Кодекса. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция 19.02.2019 в ходе инспекционного обследования выявила, что Общество допустило несоблюдение графика вывоза мусора по адресу: город Кстово, бульвар Нефтепереработчиков, дом 11.
Согласно представленному Обществом письму от 15.02.2019 N 129 графику вывоз твердых коммунальных отходов по указанному адресу осуществляется ежедневно с 9-00 до 12-00 часов.
При обследовании в 12 часов 31 минуту 19.02.2019 установлено, что контейнеры переполнены, ТКО не вывезены, площадка не очищена от разлетевшегося из контейнера мусора; по состоянию на 15 часов 15 минут ТКО не вывезены. Вывоз произведен в промежуток с 15 часов 15 минут до 17 часов 07 минут, что является нарушением частей 7 и 14 статьи 9 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 144-З). Результаты обследования зафиксированы в акте от 19.02.2019 N 515-05-42/2019 с приложением фотоматериалов.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 3.2 Кодекса, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 21.02.2019 N 515-05-42Б/2019 и приняла постановление от 26.02.2019 N 515-05-42Б/2019 о назначении нарушителю наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество оспорило постановление в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями Кодекса, Закона N 144-З, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 3.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невывоз и (или) непринятие мер по вывозу мусора, грунта или снега, а равно нарушение сроков и (или) графика их вывоза.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Закон N 144-З регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.
В части 7 статьи 9 Закона N 144-З предусмотрено, что переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается. Переполнением считается заполнение контейнера, бункера-накопителя мусором, превышающим верхнюю границу корпуса контейнера, бункера-накопителя.
В части 9 статьи 9 Закона N 144-З установлено, что на контейнерной площадке должен быть размещен график вывоза мусора с указанием наименования и контактных телефонов вывозящей мусор организации.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами N 1156.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) данных правил.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области города Кстово и Кстовского района, который осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, твердых коммунальных отходов с места их накопления на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 5) от 22.03.2018, подписанного Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Обществом.
Согласно указанному соглашению и типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.07.2018 N 001/ТР/2018 Общество является лицом, ответственным за вывоз мусора с контейнерной площадки по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, бульвар Нефтепереработчиков, дом 11 (контейнерная площадка для домов 11, 11а, бульвар Нефтепереработчиков, город Кстово).
Факт нарушения Обществом графика вывоза мусора судами установлен и подтвержден материалами дела.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
Установив, что Общество, являющееся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, не выполнило обязанность по вывозу мусора, что является нарушением Закона N 144-З, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 3.2 Кодекса.
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами Инспекция Обществу не вменяла.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.07.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 по делу N А43-9852/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
...
Установив, что Общество, являющееся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, не выполнило обязанность по вывозу мусора, что является нарушением Закона N 144-З, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 3.2 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 января 2020 г. N Ф01-7792/19 по делу N А43-9852/2019