г. Владимир |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А79-5096/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики -Чувашии от 15 июля 2019 года по делу N А79-5096/2019, принятое судьей Щетинкиным А.В. по заявлению акционерного общества "Тандер" к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (ИНН 2126002962) о признании недействительным предписания от 29.01.2019 N 18,
при участии:
от заявителя акционерного общества "Тандер" - Медведева С.Ю. по доверенности от 02.10.2018 N 23АА8602052.
от ответчика Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики -Чувашии с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (далее - ответчик, Управление архитектуры) о признании недействительным предписания от 29.01.2019 N 18, которым заявителю необходимо в срок до 03.03.2019 устранить нарушение Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2017 N 1006: п. 3.3.9.21, п.п. 2 п. 3.3.9.25, п.п. 13 п. 3.3.9.27, п.п. 6 п. 3.3.9.27, п. 3.3.9.26 Правил, а именно демонтировать информационные конструкции (на фасаде здания - баннерное полотно, металлокаркас, на перилах - объемные буквы на подложке) по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 36, корп. 1.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики -Чувашии от 15 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, акционерное общество "Тандер" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным предписание N 18 от 29.01.2019 г. об устранении нарушений Правил благоустройства территории г. Чебоксары.
Заявитель считает вынесенное решение суда незаконным и необоснованным в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушением норм материального права, настаивает, что нарушения выявлены в рамках проведения должностными лицами МБУ "Городская реклама" обследования территории, в связи с чем процедура выдачи спорного предписания, относится к проверочным мероприятиям предпринимательской деятельности Общества и является муниципальным (надзором) контролем, в следствии чего, подлежат применению положения Закона N 294-ФЗ. Выданное предписание придает обратную силу новому регулированию, распространяет свое действие по установлению нового единого порядка содержания территории муниципального образования города Чебоксары на существующие правоотношения. Тем самым, выданное предписание нарушает нормы Конституции Российской Федерации, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление архитектуры считает решение законным и обоснованным, поскольку ссылку истца о нарушении ответчиком положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" нельзя считать обоснованной и ошибочной, поскольку процедура выдачи предписания, не относится к проверочным мероприятиям предпринимательской деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и не является муниципальным (надзором) контролем. Рассматриваемые правоотношения направлены на обеспечение законности размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары вне зависимости от того, кто является их владельцем - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо. В данном случае, проверка, предусмотренная пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, не осуществлялась, хозяйственная деятельность юридического лица не проверялась, соответственно распоряжения или приказа о ее проведении в соответствии с ее назначением и только во время исполнения служебных обязанностей, не требовалось. Истцом по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 36, корп. 1, размещены информационные конструкции на фасаде здания с использованием баннерного полотна, металлокаркаса, на перилах, которые содержат объемные буквы: "Косметика Бытовая химия Товары для дома", "Магнит косметик", "Магнит у дома". При этом, данные конструкции не соответствуют требованиям, установленных Правилами благоустройства, а именно: установлены на фасаде здания с использованием баннерного полотна, на перилах, без соответствующего согласования с Управлением, не соблюдена зеленая зона. Вместе с тем, вышеуказанные конструкции должны отвечать требованиям к внешнему виду фасадов, установленных Правилами благоустройства.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание представители Управления архитектуры не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда. В ходатайстве от 17.09.2019 N б/н просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя (входящий номер 01АП-8358/19 от 18.09.2019).
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей ответчика.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, 23.01.2019 в 14 час. 20 мин. должностными лицами отдела архитектуры, городской эстетики и дизайна, администрации города Чебоксары "Управление архитектуры и градостроительства", МБУ "Городская реклама" произведен осмотр установленных информационных конструкций с выездом на место по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 36, корп. 1.
В результате проведенного обследования выявлено, что АО "Тандер" установлены информационные конструкции (на фасаде здания - баннерное полотно, металлокаркас, на перилах - объемные буквы по подложке): с информацией "косметика бытовая химия товары для дома", "Магнит косметик", "Магнит у дома". При этом конструкции не соответствуют требованиям, установленным Правилами благоустройства, а именно: конструкции размещены без соответствующего согласования, из баннерного полотна, металлокаркаса, на перилах, без учета "зеленой зоны", на фасаде здания.
По итогам произведённого осмотра Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары 29.01.2019 Обществу выдано предписание N 18, в соответствии с которым ему надлежит демонтировать установленные с нарушениями информационные конструкции.
Не согласившись с данным предписанием, акционерное общество "Тандер" оспорило его в судебном порядке. По мнению заявителя, проверка проведена с нарушением действующего законодательства, с превышением полномочий органа, выдавшего предписание, при проведении ремонта магазина его фасад был согласован главным архитектором города Чебоксары.
Признавая законным, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правилами благоустройства территории города Чебоксары, утвержденными Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2017 N 1006 и исходил из того, что Управление обоснованно вынесло предписание о демонтаже конструкций, установленных с нарушением Правил благоустройства, поскольку в данном случае, проверка, предусмотренная пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, не осуществлялась, хозяйственная деятельность юридического лица не проверялась, соответственно распоряжения или приказа о ее проведении в соответствии с ее назначением и только во время исполнения служебных обязанностей, не требовалось. Доводы заявителя о наличии согласования фасада магазина с главным архитектором города Чебоксары несостоятельны, поскольку не подтверждены документально.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятым решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года N 40, Чебоксарским городским Собранием депутатов утверждены Правила благоустройства территории города Чебоксары (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с Уставом МБУ "Городская реклама" создано администрацией г. Чебоксары в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления г. Чебоксары, в том числе, проведение инвентаризации средств наружной рекламы и информации; осуществление визуального осмотра за своевременной установкой и эксплуатацией средств наружной рекламы и информации в соответствии с выданной разрешительной документацией и принятых обязательств со стороны рекламораспространителей.
