Нижний Новгород |
|
21 февраля 2020 г. |
Дело N А43-33164/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.02.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Гальченко Л.Н. (доверенность от 26.12.2018 N 28),
Мадыка О.В. (доверенность от 25.12.2019 N 20),
от заинтересованного лица: Кушнарева В.В. (доверенность от 16.08.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного
казенного учреждения "422 военный госпиталь" Министерства обороны
Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.03.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019
по делу N А43-33164/2018
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения
"422 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации
(ИНН: 5262313761, ОГРН: 1155262001938)
о признании недействительным решения государственного учреждения -
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе
города Нижнего Новгорода от 21.06.2018 N 062 056 18 РВ 022,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району
города Нижнего Новгорода,
и установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "422 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "422 военный госпиталь" МО РФ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода (далее - Фонд) от 21.06.2018 N 062 056 18 РВ 022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода (далее - Инспекция).
Решением суда от 27.03.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 решение суда отменено в части отказа Учреждению в удовлетворении требования о признании недействительным решения Фонда от 21.06.2018 N 062 056 18 РВ 022 относительно доначисления страховых взносов в сумме 5332 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа; решение Фонда от 21.06.2018 N 062 056 18 РВ 022 признано недействительным в указанной части. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ФГКУ "422 военный госпиталь" МО РФ не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Учреждения, в рассматриваемом случае у него отсутствовала обязанность по включению в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу выплат, произведенных в пользу работников Родионова Е.Н., Родионовой Г.Г. и Галкиной Р.А., поскольку в Учреждении отсутствует паталогоанатомическое отделение, в связи с чем аттестация рабочих мест по вредным условиям труда не могла быть проведена. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что выплаченные работникам Учреждения суммы единовременной денежной помощи в связи со смертью родственников также не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Фонд в отзыве и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов Учреждения, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов в обжалуемой части.
Инспекция отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представила; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечила явку представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 15 минут 17.02.2020.
После перерыва стороны поддержали свои позиции по делу.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалуемой части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку ФГКУ "422 военный госпиталь" МО РФ по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 17.02.2015 по 31.12.2016, результаты которой отразил в акте от 21.05.2018 N 062 056 18 АВ 077.
По результатам проверки вынесено решение от 21.06.2018 N 062 056 18 РВ 022 о привлечении ФГКУ "422 военный госпиталь" МО РФ к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 16 711 рублей 45 копеек. Согласно указанному решению Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 83 497 рублей 21 копейки и соответствующие пени.
ФГКУ "422 военный госпиталь" МО РФ не согласилось с решением Фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 65, 70, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8, 9, 58.3 Закона N 212-ФЗ, Арбитражный суд Нижегородской области отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения Фонда недействительным.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 15, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, частично отменил решение суда первой инстанции. При этом суд посчитал, что суммы единовременной денежной помощи, выплаченной Учреждением своим работникам, как нуждающимся в специальном лечении и восстановлении здоровья, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
1. По эпизоду начисления страховых взносов по дополнительному тарифу с выплат, произведенных в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
На основании части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: 2013 год - 2 процента, 2014 год - 4 процента, 2015 год и последующие годы - 6 процентов.
Условиями, при которых страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной); профессия работника должна быть поименована в Перечне профессий, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (Список N I, Список N 2 и малые списки).
Исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
С 01.01.2015 плательщики взносов определяют дополнительные тарифы страховых взносов в отношении физических лиц, которые заняты на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следующим образом:
- в зависимости от результатов специальной оценки условий труда после ее проведения на основании части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, пункта 2.1 статьи 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
- согласно результатам проведенной до 01.01.2014 аттестации рабочих мест по условиям труда, в соответствии с которой последние признаны вредными и (или) опасными, на основании части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, пункта 2.1 статьи 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
- в остальных случаях - на основании частей 1, 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
В рассматриваемом случае основанием для доначисления Учреждению страховых взносов в сумме 50 323 рублей 12 копеек послужил вывод Фонда о необходимости применения страхователем дополнительного тарифа на выплаты в пользу работников, занятых на вредных работах (санитары паталогоанатомического отделения) в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе табели учета рабочего времени, трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним, а также должностные инструкции, суды установили, что Родионов Е.Н. и Родионова Г.Г. работали в Учреждении в должности санитаров паталогоанатомического отделения по совместительству на 0,5 ставки с оплатой пропорционально отработанному времени; Галкина Р.А. работала в должности санитарки патологоанатомического отделения на условиях полного рабочего дня с оплатой согласно отработанному времени; указанным лицам была установлена надбавка к заработной плате в размере 25 процентов в связи с особо опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.
Должность санитара паталогоанатомического отделения указана в разделе XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Доказательства того, что в проверяемом периоде Учреждение проводило аттестацию рабочих мест по вредным условиям труда (специальную оценку условий труда), в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об обязанности Учреждения начислять страховые взносы на выплаты, произведенные работникам Родионову Е.Н., Родионовой Г.Г. и Галкиной Р.А., по дополнительным тарифам в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ в размере 6 процентов.
Вывод судов в данной части основан на полном и всестороннем исследовании материалов дела и им не противоречит.
При таких обстоятельствах доначисление Фондом Учреждению страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафа по данному эпизоду является правомерным; кассационная жалоба заявителя в указанной части не подлежит удовлетворению.
2. По эпизоду начисления страховых взносов на суммы единовременной денежной помощи.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для упомянутых плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, названных в статье 9 названного Закона.
В статье 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. Так, в пункте 11 части 1 данной статьи установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде Учреждение произвело выплаты единовременной денежной помощи сотрудникам Фокиной Л.Ю., Могдаревой Г.А., Журавлевой Л.В., Алсуфьевой В.И., Кочетову Е.П., Молдован Г.Н., Селезневой В.А., Цветковой Т.А. в связи со смертью родственников (братьев, сестер) на общую сумму 134 960 рублей.
Фонд, с учетом пункта 11 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, посчитал, что не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов только суммы выплат, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период. Суды данную позицию Фонда признали правомерной.
Между тем суды не учли следующее.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с правовой позицией, изложенной, в том числе, в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, от 03.12.2013 N 10905/13, от 10.12.2013 N 11031/13, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 N 303-КГ17-6952, от 29.10.2019 N 306-ЭС19-9697, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2000 N 55 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации", законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).
Следовательно, статья 9 Закона N 212-ФЗ, предусматривающая перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, устанавливает исключения только из тех выплат, которые подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ.
Из судебных актов и материалов дела не следует, что спорные выплаты, произведенные Учреждением своим работникам, зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, конкретных условий выполнения самой работы.
Таким образом, эти выплаты не являлись объектом обложения страховыми взносами и не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов в полном объеме.
С учетом изложенного выводы судов об обоснованном доначислении Фондом страховых взносов на названные выплаты является ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права, в связи с чем судебные акты в данной части подлежат отмене, а заявленное Учреждением требование - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в установленном процессуальным законодательством порядке.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "422 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.03.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 по делу N А43-33164/2018 отменить в части отказа в удовлетворении требования Федерального государственного казенного учреждения "422 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода от 21.06.2018 N 062 056 18 РВ 022 относительно доначисления страховых взносов в сумме 27 902 рублей 09 копеек, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Признать решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода от 21.06.2018 N 062 056 18 РВ 022 недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 27 902 рублей 09 копеек, соответствующих сумм пеней и штрафа.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.03.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 по делу N А43-33164/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "422 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Возвратить Гальченко Ларисе Николаевне из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за Федеральное государственное казенное учреждение "422 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации по платежному документу от 20.06.2019 N 60171 (операция N 9755896) за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода в пользу Федерального государственного казенного учреждения "422 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанные с рассмотрением дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, в общей сумме 2400 рублей.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "422 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации 900 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.03.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 по делу N А43-33164/2018 отменить в части отказа в удовлетворении требования Федерального государственного казенного учреждения "422 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода от 21.06.2018 N 062 056 18 РВ 022 относительно доначисления страховых взносов в сумме 27 902 рублей 09 копеек, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Признать решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода от 21.06.2018 N 062 056 18 РВ 022 недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 27 902 рублей 09 копеек, соответствующих сумм пеней и штрафа.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.03.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 по делу N А43-33164/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "422 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 февраля 2020 г. N Ф01-8520/19 по делу N А43-33164/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8520/19
10.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4874/19
28.03.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-33164/18
31.08.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-33164/18