Нижний Новгород |
|
18 февраля 2020 г. |
Дело N А39-1154/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.02.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.
при участии представителей
от истца: Калеевой С.В. по доверенности от 30.10.2019
от ответчика: Кривовичева А.В. по доверенности от 05.02.2020
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
в лице филиала "Куйбышевская железная дорога"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.06.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019
по делу N А39-1154/2019
по иску открытого акционерного общества
"Российские железные дороги"
(ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к акционерному обществу "Хлебная база"
(ИНН: 1324015810, ОГРН: 1021300927120)
об урегулировании разногласий по договору
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к акционерному обществу "Хлебная база" (далее - АО "Хлебная база") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 11.09.2018 N 2/134 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО "Хлебная база" при станции Рузаевка Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 12.06.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019, урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора от 11.09.2018 N 2/134, изложив подпункт 15.1.2 пункта 15 договора в следующей редакции: "Пользователь" уплачивает "Перевозчику" в качестве компенсации за использование железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 3,386 километра, принадлежащего "Перевозчику", договорную плату за использование пути необщего пользования. Плата начисляется исключительно за те сутки, в течение которых осуществлялось пользование указанным железнодорожным путем и облагается НДС.
С 01 января 2019 года плата определяется по ставке 3 343 рубля за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 05.12.2018 N 62.
В случае утверждения правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новыми ставками только после подписания сторонами соответствующего соглашения к договору, вносящего изменения об оплате в условия договора.".
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, изложив подпункт 15.1.2 пункта 15 договора от 11.09.2018 N 2/134 в следующей редакции:
"15. "Пользователь" обязуется своевременно и полностью оплачивать "Перевозчику":
15.1. Сбор за подачу и уборку вагонов, включающий в себя:
15.1.2 ежесуточную договорную плату за использование 3,386 километра железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику" (по ставкам договорного сбора, установленного Протоколом согласования договорной цены приложения N 1):
Размер платы, установленный настоящим пунктом договора, может быть изменен "Перевозчиком" в одностороннем порядке с последующим письменным уведомлением "Пользователя", которое является неотъемлемой частью настоящего договора.
В случае утверждения правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за использование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новыми ставками только после подписания сторонами соответствующего соглашения к договору, вносящего изменения об оплате в условия договора.".
Заявитель не согласен с принятыми судебными актами в части установления спорной платы по фактическому использованию пути, а не ежесуточно, считает, что это противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017. Договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", предусмотренная в проекте договора, вносится в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути, при этом ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе в целью обеспечения исполнения обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент.
АО "Хлебная база" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя и просило оставить решение и постановление без изменения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ответчика не согласился с доводами заявителя и попросил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, при заключении договора от 11.09.2018 N 2/134 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО "Хлебная база" при станции Рузаевка Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", у сторон - ОАО "РЖД" и АО "Хлебная база" возникли разногласия относительно редакции подпункта 15.1.2 пункта 15 договора.
Согласно редакции указанного подпункта, предложенного ОАО "РЖД" в проекте договора, "Пользователь" обязуется своевременно и полностью оплачивать "Перевозчику" сбор за подачу и уборку вагонов, включающий в себя ежесуточную договорную плату за использование 3,386 километра железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику" (по ставкам договорного сбора, установленного Протоколом согласования договорной цены, являющимся приложением 1 к договору).
В Протоколе согласования договорной цены, который является приложением 1 к договору от 11.09.2018 N 2/134 установлено, что плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов предусмотренная пунктом 17 Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов определяется в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056 "Об утверждении временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов", по ставке утвержденной Протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69, составляет с 01.01.2018 - 3 230 рублей за 1 километр в сутки.
"Пользователь" уплачивает "Перевозчику" в качестве компенсации за использование принадлежащего "Перевозчику" участка железнодорожного пути необщего пользования 3 386 метров, ежесуточную договорную плату в размере 10 936 рублей 78 копеек без учета НДС (пункт 1 Протокола согласования договорной цены).
По итогам рассмотрения проекта договора АО "Хлебная база" направило ОАО "РЖД" протокол разногласий от 23.10.2018, согласно которому ответчик исключил подпункт 15.1.2 пункта 15 из договора.
Стороны не пришли к соглашению по поводу включения подпункта 15.1.2 пункта 15 договора, поэтому ОАО "РЖД" обратилось в суд с иском об урегулировании возникших разногласий.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда. До передачи спора на разрешение суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителем (грузополучателем) принимает меры к урегулированию возникших разногласий.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 58 Устава в редакции, действующей с 01.04.2015, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 58 Устава).
Исходя из содержания указанной нормы, условие договора об обязанности пользователя уплачивать перевозчику ежесуточную плату за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования, определенное в рамках предоставленной пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договорной дискреции сторон, само по себе не противоречит законодательству.
Между тем, приняв во внимание, что условие о ежесуточном взимании платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования в отсутствие его фактического использования контрагентом перевозчика нормативными правовыми актами не установлено и сторонами в добровольном порядке не согласовано, суды обеих инстанций правомерно сочли определение подобного условия договора, предложенного перевозчиком, необоснованным, и изменили редакцию подпункта 15.2 пункта 15 договора, указав на обязанность ответчика оплачивать фактическое использование пути.
Оснований не согласится с выводами судов не имеется.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется, поскольку они не опровергают выводы суда, основанные на обстоятельствах дела и нормах права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 по делу N А39-1154/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда. До передачи спора на разрешение суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителем (грузополучателем) принимает меры к урегулированию возникших разногласий.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Исходя из содержания указанной нормы, условие договора об обязанности пользователя уплачивать перевозчику ежесуточную плату за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования, определенное в рамках предоставленной пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договорной дискреции сторон, само по себе не противоречит законодательству."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 февраля 2020 г. N Ф01-7915/19 по делу N А39-1154/2019