Нижний Новгород |
|
03 марта 2020 г. |
Дело N А82-2594/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.03.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Ионычевой С.В., Чиха А.Н.,
при участии представителей
от акционерного общества "Ярославльводоканал":
Чижова Д.С. по доверенности от 29.03.2019 N 76/19,
от общества с ограниченной ответственностью "Ярдорремстрой":
Погосяна Р.А. по доверенности от 26.09.2019 N 77/19
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца
акционерного общества "Ярославльводоканал"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019
по делу N А82-2594/2019
по иску акционерного общества "Ярославльводоканал"
(ИНН: 7606069518, ОГРН: 1087606002384)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ярдорремстрой"
(ИНН: 7602028775, ОГРН: 1027600519539)
о взыскании задолженности и пеней
и установил:
акционерное общество Ярославльводоканал
(далее
Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью
Ярдорремстрой
(далее
Общество) о взыскании 57 451 рубля 49 копеек задолженности по оплате услуг приема в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, оказанных с 01.03.2018 по 30.09.2018, 4277 рублей 73 копеек пеней, начисленных с 11.04.2018 по 22.11.2018 и далее по день фактического исполнения денежного обязательства.
Исковые требования Водоканала основаны на статьях 309, 310, 539, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктах 6.2 статей 13 и 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении (далее
Закон
416-ФЗ), нормах Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013
644 (далее
Правила
644), Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов
(далее
Постановление 1310), постановления Правительства Ярославской области от 16.06.2017 N 480-п "О взимании платы за сверхнормативный сброс сточных вод и(или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области
(далее
Постановление N 480-п) и мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по договору на оказание услуг по поставке холодной питьевой воды, приему и очистке сточных вод от 01.12.2011 N 3046. Расчет платы осуществлен истцом на основании пункта 123 (4) Правил N 644, расчетным методом, с применением коэффициента 0,5, без проведения контрольного отбора проб сточных вод.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 29.07.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019, отказал в удовлетворении исковых требований, придя к выводу, что ответчик не отвечает установленным действующим законодательством критериям, в силу которых плата за негативное воздействие подлежит взысканию без отбора контрольных проб и лабораторных испытаний. Документального подтверждения того, что сточные воды, отводимые Обществом в централизованную канализационную систему в спорный период, содержали загрязняющие вещества в пределах, превышающих установленные нормативы, не представлено.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Водоканал обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 29.07.2019 и постановление от 05.11.2019 и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что наличие у ответчика сточных колодцев, которые позволяют произвести отбор проб сточных вод без включения исследования воды стоков от других абонентов, не ставит в обязанность истцу производить отбор контрольных проб сточных вод, учитывая, что ответчик, как лицо, сбрасывающее сточные воды в централизованную канализационную систему, подходит под категорию лиц, перечисленных в пункте 123(4) Правил N 644. Действующее законодательство не запрещает юридическим лицам заниматься любым видом деятельности, даже если он не указан в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) среди кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности этого юридического лица. Непроведение истцом плановых проверок контрольного состава и свойств сточных вод ответчика, как предусмотрено в пункте 7 Правил N 525, не освобождает последнего от внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644.
Водоканал также полагает неправомерным отказ судов в части взыскания задолженности по самостоятельному виду платы в соответствии с пунктом 5.2 Постановления N 480-п. По мнению заявителя, расчетная формула, предусмотренная в названном пункте, не предусматривает учет нормативных и фактических концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод, а устанавливает упрощенный порядок определения платы абонента за услуги по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества без проведения отбора проб сточных вод. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в заседании суда округа.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в заседании возразили относительно заявленных доводов и просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и в возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, Водоканал (ресурсоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор на оказание услуг по поставке холодной питьевой воды, приему и очистке сточных вод от 01.12.2011 N 3046, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась оказывать услуги по поставке холодной питьевой воды абоненту на границе систем водоснабжения, принадлежащих ресурсоснабжающей организации, и по приему сточных вод от абонента на границе систем канализации, принадлежащих ресурсоснабжающей организации, с последующей очисткой сточных вод.
В разделе 2 договора приведен перечень объектов абонента, осуществляющих потребление холодной питьевой воды и сброс сточных вод: улица Промышленная, дом 20, строение 3 (офисное здание, гараж, лабораторный корпус); Тверицкая набережная, 27/2 (жилой дом).
В пункте 3.2.7 договора предусмотрено право ресурсоснабжающей организации требовать от абонента возмещения ущерба, причиненного системам водоснабжения и канализации ресурсоснабжающей организации.