В соответствии с Правилами благоустройства при выявлении нарушения настоящих Правил выдачу предписаний, в части, касающейся: средств наружной рекламы и информации; строящихся и реконструируемых объектов; требований к внешнему виду их фасадов и ограждений, земельных участков, на которых они расположены, осуществляет Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (пункты 10.2, 10.4 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 3.3.9.21 Правил благоустройства установка информационных конструкций на территории города Чебоксары осуществляется после согласования дизайн-проекта размещения информационных конструкций с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары в соответствии с Административным регламентом на предоставление муниципальной услуги "Согласование дизайн-проекта размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары", утверждённым администрацией города Чебоксары.
Согласно подпункту 2 пункта 3.3.9.25 Правил благоустройства, на типовых улицах запрещается размещение баннеров, информационных флагов, штендеров (за исключением меню предприятий общественного питания), конструкций на ограждениях, крупногабаритных панель-кронштейнов. Согласно подпунктам 6, 13 пункта 3.3.9.27 Правил, на фасадах зданий, сооружений запрещается размещение информационных конструкций на ограждающих конструкциях (заборах, шлагбаумах, ограждениях, перилах и т.п.); размещение информационных конструкций с использованием картона, ткани, баннерной ткани (за исключением афиш). Согласно пункту 3.3.9.26 Правил благоустройства, определяется "зеленая зона размещения информационных конструкций" (далее - зеленая зона) - это область фасада здания, строения, сооружения, на которой разрешена установка информационных конструкций. При определении зеленой зоны запрещается, в том числе: размещение информационных конструкций без учета расположения центральных осей архитектурных элементов фасада (подпункт 2); размещение поверх архитектурных элементов фасада (межэтажных и цокольных карнизов, колонн, капителей, пилястр, барельефов, обрамления оконных и дверных проемов, узоров, подоконников, кронштейнов, рустов) (подпункт 4). В силу пункта 3.3.9.70 Правил благоустройства информационные конструкции, не соответствующие требованиям настоящих Правил, подлежат демонтажу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что нормы Правил благоустройства направлены на недопущение и пресечение негативного воздействия вывесок и иных объектов для размещения информации на внешний архитектурный облик населенного пункта, если такие объекты размещены на фасаде здания, независимо от их содержания.
Как следует из материалов дела, Обществом, по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 36, корп. 1, размещены информационные конструкции на фасаде здания с использованием баннерного полотна, металлокаркаса, на перилах, которые содержат объемные буквы: "Косметика Бытовая химия Товары для дома", "Магнит косметик", "Магнит у дома".
При этом, данные конструкции не соответствуют требованиям, установленных Правилами благоустройства, а именно: установлены на фасаде здания с использованием баннерного полотна, на перилах, без соответствующего согласования с Управлением, не соблюдена зеленая зона. Вместе с тем, вышеуказанные конструкции должны отвечать требованиям к внешнему виду фасадов, установленных Правилами благоустройства.
При этом, суд учитывает, что в силу части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим её работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно пункту 1.6 Правил благоустройства под информационной конструкцией подразумевается элемент объекта внешнего благоустройства, представляющий из себя как отдельно стоящую, так и размещаемую на опорах, фасадах, крышах, на (в) витринах или на иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений конструкцию, не содержащую сведений рекламного характера, и выполняющую функцию информирования граждан. Из представленных фотоматериалов следует, что в рассматриваемом случае к вывеске можно отнести только табличку, расположенную слева от входа в магазин.
Между тем, в оспариваемом предписании указывается на демонтаж других конструкций, установленных с нарушением Правил благоустройства. Указанные конструкции к вывескам не относятся и представляют собой информационные конструкции, также и рекламные, и расположены на внешней поверхности здания.
С учётом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда о том, что Управление обоснованно вынесло предписание о демонтаже конструкций, установленных с нарушением Правил благоустройства.
Ссылку Общества о нарушении Управлением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" суд находит ошибочной, поскольку процедура выдачи предписания, не относится к проверочным мероприятиям предпринимательской деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и не является муниципальным (надзором) контролем.
Рассматриваемые правоотношения направлены на обеспечение законности размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары вне зависимости от того, кто является их владельцем - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо. В данном случае, проверка, предусмотренная пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, не осуществлялась, хозяйственная деятельность юридического лица не проверялась, соответственно распоряжения или приказа о ее проведении в соответствии с ее назначением и только во время исполнения служебных обязанностей, не требовалось.
В соответствии с частью 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Согласно части 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Пунктом 3.3.9.21 Правил благоустройства предусмотрено, что установка информационных конструкций на территории города Чебоксары осуществляется после согласования дизайн-проекта размещения информационных конструкций с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары в соответствии с Административным регламентом на предоставление муниципальной услуги "Согласование дизайн-проекта размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары", утвержденным администрацией города Чебоксары.
Доводы заявителя о наличии согласования фасада магазина с главным архитектором города Чебоксары правомерно отклонены судом первой инстанции, как не подтвержденные документально.
С учётом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда о том, что предписание N 18 от 29.01.2019 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку демонтировать конструкцию с объемными буквами на подложке необходимо в силу того, что нарушены требования Правил благоустройства, информационные конструкции заявителем самостоятельно не демонтированы.
Доводы АО "Тандер" изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики -Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15 июля 2019 года по делу N А79-5096/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5096/2019
Истец: АО "Тандер"
Ответчик: Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары