Нижний Новгород |
|
21 февраля 2020 г. |
Дело N А79-3131/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.02.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы
судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации
Аванесяна Ваагна Романовича
на определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.05.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019
по делу N А79-3131/2019
по заявлению акционерного общества "Промтрактор-Вагон"
(ИНН: 2128701370, ОГРН: 1052128019019)
об уменьшении размера исполнительского сбора,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Сбербанк Лизинг",
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Чувашской Республике,
государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике,
и установил:
акционерное общество "Промтрактор-Вагон" (далее - АО "Промтрактор-Вагон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к судебному приставу-исполнителю при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Аванесяну Ваагну Романовичу (далее - судебный пристав-исполнитель) об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительным производствам N 4238389/17/99001-ИП, 4591098/18/99001-ИП, 1497172/18/99001-ИП 30365523/18/99001-ИП, 3848450/17/99001-ИП, 456207/18/99001-ИП, 4590371/18/99001-ИП, 4256451/18/99001-ИП, 3558894/18/99001-ИП, 340891/18/99001-ИП, 2934821/18/99001-ИП, 4438442/17/99001-ИП.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП России); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Сбербанк Лизинг" (далее - АО "Сбербанк Лизинг"), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Чувашской Республике (далее - Инспекция), государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - Фонд).
Определением суда от 30.05.2019 размеры исполнительских сборов, взыскиваемых с АО "Промтрактор-Вагон" по указанным исполнительным производствам, уменьшены на одну четверть.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019 определение суда оставлено без изменения.
Судебный пристав-исполнитель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 198, 201, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, у судов отсутствовали основания для снижения размера исполнительского сбора, поскольку должником не представлены доказательства того, что исполнение исполнительных документов было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановлений о взыскании исполнительских сборов в рамках исполнительных производств соответствуют требованиям действующего законодательства. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что заявление о снижении исполнительского сбора должно рассматриваться в рамках дела, по которому выдан исполнительный документ. В данном случае суд первой инстанции неправомерно рассмотрел заявление Общества о снижении исполнительских сборов по нескольким исполнительным производствам в рамках одного дела.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы судебного пристава-исполнителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Отзывы от иных лиц, участвующих в деле, не поступили в суд округа.
Судебный пристав-исполнитель, ФССП России, АО "Сбербанк Лизинг", Инспекция и Фонд, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность определения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительные производства N 4238389/17/99001-ИП, 4591098/18/99001-ИП, 1497172/18/99001-ИП,30365523/18/99001-ИП, 3848450/17/99001-ИП, 456207/18/99001-ИП, 4590371/18/99001-ИП, 4256451/18/99001-ИП, 3558894/18/99001-ИП, 340891/18/99001-ИП, 2934821/18/99001-ИП, 4438442/17/99001-ИП о взыскании с АО "Промтрактор-Вагон" в пользу АО "Сбербанк Лизинг", Инспекции и Фонда задолженности.
Должнику предложено в течение пяти дней со дня получения постановлений о возбуждении исполнительных производств добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительных документах.
В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вынес постановления о взыскании с Общества исполнительского сбора по указанным исполнительным производствам в размере 7 процентов от подлежащих взысканию сумм.
Полагая, что имеются основания для снижения размера исполнительского сбора, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 71, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 30, 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера исполнительского сбора, взыскиваемого с Общества по исполнительным производствам, на одну четверть.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно части 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из части 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ следует, что исполнительский сбор устанавливается в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей.
Согласно части 6 названной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе материалы исполнительных производств в отношении Общества, отчеты о финансовых результатах за 11, 12 месяцев 2018 года, справки из банков о состоянии расчетных счетов, справку N 80690 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.03.2019, справку от 14.01.2019 N 25 о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по состоянию на 01.01.2019, суды установили, что неисполнение исполнительных документов в установленный срок вызвано тяжелым финансово-экономическим положением должника.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание имущественное положение, характер совершенного правонарушения и степень вины Общества, суды пришли к выводу о наличии оснований для снижения размера исполнительского сбора.
Данный вывод судов основан на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных доказательств, соответствует материалам дела и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о процессуальном нарушении, допущенном судом первой инстанции, безоснователен и не может являться основанием для отмены принятого судебного акта.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе судом округа не рассматривался, поскольку уплата государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на обжалуемые судебные акты подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.05.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019 по делу N А79-3131/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Аванесяна Ваагна Романовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 февраля 2020 г. N Ф01-8644/20 по делу N А79-3131/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8644/20
21.11.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7010/19
25.10.2019 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7010/19
20.08.2019 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7010/19