Согласно пунктам 5.2.2 и 7.7 договора стоимость услуг по приему и очистке сточных вод, содержащих сверхнормативный уровень загрязняющих веществ, определяется на основании объемов фактически сброшенных абонентом сточных вод и фактической концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, а также цены за 1 кубический метр сброшенных сточных вод, определенной на основании Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28.07.1997 N 172-п. Взимание платы за услуги по приему и очистке сточных вод, содержащих сверхнормативный уровень загрязняющих веществ осуществляется на условиях и в порядке определяемом действующими нормативными актами органов местного самоуправления и субъекта Российской Федерации (постановление Правительства Ярославской области от 28.07.1997 N 172-п, постановление мэра города Ярославля от 30.03.2004 N 1212), разрешением на сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации ресурсоснабжающей организации, выдаваемым абоненту.
Водоканал за период с 01.03.2018 по 30.09.2018 начислил Обществу плату за прием в централизованную систему водоотведения сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 и плату за прием сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, в соответствии с пунктом 5.2 Постановления N 480-п и выставил счета-фактуры на общую сумму 57 451 рубль 49 копеек.
Водоканал, сославшись на неоплату Обществом оказанных услуг, обратился в арбитражный суд с иском.
Изучив материалы дела, обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Законом N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению 2, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований;
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами N 644. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (пункты 118 и 119 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделку и крашение шкур и кожи, выделку и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К х Т х Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр); Qпр1 - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Из содержания пункта 123 (4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
Следовательно, для осуществления расчетов по приведенной в данном пункте правил формуле, абонент (ответчик) должен одновременно соответствовать нескольким критериям:
осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности;
объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте данного абонента отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом повышающего коэффициента для абонентов, осуществляющих профессиональные виды деятельности, перечисленные в пункте 123(4) Правил N 644, имеет компенсационный характер и направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии с пунктом 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Виды экономической деятельности, осуществляемые субъектами хозяйственной деятельности, содержатся и классифицированы в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)", утвержденном приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, который используется при решении задач, связанных в том числе с определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами и входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению в их совокупности, исходя при этом из их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи. Исключительные полномочия по оценке доказательств имеются только у судов первой и апелляционной инстанций.
Исследовав представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ виды деятельности Общества как общественное питание, производство готовых пищевых продуктов и блюд, мойка автотранспортных средств не соответствуют критериям, перечисленным в пункте 123 (4) Правил N 644; названная деятельность Общества организована им для внутреннего потребления, как у любого бытового потребителя и носит факультативный характер. Водоканал не доказал, что питание в столовой Общества и мойка транспорта преследует цели реализации данных услуг неопределенному кругу лиц и получения дохода от осуществления такой деятельности.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Общество неправомерно произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с порядком, предусмотренным в пункте 123(4) Правил N 644.
Довод заявителя жалобы о неправомерном отказе судов во взыскании платы за прием сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.2 Постановления N 480-п, суд округа признал несостоятельным.
Действующим законодательством предусмотрено два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167; требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением 5 к Правилам 644
на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы: платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями водопроводно-канализационного хозяйства, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Во исполнение названного постановления Правительство Ярославской области постановлением от 16.06.2017 N 480-п утвердило Порядок взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области, в пункте 5 которого предусмотрено взимание организацией платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, за запрещенный сброс.
В пункте 5.2 Порядка, утвержденного Постановление N 480-П, на необходимость применения которого настаивает Водоканал, установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет контроль состава и свойств сточных вод, сброшенных абонентом (абонентами), в том числе контроль за соблюдением абонентом (абонентами) нормативов водоотведения по составу сточных вод.
При буквальном толковании названных норм суды пришли к выводу о взимание платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ на основании пункта 5.2 Порядка, принятого Постановлением N 480-П, обусловлено проведением организацией ВКХ анализов проб сточных вод абонента.
В настоящем споре Водоканал документально не подтвердил, что сточные воды, отводимые Обществом в централизованную канализационную систему в спорный период, содержали загрязняющие вещества в пределах, превышающих установленные нормативы. Пробы сточных вод не отбирались.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 по делу N А82-2594/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества Ярославльводоканал
без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действующим законодательством предусмотрено два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167; требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением 5 к Правилам 644
на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы: платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2020 г. N Ф01-8872/20 по делу N А82-2594/2019