Нижний Новгород |
|
05 февраля 2020 г. |
Дело N А79-5096/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Тетиной А.А. (доверенность от 26.02.2019),
от заинтересованного лица: Филипповой Т.Ф. (доверенность от 31.12.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.07.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019
по делу N А79-5096/2019
по заявлению акционерного общества "Тандер"
(ИНН: 2310031475, ОГРН: 1022301598549)
о признании недействительным предписания Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары от 29.01.2019 N 18
и установил:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (далее - Управление) от 29.01.2019 N 18 о демонтаже информационных конструкций.
Решением суда от 15.07.2019 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.09.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, Управление неправомерно вынесло оспариваемое предписание без проведения проверки. Общество полагает, что суды сделали необоснованный вывод о том, что конструкция "Магнит у дома" не является вывеской.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразил относительно доводов заявителя.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, сотрудники МБУ "Городская реклама" и Управления совместно 23.01.2019 произвели осмотр информационных конструкций с выездом на место по адресу: город Чебоксары, проспект Тракторостроителей, дом 36, корпус 1.
В ходе осмотра установлено, что Общество по указанному адресу разместило информационные конструкции на фасаде здания с использованием баннерного полотна, металлокаркаса, на перилах, которые содержат объемные буквы следующего содержания: "Косметика Бытовая химия Товары для дома", "Магнит косметик", "Магнит у дома".
По результатам произведенного осмотра Управление выдало Обществу предписание от 29.01.2019 N 18, согласно которому последнему необходимо демонтировать установленные с нарушениями информационные конструкции.
Общество не согласилось с названным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2017 N 1006 (далее - Правила N 1006), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36).
Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений и сооружений, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
Пункт 1 статьи 9 Закона N 2300-1 возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), обязанность размещать по месту их нахождения и осуществления деятельности вывески с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы.
Правила N 1006 регулируют общественные отношения в сфере размещения наружной информации, в том числе рекламы, в целях обеспечения, в том числе, эстетического состояния территории муниципального образования, и устанавливают требования к внешнему виду фасадов, что в силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ относится к благоустройству.
Согласно пункту 1.4 Правил N 1006 к элементам благоустройства в настоящих Правилах относятся, в том числе средства размещения информации и рекламные конструкции.
Под информационной конструкцией подразумевается элемент объекта внешнего благоустройства, представляющий из себя как отдельно стоящую, так и размещаемую на опорах, фасадах, крышах, на (в) витринах или на иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений конструкцию, не содержащую сведений рекламного характера, и выполняющую функцию информирования граждан (пункт 1.6 Правил N 1006).
При этом фасады зданий, строений, сооружений должны соответствовать требованиям регламента, регулирующего размещение на территории города Чебоксары рекламных и информационных конструкций, формирующих единый стандарт художественно-композиционных требований к информационно-рекламному оформлению зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства на территории города Чебоксары, и требованиям регламента для частных домовладений (пункт 3.2.11 Правил N 1006).
Как указано в Уставе, МБУ "Городская реклама" создано Администрацией в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления города Чебоксары, в том числе, проведение инвентаризации средств наружной рекламы и информации; осуществление визуального осмотра за своевременной установкой и эксплуатацией средств наружной рекламы и информации в соответствии с выданной разрешительной документацией и принятых обязательств со стороны рекламораспространителей.
На основании пунктов 10.2, 10.4 Правил N 1006 при выявлении нарушения настоящих Правил выдачу предписаний, в части, касающейся: средств наружной рекламы и информации; строящихся и реконструируемых объектов; требований к внешнему виду их фасадов и ограждений, земельных участков, на которых они расположены, осуществляет Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
В пункте 3.3.9.21 Правил N 1006 определено, что установка информационных конструкций на территории города Чебоксары осуществляется после согласования дизайн-проекта размещения информационных конструкций с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары в соответствии с Административным регламентом на предоставление муниципальной услуги "Согласование дизайн-проекта размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары", утвержденным администрацией города Чебоксары.
Согласно подпункту 2 пункта 3.3.9.25 Правил благоустройства, на типовых улицах запрещается размещение баннеров, информационных флагов, штендеров (за исключением меню предприятий общественного питания), конструкций на 9 ограждениях, крупногабаритных панель-кронштейнов.
В силу пункта 3.3.9.26 Правил N 1006 "зеленая зона размещения информационных конструкций" (далее - зеленая зона) - это область фасада здания, строения, сооружения, на которой разрешена установка информационных конструкций.
При определении зеленой зоны запрещается, в том числе, размещение информационных конструкций без учета расположения центральных осей архитектурных элементов фасада (подпункт 2); размещение поверх архитектурных элементов фасада (межэтажных и цокольных карнизов, колонн, капителей, пилястр, барельефов, обрамления оконных и дверных проемов, узоров, подоконников, кронштейнов, рустов) (подпункт 4).
Подпунктом 7 пункта 3.3.9.27 Правил N 1006 установлено, что на фасадах зданий, сооружений запрещается полное перекрытие (закрытие) оконных и дверных проемов, а также витражей и витрин.
В силу пункта 3.3.9.70 Правил N 1006 информационные конструкции, не соответствующие требованиям настоящих Правил, подлежат демонтажу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, по адресу: город Чебоксары, проспект Тракторостроителей, дом 36, корпус 1, размещены информационные конструкции на фасаде здания с использованием баннерного полотна, металлокаркаса, на перилах, которые содержат объемные буквы следующего содержания: "Косметика Бытовая химия Товары для дома", "Магнит косметик", "Магнит у дома".
Суды установили, что названные конструкции не соответствовали требованиям, установленным Правилами N 1006, а именно: размещены без соответствующего согласования с Управлением дизайн-проекта; рекламные конструкции установлены на фасаде здания с использованием баннерного полотна, на перилах.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Управление правомерно выдало предписание о демонтаже конструкций, установленных с нарушением Правил N 1006.
Вместе с тем суды верно указали, что все информационные конструкции должны отвечать установленным Правилами N 1006 требованиям к внешнему виду фасадов.
При этом суды учли, что в силу части 1 статьи 9 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно пункту 1.6 Правил N 1006 под информационной конструкцией подразумевается элемент объекта внешнего благоустройства, представляющий из себя как отдельно стоящую, так и размещаемую на опорах, фасадах, крышах, на (в) витринах или на иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений конструкцию, не содержащую сведений рекламного характера и выполняющую функцию информирования граждан.
Из представленных фотоматериалов следует, что в рассматриваемом случае к вывеске можно отнести только табличку, расположенную слева от входа в магазин.
Довод Общества о нарушении Управлением положений Федерального закона N 294-ФЗ правомерно отклонен судами, поскольку процедура выдачи предписания не относится к проверочным мероприятиям предпринимательской деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и не является муниципальным (надзором) контролем.
Рассматриваемые правоотношения направлены на обеспечение законности размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары вне зависимости от того, кто является их владельцем - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо физическое лицо.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствовало действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказали АО "Тандер" в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.07.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 по делу N А79-5096/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что названные конструкции не соответствовали требованиям, установленным Правилами N 1006, а именно: размещены без соответствующего согласования с Управлением дизайн-проекта; рекламные конструкции установлены на фасаде здания с использованием баннерного полотна, на перилах.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Управление правомерно выдало предписание о демонтаже конструкций, установленных с нарушением Правил N 1006.
Вместе с тем суды верно указали, что все информационные конструкции должны отвечать установленным Правилами N 1006 требованиям к внешнему виду фасадов.
При этом суды учли, что в силу части 1 статьи 9 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 февраля 2020 г. N Ф01-8062/19 по делу N А79-5096/2019