Нижний Новгород |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А31-7865/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Трубниковой Е.Ю., Чиха А.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Шолоховского сельского поселения
Красносельского муниципального района Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 12.09.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019
по делу N А31-7865/2019,
по иску муниципального унитарного предприятия "Газовые котельные"
(ИНН: 4415005412, ОГРН: 1064437012529)
к Шолоховскому сельскому поселению Красносельского муниципального района Костромской области в лице администрации
(ИНН: 4415005035, ОГРН: 1054477629898)
о взыскании задолженности и
процентов за пользование чужими денежными средствами
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Газовые котельные" обратилось в арбитражный суд Костромской области с иском к Шолоховскому сельскому поселению Красносельского муниципального района Костромской области в лице администрации о взыскании 1 437 312 рублей 59 копеек задолженности по договору МСП от 03.10.2016 за период с 15.09.2016 по 31.12.2016 и 306 745 рублей 94 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 18.10.2016 по 26.06.2019.
Арбитражный суд Костромской области решением от 12.09.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019, удовлетворил заявленные требования. При этом суды руководствовались статьями 78 (частью 1, пунктом 2 части 2), 86 (частью 1) Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 15, 16, 420, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154 (пунктом 4), 157 (пунктом 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 3 (пунктом 5) Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьями 18 (пунктом 2) и 20 (пунктом 5) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Администрация Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу о взыскании компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Ответчиком по таким спорам является публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение. В ходе рассмотрения дела Администрация заявляла о неперечислении в бюджет Шолоховского сельского поселения денежных средств для внесения платы истцу в рамках межбюджетных трансфертов. Лицо, подавшее жалобу указывает, что суды удовлетворили иск МУП "Газовые котельные" без учета требований бюджетного законодательства о лимитах бюджетных обязательств.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "Газовые котельные" и Администрация 03.10.2016 заключили договор, по условиям которого ответчик принял на себя обязанность возмещать истцу часть стоимости услуг по теплоснабжению, оказанных населению Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области (пункт 1.1 договора).
В пункте 1.2 договора стороны согласовали, что размер платы, подлежащей внесению ответчиком, определяется как разность между стоимостью поставленной истцом тепловой энергии и размером платы, начисленной потребителям на основании муниципального стандарта оплаты, установленного постановлением совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 03.10.2016 N 6.
Порядок расчетов установлен разделом 2 договора. Так, согласно пункту 2.1 истец ежемесячно направляет ответчику (почтой или фактом) копию расчета сумм, необходимых для финансирования частичной оплаты за теплоснабжение Шолоховского сельского поселения. Денежные средства перечисляются ответчиком в течение 5 рабочих дней с момента получения ответчиком межбюджетного трансферта (пункт 2.2 договора). Обязанность по оплате считается исполненной Администрацией с момента поступления денежных средств на расчетный счет истца (пункт 2.3 договора).
Договор распространяет свое действие на правоотношения, возникшие в период с 01.09.2016 по 30.06.2017, а по расчетам - до полного исполнения обязательств сторонами (пункт 3.1 договора).
МУП "Газовые котельные" в период с сентября по декабрь 2016 года оказало потребителям Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области услугу по теплоснабжению, что подтверждено материалами дела (представлены акты и расчеты) и не оспорено ответчиком.
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области постановлением от 11.12.2015 N 15/454 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "Газовые котельные" потребителям Красносельского муниципального района Костромской области на 2016-2018 годы" установил тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям истца.
Совет депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области решением от 03.10.2016 установил муниципальный стандарт на тепловую энергию, отпускаемую на территории Шолоховского сельского поселения потребителям без приборов учета в размере 1709 рублей за Гкал. Решение вступило в силу после официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 19.09.2016 (пункт 3 решения).
Неисполнение ответчиком предусмотренной договором обязанности по возмещению истцу части стоимости услуг теплоснабжения, оказанных населению Шолоховского сельского поселения, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о теплоснабжении одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении теплоснабжение осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В то же время в силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, от имени муниципальных образований.
На основании 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абзац второй); принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абзац третий); заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (абзац четвертый).
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, связанные с принятием муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, а также с заключением от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
При этом согласно части 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. При этом законодательно установлено право органа местного самоуправления на определение способа решения вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 131-ФЗ по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Согласно абзацу второму части 5 статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Орган местного самоуправления (муниципальное образование) при утверждении для населения льготного тарифа (иных мер социальной поддержки) обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
В рассмотренном случае тариф на тепловую энергию, поставляемую истцом потребителям Красносельского муниципального района Костромской области, в спорном периоде установлен Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 11.12.2015 N 15/454.
Между тем, как следует из материалов дела, Совет депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области (третьего созыва) принял решение о предоставлении отдельной категории потребителей коммунальных услуг социальной поддержки в виде внесения ресурсоснабжающей организации за потребителя части платы за оказанные услуги отопления, при этом организациям, осуществляющим реализацию тепловой энергии исполнителям коммунальных услуг для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения жителям Шолоховского сельского поселения, к каковым относится и истец, муниципальным образованием принято решение о предоставлении субсидий за счет средств, поступающих в бюджет Шолоховского сельского поселения в виде целевых дотаций из областного и (или) районного бюджета, в целях возмещения недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением мер социальной поддержки.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П и постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Финансовые потери, связанные с применением мер государственного регулирования, публично-правовое образование должно компенсировать ресурсоснабжающим организациям, поскольку именно в отношении их деятельности осуществляется государственное регулирование цен.
Таким образом, субъектом, обязанным возместить расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что в результате принятия советом депутатов Шолоховского сельского поселения решения о предоставлении населению меры социальной поддержки истец недополучил доходы от поставки тепловой энергии населению данного муниципального образования. Данное обстоятельство является основанием для предоставления ответчиком истцу субсидии согласно заключенному сторонами договору.
Данный вывод судов не противоречит доказательствам по делу и не подлежит переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам лица, подавшего жалобу, администрация является надлежащим ответчиком по настоящему делу, с учетом договора от 03.10.2016. В пункте 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ в спорном периоде предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения отнесена, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требование МУП "Газовые котельные" и взыскали с Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в лице администрации 1 437 312 рублей 55 копеек задолженности и 303 294 рубля 57 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Аргументы заявителя о непредоставлении сельскому поселению межбюджетных трансфертов со ссылкой на раздел 2 договора правомерно отклонены судами, поскольку обстоятельство, на которое ссылается ответчик, не может служить основанием для его освобождения от обязанности внесения платы истцу. Доводам ответчика, приведенным в кассационной жалобе, была дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 12.09.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019 по делу N А31-7865/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
Е.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П и постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
...
Вопреки доводам лица, подавшего жалобу, администрация является надлежащим ответчиком по настоящему делу, с учетом договора от 03.10.2016. В пункте 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ в спорном периоде предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения отнесена, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 марта 2020 г. N Ф01-9186/20 по делу N А31-7865/2019