Нижний Новгород |
|
06 февраля 2020 г. |
Дело N А11-10813/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Авалон"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.05.2019,
принятое судьей Кашликовым И.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019,
принятое судьями Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В.,
по делу N А11-10813/2018
по иску акционерного общества "АльфаСтрахование"
(ИНН: 7713056834, ОГРН: 1027739431730)
к обществу с ограниченной ответственностью "Авалон"
(ИНН: 3327819636, ОГРН: 1053301225890)
о взыскании убытков
и установил:
акционерное общество "АльфаСтрахование" (далее - АО "АльфаСтрахование") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Авалон" (далее - ООО "Авалон") о взыскании 36 953 рублей убытков, предъявляемых в качестве регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред.
Исковое требование основано на статьях 15, 1064, 1079 и 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 14 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) и мотивировано тем, что страховщик в порядке прямого возмещения ущерба перечислил страховщику потерпевшего спорную сумму, а ответчик (страхователь) не исполнил обязанность по направлению в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия экземпляра заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 17.05.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019, удовлетворил иск. Суды пришли к выводу об обоснованности требования страховщика.
ООО "Авалон" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель счел, что суды дали неверную оценку имеющимся в деле доказательствам, представленным в подтверждение факта передачи бланка извещения страховщику; полагал, что истец не доказал наступление для него каких-либо негативных последствий от неполучения бланка извещения о ДТП. Кроме того, податель жалобы указал, что подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО утратил силу на момент принятия судом первой инстанции решения. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Истец отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представил.
Стороны представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, 05.11.2018 произошло ДТП с участием транспортных средств: автомобиля марки "Toyota Tundra", принадлежащего ООО "Авалон", под управлением водителя Андриевского И.А. (государственный регистрационный знак Т410НТ33) и автомобиля марки "Subaru Legacy" под управлением водителя Лылова А.М. (знак О051УС152).
В результате данного ДТП оба транспортных средства получили повреждения. Согласно информации из извещения о ДТП, его виновников является Андриевский И.А., который нарушил Правила дорожного движения Российской Федерации (утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090), что последним, а также ООО "Авалон", не отрицается.
Транспортное средство "Subaru Legacy" (знак О051УС152) застраховано в обществе с ограниченной ответственностью "Группа Ренессанс Страхование"; транспортное средство "Toyota Tundra" (знак Т410НТ33) застраховано ООО "Авалон" в АО "АльфаСтрахование" по полису серии ЕЕЕ N 0394747710.
Общество с ограниченной ответственностью "Группа Ренессанс Страхование" возместило причиненный своему страхователю ущерб в размере 36 953 рублей, которые перечислило по платежному поручению от 13.12.2017 N 166. Ущерб определен на основании калькуляции N 001GS17-036836. АО "АльфаСтрахование" возместило названную сумму страховщику потерпевшего, перечислив деньги по платежному поручению от 26.12.2017 N 24899.
По причине неисполнения ООО "Авалон" обязанности по направлению экземпляра бланка извещения о ДТП в установленный законом пятидневный срок, АО "АльфаСтрахование" 19.02.2018 направило претензию с требованием возместить причиненный ущерб в порядке регресса. Данная претензия оставлена ООО "Авалон" без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "АльфаСтрахование" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых основания для отмены обжалованных судебных актов и исходил при этом из следующего.
Отношения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об ОСАГО, а также Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила N 431-П).
В статье 11.1 Закона об ОСАГО определено, что оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств (пункт 1):
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" этого пункта;
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с данным законом;
в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП и зафиксированы в извещении, бланк которого заполнен водителями причастных к ДТП транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
В названном случае бланк извещения о ДТП, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к ДТП транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о ДТП вместе с заявлением о прямом возмещении убытков (пункт 2).
Извещение о ДТП на бумажном носителе заполняется обоими водителями причастных к происшествию транспортных средств, при этом обстоятельства причинения вреда, схема дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений удостоверяются подписями обоих водителей. Каждый водитель подписывает оба листа извещения о дорожно-транспортном происшествии с лицевой стороны. Оборотная сторона извещения о дорожно-транспортном происшествии оформляется каждым водителем самостоятельно (пункт 3.6 Правил N 431-П).
