Нижний Новгород |
|
03 февраля 2020 г. |
Дело N А31-2579/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.02.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения
"Галичская окружная больница"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.08.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019
по делу N А31-2579/2019
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330)
о взыскании с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения
"Галичская окружная больница"
(ИНН: 4403001283, ОГРН: 1024401437015)
1 747 991 рубля 80 копеек
и установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о взыскании с областного государственного бюджетного учреждения "Галичская окружная больница" (далее - ОГБУЗ "Галичская окружная больница", Больница) средств, использованных не по целевому назначению, в размере 1 589 083 рублей 45 копеек, а также 158 908 рублей 35 копеек штрафа.
Решением суда от 06.07.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 решение суда оставлено без изменения.
Больница не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, Фонд провел тематическую внеплановую проверку Больницы по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования без соответствующих на то оснований. В ходе ранее проведенных комплексных проверок за аналогичный период Фонд не выявил вменяемое Больнице правонарушение.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы; не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел внеплановую тематическую проверку ОГБУЗ "Галичская окружная больница" по вопросу использования средств, поступивших на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования и израсходованных в период с 01.01.2012 по 31.12.2014 на оплату обучения в высших и средних учебных заведениях граждан, не состоящих в трудовых отношениях с Больницей.
В ходе проверки установлено нецелевое расходование 1 186 251 рубля средств обязательного медицинского страхования на оплату обучения в высших и средних учебных заведениях граждан, не состоящих в трудовых отношениях с Больницей.
По результатам проверки составлен акт от 05.04.2018, согласно которому Больнице предложено уплатить штраф на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в размере 118 625 рублей 10 копеек и восстановить нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 1 186 251 рубля.
В адрес Больницы Фонд направил требование от 03.04.2018 N 22, в котором предложил уплатить сумму нецелевого использования средств и штраф.
Фонд также провел комплексную проверку ОГБУЗ "Галичская окружная больница" по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, в ходе которой выявил нецелевое использование средств в сумме 402 832 рублей 45 копеек по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ.
По результатам проверки составлен акт от 28.04.2018, согласно которому Больнице предложено уплатить штраф на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в размере 40 283 рублей 24 копеек и восстановить нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 402 832 рублей 45 копеек.
В адрес Больницы Фонд направил требование от 24.05.2018 N 33, в котором предложил уплатить сумму нецелевого использования средств и штраф.
В связи с неисполнением Больницей требований от 03.04.2018 N 22 и от 24.05.2018 N 33 в добровольном порядке, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 3, 15, 20, 26, 30, 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", Арбитражный суд Костромской области счел доказанным факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в спорной сумме и удовлетворил заявленное Фондом требование.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Заявитель кассационной жалобы не оспаривает наличие выявленного нарушения и сумму штрафных санкций, а приводит доводы относительно нарушений со стороны Фонда при проведении внеплановой тематической проверки. В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов проверяется судом округа в указанной части.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями осуществляется фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение N 73).
Согласно пункту 2 Положения N 73 территориальный фонд проводит проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной медицинской практикой.
В силу пункта 3 Положения N 73 проверки проводятся работниками контрольно-ревизионных подразделений территориального фонда и (или) иных структурных подразделений территориального фонда в целях предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Законом N 326-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 73 проверки проводятся по месту нахождения медицинской организации (или по месту фактического осуществления ее деятельности).
При проведении комплексной проверки рассматривается совокупность вопросов, связанных с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности медицинской организации.
При проведении тематической проверки рассматриваются отдельные вопросы, связанные с использованием средств обязательного медицинского страхования.
При проведении контрольной проверки рассматривается устранение нарушений и недостатков медицинской организацией в использовании средств обязательного медицинского страхования, ранее выявленных в ходе комплексной или тематической проверки.
В пункте 5 Положения N 73 установлено, что территориальным фондом могут быть проведены внеплановые проверки. Внеплановые проверки использования средств обязательного медицинского страхования проводятся по решению директора территориального фонда на основании представлений контрольных органов, обращений в адрес территориального фонда органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, обращений, жалоб и заявлений граждан, в связи с истечением срока исполнения медицинской организацией требований территориального фонда об устранении нарушений и недостатков, и (или) возврате (возмещении) средств, и (или) уплате штрафов (пеней), проведением Федеральным фондом проверок соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании на территории субъекта Российской Федерации и использования средств обязательного медицинского страхования участниками обязательного медицинского страхования, в случае прекращения действия договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе в связи с приостановлением или прекращением действия лицензии, ликвидации медицинской организации и других необходимых случаях.
Указанный перечень оснований для проведения территориальными фондами внеплановых тематических проверок не является исчерпывающим.
В силу пункта 6 Положения N 73 основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, проверяемый период, руководителя и состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки.
При необходимости в программу проверки могут быть включены вопросы с учетом материалов предыдущих проверок, проведенных территориальным фондом и (или) контрольными органами, анализа отчетов медицинской организации, а также иных документов, касающихся вопросов использования средств обязательного медицинского страхования проверяемой медицинской организацией (пункт 8 Положения N 73).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что внеплановая тематическая проверка ОГБУЗ "Галичская окружная больница" проведена на основании приказа директора Фонда от 26.03.2018 N 245.
Целью проверки являлось использование Больницей средств, поступивших на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования и израсходованных в период с 01.01.2012 по 31.12.2014 на оплату обучения в высших и средних учебных заведениях граждан, не состоящих в трудовых отношениях с ОГБУЗ "Галичская окружная больница".
Фонд установил, что Больница направила средства обязательного медицинского страхования на оплату обучения 15 граждан, которые не состояли в трудовых отношениях с учреждением. Заявитель данный факт не оспаривает.
Суды исследовали довод Больницы относительно нарушений процедуры проведения проверки и не установили обстоятельств, свидетельствующих о проведении Фондом внеплановой тематической проверки в отсутствие соответствующих на то оснований. Указанный в пункте 5 Положения N 73 перечень оснований для проведения территориальными фондами внеплановых тематических проверок не является исчерпывающим.
Кроме того, действующее законодательство не устанавливает запрета на возможность выявления в ходе тематической внеплановой проверки факта нарушения обязательств в сфере обязательного медицинского страхования за иные периоды.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание отсутствие нарушений процедуры проведения проверки и то, что Больница не оспаривает факт совершенного правонарушения, суды правомерно удовлетворили заявленное Фондом требование.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 06.08.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 по делу N А31-2579/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Галичская окружная больница".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями осуществляется фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение N 73).
...
В силу пункта 3 Положения N 73 проверки проводятся работниками контрольно-ревизионных подразделений территориального фонда и (или) иных структурных подразделений территориального фонда в целях предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Законом N 326-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 февраля 2020 г. N Ф01-8104/19 по делу N А31-2579/2019