Нижний Новгород |
|
04 февраля 2020 г. |
Дело N А82-6830/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.06.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019
по делу N А82-6830/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции"
(ИНН: 7604084630, ОГРН: 1067604005622)
о признании незаконными и отмене постановления
Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (ИНН: 7604002275, ОГРН: 1027600681261)
по делу об административном правонарушении
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции" (далее - ООО "Крепкие традиции", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - Департамент, административный орган) от 05.04.2019 N 13/19 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.06.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.09.2019 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), заявитель жалобы указывает, что на момент получения Обществом лицензии обязанность по вскрытию тары при продаже алкогольной продукции в объекте общественного питания законодательством не была предусмотрена; данное требование не может иметь обратной силы в соответствии с положениями статьи 54 Конституции Российской Федерации. Общество полагает, что суды необоснованно не приняли во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность, в виде снижения размера штрафа. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве возразил против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ООО "Крепкие традиции" имеет лицензию от 04.03.2016 N 76РПА0001450 на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе по адресу: город Ярославль, Ленинградский проспект, дом 66, корпус 4.
На основании обращения гражданина от 18.01.2019 Департамент установил, что 06.01.2019 в объекте общественного питания по названному адресу Обществом осуществлена розничная продажа алкогольной продукции (вина газированного белого FARINELLI MOSKATO, емкостью 0,75 литра, производство ОАО "МКШВ", город Москва, улица Рябиновая, дом 44, дата розлива 15.06.2016, стоимостью 164 рубля) без вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки). Данное деяние Общества квалифицировано административным органом как нарушение требований абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
По факту выявленного нарушения уполномоченным лицом Департамента в отношении ООО "Крепкие традиции" составлен протокол об административном правонарушении от 19.03.2019 N 13/19.
Постановлением Департамента от 05.04.2019 N 13/19 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 2.1, частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, положениями Федерального закона N 171-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события и состава вмененного Обществу административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 3 статьи 14.16 КоАП РФ за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Лицензии на указанный вид деятельности выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ).
Статья 16 Федерального закона N 171-ФЗ устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В соответствии с абзацами 1, 2 пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте. Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Из материалов дела видно, что Общество имеет лицензию от 04.03.2016 N 76РПА0001450 на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. В числе мест осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес: город Ярославль, Ленинградский проспект, дом 66, корпус 4.
Соответственно, на Общество в полной мере распространяются установленные законодательством требования.
В силу абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Суды установили, что при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания Общество реализовало потребителям алкогольную продукцию (вино газированное белое FARINELLI MOSKATO, емкостью 0,75 литра, производство ОАО "МКШВ", город Москва, улица Рябиновая, дом 44, дата розлива 15.06.2016, стоимостью 164 рубля) без вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Общество требований абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Довод Общества об отсутствии у него обязанности по соблюдению правил реализации алкогольной продукции в части обязательного вскрытия тары, поскольку лицензия получена до внесения соответствующих изменений в закон, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку на дату совершения правонарушения указанная норма действовала.
Ссылка Общества на то, что назначенное ему наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей несоразмерно совершенному административному правонарушению и приведет к негативным последствиям для Общества, отклоняется судом округа в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Фактически, в рассматриваемом случае ООО "Крепкие традиции" своими противоправными действиями нарушило императивные требования законодательства, регулирующие порядок осуществления лицензируемой деятельности, который установлен в целях защиты, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации.
Департамент при определении меры наказания принял во внимание наличие отягчающих обстоятельств, а именно неоднократное привлечение Общества к административной ответственности за нарушение требований к реализации алкогольной продукции.
С учетом изложенного суды правильно не усмотрели оснований для снижения размера штрафа.
Доводы, приведенные в жалобе, не опровергают выводы судов. По существу, Общество выражает несогласие с той оценкой, которую дали суды имеющимся в деле доказательствам, и просит иначе оценить их, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба ООО "Крепкие традиции" не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.06.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 по делу N А82-6830/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 февраля 2020 г. N Ф01-8069/19 по делу N А82-6830/2019