Заполненные водителями извещения должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после ДТП, вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя. После заполнения извещения водители причастных к ДТП транспортных средств ставят в известность страхователей о ДТП и заполнении (составлении) извещения любым доступным способом не позднее пяти рабочих дней (пункт 3.8 Правил N 431-П).
В силу статьи 14.1 Закона об ОСАГО потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал его гражданскую ответственность, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств (пункт 1):
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" этого пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с данным законом.
Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков (пункт 4).
Страховщик лица, причинившего вред, который возместил страховщику, потерпевшего возмещенный потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 этого закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда (пункт 7).
Так, согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, в том числе, в случае, если указанное лицо в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило своему страховщику экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Данная норма является императивной.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Авалон" не исполнило предусмотренную Законом об ОСАГО обязанность по направлению извещения о ДТП в адрес своего страховщика. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик не представил доказательств соблюдения такой обязанности.
Довод заявителя об обратном был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонен. По существу, данный довод направлен на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами двух инстанций, иную оценку доказательств, представленных в материалы дела, и подлежит отклонению, как заявленный за пределами полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка кассатора на то, что истец не доказал наступления для него каких-либо негативных последствий из-за неполучения от ООО "Авалон" бланка извещения о ДТП, суд округа не принял во внимание. То обстоятельство, что истцу было своевременно известно о ДТП от страховой компании потерпевшего, не может свидетельствовать об отсутствии оснований для предъявления регрессного требования, поскольку положения подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО являются императивными. Их применение не зависит от наступления каких-либо условий, в том числе от выполнения обязанности, предусмотренной в пункте 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО, со стороны потерпевшего.
Аргумент ответчика о том, что на момент принятия решения судом первой инстанции подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО утратил силу, не имеет правового значения. По общему правилу, при рассмотрении дела подлежат применению нормы материального права, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений. ДТП произошло в период, когда названная норма еще действовала, в период действия нормы истец обратился за защитой нарушенного права, предъявив претензию и иск в суд, поэтому последующая утрата силы названной нормы с 01.05.2019 не освобождает причинителя вреда от последствий неисполнения предусмотренной законом обязанности по направлению бланка извещения о ДТП в адрес страховщика.
Утверждение заявителя о том, что суд апелляционной инстанции не рассмотрел его жалобу по существу и в полном объеме, противоречит постановлению апелляционного суда от 15.10.2019. То обстоятельство, что в постановлении не были отражены все заявленные ответчиком доводы, не свидетельствует о том, что им не была дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций правомерно удовлетворили исковое требование АО "АльфаСтрахование".
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.05.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А11-10813/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авалон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка кассатора на то, что истец не доказал наступления для него каких-либо негативных последствий из-за неполучения от ООО "Авалон" бланка извещения о ДТП, суд округа не принял во внимание. То обстоятельство, что истцу было своевременно известно о ДТП от страховой компании потерпевшего, не может свидетельствовать об отсутствии оснований для предъявления регрессного требования, поскольку положения подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО являются императивными. Их применение не зависит от наступления каких-либо условий, в том числе от выполнения обязанности, предусмотренной в пункте 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО, со стороны потерпевшего.
Аргумент ответчика о том, что на момент принятия решения судом первой инстанции подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО утратил силу, не имеет правового значения. По общему правилу, при рассмотрении дела подлежат применению нормы материального права, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений. ДТП произошло в период, когда названная норма еще действовала, в период действия нормы истец обратился за защитой нарушенного права, предъявив претензию и иск в суд, поэтому последующая утрата силы названной нормы с 01.05.2019 не освобождает причинителя вреда от последствий неисполнения предусмотренной законом обязанности по направлению бланка извещения о ДТП в адрес страховщика."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 февраля 2020 г. N Ф01-8350/19 по делу N А11-10813/2018